БРИКС: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:21, доклад

Описание работы

Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом O`Нейлом, аналитиком Goldman Sachs, в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Брикс-взгляд изнутри…………………………………………………………….4
Положительные и отрицательные стороны экономической деятельности БРИКС……………………………………………………………………………..8
БРИКС и США…………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

БРИКС САМА РАБОТА.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ"

 

КАФЕДРА: мировая экономика

Реферат на тему:

                                        «БРИКС: проблемы и перспективы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Баграмова А.С. 
Группа: МГ09-оч 1

Проверила, доцент: Минченкова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 
 
 
 
 
Содержание. 
 
Введение…………………………………………………………………………..3 
Брикс-взгляд изнутри…………………………………………………………….4 
Положительные и отрицательные стороны экономической деятельности БРИКС……………………………………………………………………………..8 
БРИКС и США…………………………………………………………………...13 
Заключение……………………………………………………………………….15 
Литература……………………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение. 

Государства, которые  раньше принято было считать развивающимися странами Третьего мира, стремительно становятся экономическими гигантами  мира нового. БРИК: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика –пять рынков, каждый со своими уникальными особенностями, но при этом их объединяет потенциал, порожденный изменениями в политических системах этих стран. В результате этих изменений возник потребительский спрос, который формируют 43% населения всего мира. Сегодня в бурно развивающихся странах БРИКС расположены пять из десяти самых крупных городов планеты, в которых сосредоточились огромный капитал и миллионы потребителей, стремящихся вверх по социально-экономической лестнице. 
      Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом O`Нейлом, аналитиком Goldman Sachs, в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки). 
     Последовательность букв слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово briks – «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счет роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.  

Этим странам давно  прочат стать самыми инвестиционно  перспективными странами XXI века. Именно в этом качестве они постоянно  фигурируют в докладах авторитетных международных экономических и  финансовых институтов. Однако борьба за экономическое господство на рынке может закончиться далеко не в пользу России.

Если в политическом аспекте Россия, Китай и Индия  рассматриваются лишь как своеобразные центры притяжения в так называемом мультиполярном мире, то с точки зрения экономики они предстают не иначе  
как странами будущего. То, как эти страны проведут структурные и масштабные преобразования, станет решающим в их дальнейшей судьбе. Такая общность задач ставит входящих в «тройку» в жесткую конкуренцию друг с другом в сфере привлечения иностранных инвестиций. 
 
БРИКС – взгляд изнутри. 
 
Становление БРИКС отражает объективную тенденцию к формированию многополярной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости. В такой системе все более востребованы неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия.

Основу влияния БРИКС  на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, их демографические позиции, важная роль в ресурсном обеспечении человечества. В 2011 году на долю государств БРИКС приходилось около 25% общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальных валют), 30% территории Земли, 45% населения мира. За последние 10 лет экономика стран БРИКС увеличилась в 4,2 раза, тогда как экономика развитых стран - на 61%. «В период между 2001 и 2010 годами ВВП стран БРИК вырос более резко, чем я предполагал даже в самом оптимистичном сценарии», - признает автор термина БРИК, американский экономист Дж.О’Нил1. Вклад стран БРИКС в мировой экономический рост в течение последнего десятилетия составил около 50%. Это делает данную группу государств главной движущей силой развития глобальной экономики.

Политическая влиятельность  БРИКС связана с участием в  объединении двух постоянных членов Совета Безопасности ООН (России и КНР), а также тем фактом, что все  члены БРИКС являются авторитетными  участниками ведущих международных организаций и структур (ООН, «Группа двадцати», «Группа восьми», Движение неприсоединения, «Группа 77»), а также региональных объединений (Россия – в СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС; Россия и Китай – в ШОС, АТЭС; Бразилия – в УНАСУР, МЕРКОСУР; ЮАР – в АС, САДК; Индия – в СААРК)

По оценке известного бразильского политолога К.Перейры, БРИКС  «окончательно становится одной  из ключевых фигур на всемирной шахматной  доске»2. А уже упомянутый Дж.О’Нил приходит к выводу о том, что «быстрый рост стран БРИКС изменит мировой баланс»3.

Сближению участников БРИКС способствуют долгосрочные общие интересы. В первую очередь это - стремление реформировать устаревшую финансово-экономическую архитектуру мира, не учитывающую возросший экономический вес стран БРИКС и других «новых» экономик. Важна и общая приверженность участников объединения принципам и нормам международного права, неприятие политики силового давления и ущемления суверенитета независимых государств. У членов «пятерки» имеется много общих вызовов и проблем, связанных с потребностями модернизации экономики и социальной жизни. Наконец, в пользу стратегического сближения «работает» взаимодополняемость многих секторов экономики наших стран.

Для Российской Федерации  сотрудничество в формате БРИКС - одно из ключевых направлений внешней  политики на долгосрочную перспективу. Мы за постепенное придание такому сотрудничеству характера многостороннего стратегического партнерства по широкому кругу вопросов мировой экономики и политики. При этом Россия – за позиционирование БРИКС как новой модели глобальных отношений, строящейся поверх старых барьеров Восток-Запад или Север-Юг. Исходим из того, что объединению государств с численностью населения почти три миллиарда человек вряд ли подходит роль «моста» или «посредника» между «Севером» и «Югом», или структуры, «работающей» только в геополитическом пространстве «Юга». Такой подход заведомо ограничил бы возможности БРИКС по проведению самостоятельной линии на международной арене.

Между тем объединение  уже накопило ценный опыт координации  действий по ряду крупных международно-политических проблем, в первую очередь – в Совете Безопасности в период одновременного участия в работе этого органа всех государств БРИКС в 2011 году. По многим вопросам, связанным, в частности, с ситуацией в Ливии, Кот д’Ивуаре, Судане, Сомали, наши страны выступали и выступают с общих или весьма близких позиций.

Видим хорошие перспективы  дальнейшего наращивания взаимодействия в ООН в целях сохранения и  укрепления центральной роли Совета Безопасности в вопросах поддержания  международного мира и безопасности; предотвращения использования Организации, и в первую очередь – Совета Безопасности западными государствами для прикрытия курса на смещение неугодных режимов, навязывание односторонних вариантов решения конфликтных ситуаций. Важно продолжить и развить практику взаимной поддержки приоритетных для наших стран предложений на Генеральной Ассамблее ООН и в ее специализированных органах и учреждениях – Совете по правам человека, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ПРООН и других.

В сфере международной  безопасности Россия выступает за то, чтобы приоритетами сотрудничества государств БРИКС были:

- координация позиций,  а в перспективе - выработка  совместных предложений по вопросам  глобальной стабильности, международной  и региональной безопасности, нераспространения ОМУ, урегулирования региональных конфликтов и поддержания региональной стабильности;

- совместная работа  в пользу укрепления центральной  координирующей роли ООН в  сфере борьбы с международным  терроризмом, выполнения Глобальной  контртеррористической стратегии ООН, осуществления норм универсальных антитеррористических конвенций, строгого соблюдения положений соответствующих резолюций СБ ООН;

- координация подходов  в сфере борьбы с незаконным  оборотом наркотиков, совместные  шаги в рамках ООН и региональных организаций, нацеленные эффективное противодействие наркотрафику;

- взаимодействие в  интересах обеспечения международной  информационной безопасности (МИБ). Развитие сотрудничества в области  борьбы с кибертерроризмом и  киберпреступностью;

- укрепление сотрудничества с заинтересованными партнерами по БРИКС в сфере борьбы с морским пиратством, наращивание совместных усилий по созданию международного механизма судебного преследования и наказания пиратов.

Взаимодействие государств-участников по вопросам реформирования международной валютно-финансовой системы будет на длительную перспективу оставаться главным приоритетом сотрудничества в БРИКС.

Считаем, что работа БРИКС  в данной сфере должна быть нацелена в первую очередь на содействие выводу мировой экономики на траекторию уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, завершение нынешнего этапа реформы МВФ в сроки и на условиях, согласованных в рамках «Группы двадцати» и Фонда, продолжение реформы международной валютно-финансовой системы с целью создания более представительной, стабильной и предсказуемой системы международных резервных валют.

Решение указанных задач  возможно в основном через «Группу  двадцати». Вследствие этого важной целью участников БРИКС призвано стать усиление взаимодействия в  «двадцатке». Нам совместно следует всемерно укреплять роль «Группы двадцати» как центра кризисного реагирования на валютно-финансовые «шоки» глобального характера и как инструмента реформирования финансово-экономической архитектуры мира.

Исключительное значение Россия придает полному использованию всех уже созданных в БРИКС форматов сотрудничества для ускорения модернизации наших экономик, обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, решения социальных задач. Исходим из большой важности расширения взаимной информированности о культуре и традициях народов БРИКС с тем, чтобы расширить базу общественной поддержки целей и политики объединения. Решению этих задач могло бы способствовать постепенное создание общего информационного пространства стран-участниц.

С высоты накопленного БРИКС  опыта работы можно выдвинуть  некоторые соображения о дальнейших перспективах развития этого объединения.

Как представляется, в  ближайшие три-четыре года деятельность «пятерки» целесообразно сосредоточить  на продвижении общих интересов в международной финансово-экономической и политической сферах, а также на внутреннем укреплении БРИКС с целью вывода на качественно новый уровень взаимодействия участников БРИКС в их нынешнем составе.

Оптимальная, с точки  зрения российской стороны, система неформальных механизмов видится как включающая в себя саммиты, регулярные встречи Высоких представителей по вопросам безопасности, встречи министров иностранных дел, министров финансов и руководителей центральных (национальных) банков, руководителей отраслевых министерств и ведомств, рабочие группы, «виртуальный» секретариат. Координирующим рабочим механизмом БРИКС должны стать регулярные встречи шерп и су-шерп.

Важно вести линию  на развитие внешних связей форума. Упор при этом стоит делать на установление диалога с ведущими «новыми экономиками» и развивающимися странами, специализированными учреждениями системы ООН, а также с ключевыми региональными структурами.

Положительные и отрицательные стороны экономической  деятельности БРИКС

 

Экономическая деятельность стран участниц БРИКС уже сейчас оказывает определенное влияние на мировую экономику и экономику внутри этих стран. Данное влияние может быть как негативным, так и позитивным. Положительные стороны существования БРИКС в основном можно рассматривать с точки зрения воздействия на экономику самой страны.

Положительное влияние  деятельности БРИКС можно рассматривать  с 2 позиций:

  1. с позиции влияния на внутренние процессы страны входящей в БРИКС;
  2. с позиции влияния на мировую экономику.

Так к положительным сторонам деятельности БРИКС можно отнести:

  1. Повышение инвестиционной привлекательности стран БРИК.

Так страны БРИКС постепенно перестают восприниматься лишь как  источник дешевой рабочей силы и  природных ресурсов: новое исследование PricewaterhouseCoopers свидетельствует, что руководители крупнейших мировых компаний смотрят на страны BRICS (Бразилия, Россия, Индия, ЮАР и Китай) скорее как на крупнейший новый рынок сбыта. Большинство из них думает о том, чтобы развернуть работу в этих странах, хотя почти все признают, что глобализация ведет к негативному усложнению бизнеса и появлению новых рисков.

  1. Промышленный рост в странах участницах БРИКС.

Информация о работе БРИКС: проблемы и перспективы