Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:41, курсовая работа
Финансовая система в любом государстве - это «кровеносная система» любой экономики, т.к. это отношения между: государством и юридическими ( и физическими ) лицами; самими юридическими лицами; отдельными государствами
по вопросам образования, распределения и использования фондов денежных средств. Из этих отношений слагается финансовая система, которая включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней; фонды страхования; валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и другие социальные денежные фонды.
Введение..................................................................................................стр. 3
Государственный бюджет - звено финансовой системы..................стр. 4
Роль налогов как основы доходной базы бюджета........................стр. 5-8
Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга......стр. 9-14
Пути снижения бюджетного дефицита.......................................стр. 15-20
Выводы..............................................................................................стр. 21
Используемая литература............................................................стр. 22-23
Приложение 1...................................................................................стр. 24-26
Приложение 2........................................................................................стр. 27
Приложение 3........................................................................................стр. 28
Основная проблема, возникающая в этой концепции - это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть не одинаковы по глубине и продолжительности. И в таком случае появление большого дефицита в период длительного и глубокого спада не покроется небольшим положительным сальдо бюджета короткого периода подъема, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция - это концепция функциональных финансов, т.е. целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является согласно данной концепции второстепенной проблемой, потому что:
Первая и вторая концепции ориентированы на бюджетный дефицит. Такая финансовая политика предполагает:
Овладение этой политикой позволяет государству находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Например, американская экономика долгие годы функционирует в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Однако в последние годы дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные размеры, и это заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.
Что же касается Российской бюджетной политики, то хотя она и обосновывалась на первой концепции, однако дефицит бюджета постоянно растет.
Так и Закон «О федеральном бюджете на 1997 год» сразу устанавливает предельный размер федерального бюджета в сумме 95400, 1 миллиард рублей, или 3,5% от ВНП и 18, 01% от расходов федерального бюджета на 1997 год т.е. по расходам федеральный бюджет утвержден в сумме 529765, 2 миллиарда рублей, а по доходам в сумме 434365,1 миллиард рублей.
Покрытие дефицита федерального бюджета будет осуществляться:
из источников внутреннего финансирования в сумме 49500, 0 миллиарда рублей, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
из источников внешнего финансирования в сумме 45900,1 миллиардов рублей.
Если происходит нарастание бюджетного дефицита, то это приводит к появлению государственного долга, что представляет собой сумму накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета. Превышение государственного долга над ВВП в 2,5 раза является критическим для стабилизации экономического бюджета.
Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний - это долг иностранным государствам, организациям, лицам. Это очень тяжелое бремя для страны: нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. ( Внешний долг России составляет 130 миллиардов долларов.) Когда платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно, т.е. попадание в разряд должников ограничивает доступ к международным финансовым ресурсам.
Внутренний долг государства - это долг своему населению, т.е. это долговые обязательства правительственных органов как перед юридическими и физическими лицами, так и перед предприятиями.
Что представляют собой долговые обязательства:
Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.
Государственный долг и бюджетный дефицит тесно связаны. Во-первых, государственные займы - это важный источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых определить опасность размеров бюджетного дефицита невозможно без анализа величины государственного долга. И вместе с тем, для оценки величины государственного долга необходимо изучение роста бюджетного дефицита.
Существуют две опасности роста государственного долга: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. А если финансирование обслуживания государственного долга осуществлять за счет эмиссии новых денег, то такая схема приводит к классическому инфляционному сценарию - появляется слишком много денег и мало товаров. Такая опасность заставляет теоретиков -экономистов всего мира искать пути и методы снижения бюджетного дефицита и как его следствия - государственного долга.
4. Пути снижения бюджетного дефицита.
В государствах с фиксированным количеством денег в обращении существует два традиционных способа покрытия дефицита бюджета - государственные займы и налоговые ужесточения. Можно еще добавить, как способ - эмиссию денежной массы, но этот способ чреват усилением инфляции.
Рассмотрим вопрос о налоговых поступлениях в государственную казну с целью покрытия дефицита бюджета.
Как известно, величина налоговых поступлений зависит, в основном, от эффективной деятельности предприятий (рост или спад производства).
Так вот, промышленное производство в России в начале 1994 года сократилось по сравнению с 1989 годом (последний год с положительным приростом) на 40 %, и тем самым было перекрыто «достижение» знаменитой «великой депрессии» 1929-1932 годов, составившие в США, где спад был наибольшим, 36 %. «Великая депрессия» в свое время была расценена как экономическая катастрофа, и возникло убеждение в том, что человечество ничего подобного больше не допустит. Однако экономическая катастрофа повторилась, но уже в России.
«В течение 1994, российская промышленность обвалилась еще на 22 % (приложение №2). Подобного в мирное время ни в одной стране не наблюдалось. Некоторые отечественные производства практически исчезли, так что сокращаться в последующем стало нечему.
Падение производства сопровождается, естественно, сокращением внутренней потребности в энергоносителях, цветных металлах и других видах сырья. В результате открывается возможность для наращивания экспорта сырьевых ресурсов даже при уменьшении добычи».1 Внутреннее потребление сокращается, а отношение экспорта к производству растет (приложение №3).
Надо иметь в виду и то, что сырье все чаще вывозится в натуральном виде, без какой-либо переработки ( сырая нефть, металлические болванки и т.п. ). А наращивание его экспорта вызывает снижение сырьевых цен на мировом рынке. Так, с 1992 года цены на нефть упали со 129 до 90 долларов за тону, на газ - с 84 до 70 долларов за тысячу кубометров. Цены на цветные металлы снизились на 15-20%. В результате для получения прежней валютной выручки России приходится экспортировать все больше и больше своих природных богатств, что возможно лишь при дальнейшем сокращении отечественного производства.
Связь здесь взаимная: глубокий спад производства высвобождает ресурсы для экспорта, а неустанное наращивание последнего ограничивает доступ отечественных производителей к энергоносителям и сырью, отключает их от собственных источников питания, что в свою очередь вызывает дальнейший спад производства. Таким образом, экономика страны обретает сырьевую ориентацию, а отсюда следуют все отрицательные для страны последствия.
Существуют множество альтернативных теорий экономического реформирования. При этом исходная альтернатива заключена в следующем: завершится ли сползание отечественного производства в периферийную экономику или будет проводиться курс на его возрождение на новой основе, т.е. во главу угла будут поставлены его интересы ( интересы отечественного производства).Такой подход усиливает ориентацию на наукоемкие производства и потребительский сектор. Именно такой цели должна быть подчинена экономическая политика в целом и во всех конкретных компонентах (и инвестиционная, и денежно-кредитная, и приватизационная, и налогово-бюджетная составляющие).
Итак, для увеличения доходов в федеральный бюджет, прежде всего, необходим экономический рост, рост производства.
Рост производства - необходимое условие расширения доходной базы бюджета. Но если нет инвестиций, то не будет обновления фондов и роста. Однако, возможно финансирование и без привлечения бюджетных средств - лизинг. Это форма финансовой аренды, которая позволяет предприятию получать оборудование в обмен на участие в своих прибылях владельца оборудования. Финансовая аренда имеет преимущество перед обычным кредитом. «В отличие от кредита оборудованием невозможно манипулировать, его приходится использовать по назначению. При российском безденежье это большое подспорье для развития производства».1 А для бюджета предприятие остается платежеспособным налогоплательщиком ( В Государственной Думе РФ прошло первое чтение закона «О лизинге»).
Следующий способ покрытия бюджетного дефицита или увеличение доходной части бюджета - это установление госмонополии на производство и продажу алкогольных напитков. Такой порядок установлен во всех цивилизованных экономически развитых странах. Потому что это прежде всего - здоровье нации, а затем - полная собираемость налогов в бюджет - прямых и косвенных.
Одним из важнейших налоговых источников доходной части бюджета могла стать, но, к сожалению, в России пока не стала, приватизация государственной собственности. За два года за бесценок было приватизировано более половины государственных предприятий. По данным Госкомстата РФ доходы от приватизации в 1992 году составили 1,1%, в 1993- году 0,6%, в 1994-году 0,4%, в 1995году-1,5% доходов федерального бюджета. На 22 февраля 1996 года согласно данным федерального казначейства, доходы от приватизации составили всего 9% от запланированных по этой статье на первый квартал.
Государство, таким образом, получило мизер. А из госсобственности ушел ряд национально значимых объектов, в том числе высокоприбыльных.
Для покрытия бюджетного дефицита необходимо решать вопрос по-иному: государству освобождаться от «мелкой» собственности и осуществлять точечное акционирование других объектов по их реальной стоимости. При этом не следует забывать о проблемах национальной безопасности и спешить избавляться от прибыльных объектов. Приватизации должна быть придана экономическая целесообразность. Кроме того, неоднократно, видными экономистами на страницах печати ставится вопрос о возврате на правовой основе под контроль государства ряда национально значимых объектов, способных приносить госбюджету дополнительные доходы. (Гражданский кодекс РФ, кстати, предусматривает принятие Закона РФ «Об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц»). Но на настоящий момент эта проблема в основном находится на стадии теоретических дискуссий.
Главным источником валютных средств федерального бюджета на обозримое будущее остаются природные богатства России. Отсюда напрашивается не раз высказывавшийся специалистами вывод: необходимо придать экспорту стратегического сырья целевое назначение - превратить его в устойчивый источник дохода для федерального бюджета. Варианты при этом могут быть различными - от введения государственной монополии на экономический экспорт такого сырья до образования специального федерального фонда, под контроль которого переводится фиксированная часть добываемого сырья.
На покрытие дефицита федерального бюджета направляются и доходы от эмиссии государственных ценных бумаг. В России, важным моментом в этом вопросе стал допуск нерезидентов на рынок ГКО и успешное размещение еврооблигационного займа. Либерализация доступа нерезидентов на рынок внутренних государственных заимствований способствовала решению ключевой задачи, которую поставило правительство на 1996 год - добиться неинфляционного финансирования бюджета при одновременном снижении процентных ставок. Около 5 миллиардов долларов, пришедших на рынок ГКО в течение прошлого года из-за рубежа, позволили сбить уровень процентных ставок с 200 в середине лета до сегодняшних 30-33 процентов годовых.
Размещение российских еврооблигаций на сумму 1 миллиард долларов при ожидавшемся объеме эмиссии 500 миллионов долларов, ажиотажный спрос на них, удовлетворенный менее, чем на половину, представляет собой определенную основу, указывающую на интерес к вложениям в Россию и на возможность дальнейшего снижения общего уровня процентных ставок в российской экономике.