6. Проблемы России, связанные
с отмыванием денег
Мировой финансовый кризис
1997-1999 гг. со всей очевидностью показал,
что существует довольно большое
число стран, слабо контролирующих
свои финансовые системы. Кроме того,
многие страны, даже активно борющиеся
с отмыванием денег, придерживаются очень жестких требований
к секретности информации, что делает
такую борьбу значительно менее эффективной.
ФАТФ в своем Годовом
отчете за 1999-2000 гг. выделила 15 "некооперативных"
стран или территорий, которые
не придерживаются целенаправленных мер по предотвращению отмывания
денег. К их числу относятся главным образом
развивающиеся стран государства, выступающие
как "налоговые гавани", удобные не
только для уменьшения налогов законным
путем, но и для отмывания денег: Багамские
и Каймановы острова, Острова Кука, Доминиканская
республика, Ливан, Маршалловы острова,
Науру, Нуи, Панама, Филиппины, Святой Киттс
и Невис, Винсент и Гренадины. Из стран
с рыночной экономикой в список попали
только Лихтенштейн и Израиль, из стран
с переходной экономикой - лишь Россия.
Для выделения "некооперативных"
стран были выработаны 25 специальных
критериев, отражающих слабые места
в юридической, административной, финансовой,
правоохранительной и судебной системах
этих стран, которые способствуют отмыванию
денег. Эти критерии во многом корреспондируют
с разработанными ФАТФ 40 рекомендациями
по борьбе с отмыванием денег. Они включают
следующие проблемы:
- просчеты в финансовом регулировании:
а) отсутствие регулирования
или неадекватное регулирование
и надзор за финансовыми институтами;
б) неадекватные правила
лицензирования и создания финансовых
институтов;
в) неадекватные требования
к идентификации клиентов финансовых
институтов;
г) чрезмерные требования
к секретности в отношении
финансовых институтов;
д) отсутствие эффективной системы информации
о подозрительных сделках.
- препятствия, вызванные другими правилами регулирования:
а) неадекватные требования
коммерческого закона по регистрации
бизнеса и юридических лиц;
б) отсутствие средств
идентификации в отношении бенефициаров юридических и коммерческих
предприятий.
- препятствия участию стран в международном сотрудничестве:
а) препятствия со стороны
административных властей;
б) препятствия со стороны
юридических структур.
- неадекватные ресурсы для предотвращения и обнаружения деятельности по отмыванию денег:
а) нехватка ресурсов в
общественном и частном секторах;
б) отсутствие подразделения
финансовой разведки или эквивалентного
механизма.
"Некооперативным"
странам и территориям, включая
Россию, ФАТФ рекомендует в кратчайшие сроки усилить борьбу
с отмыванием денег, укрепив регулирующую
систему и приведя законодательство в
соответствие с опытом стран, добившихся
заметных успехов в этой области.
Другая сторона выделения
"некооперативных" стран состоит
в том, что финансовым институтам других государств
рекомендовано проявлять особую осторожность
в деловых отношениях и трансакциях с
компаниями, финансовыми институтами
и физическими лицами стран, входящих
в список ФАТФ.
Россия отвечает многим
критериям ФАТФ для "некооперативных" стран. Это означает,
что по этим критериям РФ не ведет последовательную
целенаправленную борьбу с отмыванием
денег. По оценкам этой международной
организации, для России характерны следующие
моменты:
- неэффективное регулирование и надзор за всеми финансовыми институтами по сравнению с международными стандартами, применяемыми в борьбе с отмыванием денег (1-й критерий);
- существование анонимных счетов или счетов на очевидно вымышленные имена (4-й критерий);
- отсутствие эффективных законов, регулирующих отношения между контрольными органами и финансовыми институтами или соглашений между самими финансовыми институтами по идентификации клиента или бенефициара счета:
- отсутствует обязательное требование проверять идентичность клиента;
- не существует требований идентифицировать бенефициаров, когда есть подозрения, что клиент действует за них;
- не существует требований возобновлять идентификацию клиента или бенефициара, при появлении сомнений в их идентичности в процессе деловых отношений;
- не существует требований для финансовых институтов разрабатывать текущие программы обучения борьбы с отмыванием денег (5-й критерий).
- отсутствие юридических или административных требований к финансовым институтам или соглашений между государственными органами и финансовыми институтами сохранять документы, связанные с идентификацией клиентов и национальными и международными трансакциями, в течение определенного времени (5 лет) (6-й критерий, по мнению ФАТФ, применим к России лишь частично).
- отсутствие обязательной системы сообщения о подозрительных или необычных сделках компетентным властям с целью выявления и наказания ими причастных к отмыванию денег (10-й критерий).
- слабая система мониторинга и отсутствие уголовных и административных санкций в случаях отказа сообщать о подозрительных или необычных сделках (11-й критерий).
- неконструктивный подход к запросам других стран в отношении расследований случаев отмывания денег (17-й критерий).
- отказ конструктивно отвечать на запросы в рамках международной взаимопомощи (21-й критерий).
- отказ предоставить соответствующим административным и правовым органам людские и технические ресурсы для выполнения ими своих функций и осуществления расследований (23-й критерий).
- недостаточно подготовленный или коррумпированный персонал регулирующих и надзорных органов, отвечающих за принятие необходимых мер по борьбе с отмыванием денег в отдельных сферах финансовых услуг (24-й критерий).
- отсутствие централизованного подразделения (т.н. финансовой разведки) или эквивалентного механизма для сбора, анализа и передачи информации о подозрительных сделках компетентным властям (25-й критерий).
Департамент по усилению
борьбы с финансовыми преступлениями
Министерства финансов США (United States Department
of the Treasury, Financial Crimes Enforcement Network) издал в июле 2000 г. рекомендательный
документ для банков и других финансовых
институтов, действующих в США, в отношении
трансакций с Российской Федерацией. Документ
был выпущен с целью информировать финансовое
сообщество о серьезных недостатках в
российской системе по борьбе с отмыванием
денег. По мнению американских экспертов,
для нее характерны системные проблемы:
- отсутствуют всеохватывающие законы и нормативные акты, регулирующие процесс борьбы с отмыванием денег и соответствующие международным стандартам;
- положения Уголовного Кодекса, которые рассматривают отмывание денег как преступление имеют ограниченный практический эффект и применение;
- во многих трансакциях не применяется правило идентификации клиента;
- от финансовых институтов не требуется сообщать о подозрительных сделках;
- отсутствуют эффективные и своевременные процедуры для предоставления свидетельств в рамках двусторонних договоров, способствующие расследованиям в сфере отмывания денег. В этом контексте отсутствие полноценно действующей финансовой разведки оказывает особенно негативные последствия.
Для включения России
в списки "некооперативных" или
потенциально опасных с точки
зрения отмывания денег стран
действительно существует множество
оснований. Россия является страной
с переходной экономикой, с незавершенными
реформами, слабой и плохо контролируемой
финансовой системой, развитой коррупцией.
Значительные масштабы приобрела торговля
оружием и наркотиками. В результате России
присущи многие проблемы, с которыми сталкиваются
развивающиеся страны и которые создают
благоприятные условия для отмывания
денег, в т.ч. из других стран. В предыдущие
годы власти уделяли мало внимания этой
проблеме, что проявилось в отсутствии
специального законодательства и институтов,
призванных бороться с отмыванием денег.
России предстоит решать
все эти проблемы уже в ближайшем
будущем. В этой связи указанные списки недостатков и слабых мест российской
системы, в основном адекватно отражающие
наши реалии, могут оказаться полезными
в создании развитой системы борьбы с
отмыванием денег.
В рекомендациях Министерства финансов
США финансовым институтам предлагается
тщательно исследовать все доступные
факты в отношении сделок, достигающих
5 тыс. долл. и более (тогда как
в отношении других стран используется
порог в 10 тыс. долл. и выше) на предмет
определения их подозрительности. Особую
осторожность документ предлагает проявлять
в отношении трансакций и банковских отношений
с отсутствующей или неадекватной идентификацией
клиентов, промышленных или инвестиционных
предприятий, трансакциям из России, осуществляемым
через третьи страны. США, как известно,
особо чувствительны к недостаткам других
стран, в тех случаях, когда они полагают,
что такие недостатки отрицательно сказываются
на американской экономике. Пока речь
идет только о рекомендациях соблюдать
особую осторожность, но даже такие рекомендации
способны нанести вред двустороннему
экономическому сотрудничеству. Вместе
с тем, если Россия не предпримет в ближайшее
время реальных и комплексных мер по укреплению
борьбы с отмыванием денег, примеру США
могут последовать и другие страны.
Заключение
Для создания в России
эффективной системы борьбы с
отмыванием денег, базирующейся на международном
опыте, необходимо предпринять следующий
комплекс мер:
- Разработка национальной стратегии борьбы с отмыванием денег, которая должна включать следующие основные цели:
- создание всеобъемлющей системы по предупреждению и предотвращению отмывания денег в увязке с мерами по совершенствованию налогового режима, предотвращению оттока капитала и сокращению масштабов коррупции;
- совершенствование правовых механизмов, укрепление регулирования и надзора за компаниями и финансовыми институтами;
- расширение сотрудничества между федеральными центром и регионами в сфере борьбы с отмыванием денег;
- формирование системы взаимодействия между государством и частным бизнесом, направленной на вытеснение из деловой практики схем по отмыванию денег;
- активное участие России в международном сотрудничестве по борьбе с отмыванием денег.
- Не позднее весны 2001 г. принять рамочный закон противодействующий легализации доходов от преступной деятельности. Закон должен включать общепринятые в мире принципы создания и функционирования эффективной системы борьбы с отмыванием денег. Эти принципы отработаны в юридической практике стран, активно борющихся с отмыванием денег, а также в рекомендациях и требованиях международных организаций, международных двусторонних и многосторонних договорах и конвенциях.
- СЭЗ и иные особые экономические зоны, а также офшоры, хотя и являются потенциально опасными территориями с точки зрения больших возможностей по отмыванию в них денег, должны в основном регулироваться на основе собственного законодательства. Под закон об отмывании денег они должны подпадать только в случае, если деятельность и доходы, полученные на их территории (или с помощью регистрации на их территории), являются криминальными. В этом плане СЭЗ, ОЭЗ или офшоры не должны отличаться от других территорий, на которые распространяется данное законодательство.
- Закон должен признать отмывание денег уголовным преступлением. В этой связи в Законе целесообразно дать четкий список преступлений, составляющих основу для борьбы с отмыванием денег. Этот список мог бы включать наиболее тяжкие преступления, целью которых является извлечение дохода. Как минимум, он должен содержать торговлю наркотиками и оружием, людьми, человеческими органами, терроризм, коррупцию. В дальнейшем такой список может быть пополнен другими, менее тяжкими преступлениями. В Законе также должно быть указано, что рассмотрению такого рода дел должен отдаваться приоритет по сравнению с другими делами.
- В закон должны быть включены основные понятия, в том числе такие основополагающие как "отмывание доходов", "преступная деятельность, составляющая основу отмывания денег", "подозрительные сделки", "компетентные органы". Без расшифровки этих понятий могут возникнуть разные толкования положений Закона.
- Ввиду того, что отмывание денег создает инфраструктуру для продолжения и расширения преступной деятельности в других областях, необходимо учесть эту специфику в Законе. Так, цели Закона должны включать не только создание системы мер по пресечению и борьбе с отмыванием денег, но и обнаружение и пресечение преступлений, лежащих в основе процесса отмывания денег.
- Четко определить сделки, подлежащие контролю на предмет наличия отмывания денег. В этих целях целесообразно воспользоваться такими широко принятыми в других странах критериями, как значительный размер, а также характер сделок, который позволяет отнести их к подозрительным или необычным.
- Размер сделок, подлежащих контролю на предмет наличия отмывания денег можно установить на уровне 10 тыс. долл. для физических и до 100 тыс. долл. – для юридических лиц. Более низкий порог приведет к большой загрузке контролирующих органов и значительным трудностям в вычленении действительно значимых операций, связанных с отмыванием денег.
- Закон должен классифицировать меры, способные отследить движение финансовых средств, в первую очередь наличных, а по мере расширения деятельности – и других финансов и ценностей. Это предполагает налаживание обязательной системы информации и отчетности со стороны достаточно широкого круга организаций, в первую очередь работающих с денежными средствами и контролирующих движение финансов, а также некоторые иные аспекты корпоративной деятельности (учреждение и регистрация компаний, оказание бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг).
- Предусмотреть в Законе и учредить российскую "финансовую разведку", которая координировала бы борьбу с отмыванием денег. В качестве такого органа может выступать одно из действующих финансовых ведомств. Другой вариант – создание специального межведомственного совета с широкими полномочиями, но использующего в качестве базы для текущей работы одно из существующих ведомств.
- Законодательно обеспечить меры по упрощению и ускорению ареста и конфискации подозрительных средств в делах по отмыванию денег.
- Обеспечить полноценное включение страны в систему международной кооперации в сфере борьбы с отмыванием денег.
- До конца 2000 г. ратифицировать Страсбургскую Конвенцию 1990 г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности"
- Присоединиться ко всем международным Конвенциям и соглашениям по вопросам борьбы с отмыванием денег.
- Принять необходимые меры для выполнения рекомендаций ФАТФ и подготовить условия для вступления в эту международную организацию, являющуюся признанным лидером в борьбе с отмыванием денег.