Целлюлозно-бумажная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Лесной комплекс и в том числе целлюлозно-бумажная промышленность занимают особое положение в мировой эколого-экономической системе, и не только в плане влияния на глобальное изменение климата. Лесной комплекс в мировой экономике реально становится первым комплексом, практически полностью вписывающимся в концепцию устойчивого развития. В Республике Беларусь перспективам развития целлюлозно-бумажной промышленности уделяется большое внимание, и это оправдано, так как создание предприятий по глубокой переработке древесины в нашей стране на уровне стран ЕС позволит в 3-5 раз увеличить выручку от использования лесных ресурсов по сравнению с настоящим периодом.

Содержание работы

1. Общая характеристика целлюлозно-бумажной промышленности…
2. Анализ динамики показателей функционирования целлюлозно-бумажной промышленности …………………………………………..…
3. Перспективы и направление развития в Республики Беларусь или государственные комплексные программы……………………………...
Список используемой литературы ………………………...……………

Файлы: 1 файл

Национальная экономика Беларуси № 1.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

Удельный вес продукции  лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей в общем объеме продукции  промышленности в 2010 году составил 3,1%.

Производство важнейших  видов промышленной продукции

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Целлюлоза, тыс. тонн

61,3

65,9

60,0

56,1

45,1

50,7

Бумага, тыс. тонн

69

63

57

56

70

102


 

Индексы цен производителей продукции в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

(в процентах к предыдущему  году)

2005

2006*

2007

2008

2009

2010

119,6%

107,9%

112,6%

117,4%

112,0%

110,5%


 

По данным Белстат, по состоянию  на 1 января 2011 года запасы готовой продукции  на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности Белоруссии в денежном выражении составили 51,2 млрд. белорусских рублей, или 62,7% среднемесячному объему промышленного производства.

В Минэкономики отметили поступательный рост в инвестиционной сфере. В то время как в I квартале 2010 года инвестиции в основной капитал не достигли уровня аналогичного периода 2009 года (97,6%), по результатам I полугодия они составили уже 104,3%, по итогам трех кварталов - 109,5%. Всего за 2010 год направлено 54,2 трлн. белорусских рублей инвестиций в основной капитал, что составило 116,6% к уровню 2009 года (прогноз роста на 2010 год - на 23-25%).

Удельный вес в общереспубликанском производстве отдельных видов промышленной продукции в 2011 году (в процентах к общему объему производства по республике)

Область

Бумага

Картон

Брестская

0,1

-

Витебская

7,7

6,1

Гомельская

25,6

62,7

Гродненская

16,2

23,6

г. Минск

1,1

1,4

Минская

15,9

3,1

Могилевская

33,4

3,1


 

Индексы промышленного  производства по видам экономической деятельности (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Целлюлозно-бумажное производство

107,0

107,8

93,2

116,8 

109,8


 

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата в рублях за январь- август  2012 г. в целлюлозно-бумажном производстве составила 3545267.

 

 

3. Перспективы и направление развития в Республики Беларусь

или государственные  комплексные программы

 

В Беларуси принята программа  развития промышленного комплекса  республики на период до 2020 года. Об этом сообщили в отделе связей с общественностью Министерства экономики Беларуси, комментируя постановление Совета Министров от 5 июля 2012 года №622, которым принята эта программа.

Общая сумма расходов на реализацию программы составит около Br872,7 трлн., или $83,2-90,2 млрд. Расчет расходов на реализацию программы основан на необходимости достижения запланированного роста валовой добавленной стоимости и объемов промышленного производства за счет создания 400 тыс. высокопроизводительных рабочих мест и модернизации существующих рабочих мест. Основные источники средств: собственные средства организаций (36,6%), иностранные инвестиции (34,4%), кредитные ресурсы (24,5%), республиканский бюджет (4,5%).

"Это важнейший из  документов, который определит на ближайшую перспективу направления развития промышленности", - отметили в Минэкономики. Основной целью дальнейшего развития промышленного комплекса страны будет формирование конкурентоспособного инновационного сектора экономики, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест.

Предполагается в два  раза сократить отставание от среднеевропейского уровня по росту производительности труда по добавленной стоимости, увеличить выпуск соответствующей  мировым стандартам продукции и  нарастить экспортный потенциал страны. В высокотехнологичных наукоемких видах деятельности, а также в видах деятельности, использующих отечественную сырьевую базу (производство пищевых продуктов, целлюлозно-бумажное, химическое производство), ставится задача вплотную приблизиться по производительности труда по валовой добавленной стоимости к среднему уровню стран Евросоюза (ЕС-27).

В остальных видах  деятельности ставится задача обеспечения  роста производительности труда  за счет модернизации производств с  созданием высокопроизводительных рабочих мест. В приложении программы по каждой подсекции обрабатывающей промышленности определены ожидаемые результаты. Достижение поставленных целей предполагается за счет комплексного сочетания трех направлений: модернизация традиционных секторов промышленности; развитие топливно-энергетического комплекса; создание высокотехнологичных и наукоемких производств в радио-, микро- и оптоэлектронике, телевизионной техники, развитие фармацевтической промышленности, химического производства, малотоннажной химии, космических технологий. Определены условия развития: для имеющихся традиционных производств - модернизация с увеличением производительности труда, для новых строящихся предприятий - обеспечение уровня производительности труда не ниже, чем в развитых странах.

Определен перечень инвестиционных проектов по основным направлениям структурных  преобразований с учетом имеющихся  на сегодняшний день собственных  и иностранных разработок, разработок НАН Беларуси.

Источниками собственных  средств организаций станут амортизационные отчисления и чистая прибыль за вычетом фонда потребления. Дополнительным источником станет дальнейшее совершенствование налоговой системы, в том числе механизмов взимания основных налогов, а также оптимизация тарифов на топливно-энергетические ресурсы, концентрация ресурсов в рамках создаваемых холдингов.

Способствовать привлечению  иностранных инвестиций в планируемом  объеме будут структурные и институциональные  преобразования в промышленности: увеличение доли инновационных высокотехнологичных производств в общем объеме производства до 15% в 2020 году (в 2010 году - 2-3%). Также на это направлена приватизация предприятий и реформирование крупных имущественных комплексов, формирование государственно-частного партнерства в энергетике, на объектах, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Приоритетная форма привлечения прямых иностранных инвестиций в промышленности - создание совместных и иностранных предприятий, а также продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству. Исключение составляют стратегически значимые предприятия, связанные с безопасностью страны.

Потребность в кредитных  ресурсах будет обеспечиваться посредством  привлечения различных финансовых институтов (банки, частные, небанковские кредитно-финансовые организации). Возможно кредитование проектов создания или развития высокотехнологичных производств ОАО "Банк развития Республики Беларусь" по результатам их отбора.

Финансирование за счет республиканского бюджета будет  осуществляться в пределах, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Средства инновационного фонда будут задействованы с учетом изменения законодательства о формировании инновационных фондов.

В Министерстве экономики назвали наиболее значимые проекты программы. Среди них "Создание мощностей, увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90-450 т" в ОАО "БелАЗ" (Минпром). Проект "Организация производств по промышленной переработке стекла" в ОАО "Гомельстекло" осуществляет Минстройархитектуры. Это министерство также ведет проекты "Строительство завода по производству кальцинированной соды" и "Строительство горнообогатительного комбината на базе месторождения "Ситницкое". Концерн "Беллесбумпром" осуществляет реализацию проекта "Строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы". Концерн "Белнефтехим" выполняет проекты "Строительство цеха по производству азотной кислоты с реконструкцией действующего производства КАС" и "Строительство азотного комплекса в составе совмещенного цеха аммиака и метанола и цеха карбамида" в ОАО "Гродно Азот". Также в этой отрасли выполняется проект "Создание производства цельнометаллокордных шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57 и 63 дюйма" в ОАО "Белшина".

Программа предусматривает  поэтапное реформирование системы  государственного управления промышленностью  путем формирования холдингов. Будет  осуществляться переход республиканских  госорганов от оперативного управления организацией к управлению собственностью через акции и формирование института управляющих. Это будет на первом этапе. На втором этапе - объединение отраслевых органов государственного управления и создание Министерства промышленной политики, основной функцией которого станет выработка стратегии развития промышленности.

В результате реализации программы предполагается обеспечить прирост валовой добавленной  стоимости в промышленности к 2020 году в 2,2-2,3 раза. Рост производительности труда (по добавленной стоимости  в постоянных ценах) к концу 2020 года должен быть не менее 50% от уровня стран ЕС-27, рентабельность продаж - не менее 15-16%. Снижение уровня материалоемкости промышленной продукции (в фактических ценах) предстоит обеспечить на 10-11%. Ежегодно на 1,5% должен снижаться уровень импортоемкости промышленной продукции, а удельный вес отгруженной инновационной продукции должен составить 20-21% в 2015 году и сохранить данный уровень надо в 2016-2020 годах. Также до 35-37% увеличится доля добавленной стоимости в объеме производства продукции (работ, услуг) в 2020 году.

Наращивать мощности по выпуску газетной бумаги пока нецелесообразно. Есть проблемы по обеспечению предприятия  еловыми балансами. В настоящее  время в республике нет собственного производства беленой целлюлозы, а в качестве сырья используется балансовая древесина ели, из которой получается термомеханическая масса, но расчетная лесосека по ели невелика. Кроме того, газетная бумага находится в невысокой ценовой нише, а предприятию нужно возвращать кредиты, зарабатывать.

Необходимо отметить, что предприятия не останавливаются на достигнутом и планомерно проводит работу по выбору направлений дальнейшего инвестиционного развития. По результатам маркетинговой проработки рынка бумаг наиболее перспективным инвестиционным направлением развития предприятия определено создание производства бумаги – основы для декоративных облицовочных материалов, потребность в которой предприятий деревообрабатывающей отрасли существенно возрастет после ввода в эксплуатацию строящихся производств по выпуску древесных плитных материалов (ДСП, МДФ). Существует около сотни рисунков для ламинирования плит под структуру любой породы древесины (ясень, дуб, береза и др.).

Исходя из существующей инфраструктуры, кадрового потенциала, оптимальный вариант – поставить на Шкловском заводе малотоннажную бумагоделательную машину мощностью 30 тыс.т. Этот проект оценивается в 60 млн. евро. Мы должны делать ставку на редкие бумаги, которые высоки в цене (тонна газетной бумаги стоит $600, текстурной – $3-3,5 тыс.), потому что соревноваться с такими «бумажными монстрами», какие есть в России, где производится 1,8 млн.т газетной бумаги в год, сложно. Тем более что у нас недостаточно сырьевой базы для бумажной промышленности. Потребность в такой бумаге предприятий деревообрабатывающей отрасли оценивается в 12 тыс.т в год, так что более 50% продукции будет экспортироваться. Это производство, конечно, сложное, но в Шклове есть грамотные специалисты, которые в состоянии освоить новые технологии.

Целлюлозно-бумажная промышленность Беларуси относится к стратегическим областям экономики. Однако отсутствие в республике целлюлозного завода, выпускающего высококачественную сульфатную беленую и небеленую целлюлозу, сдерживает темпы роста этой отрасли и не позволяет производить из макулатурного сырья бумажную и картонную продукцию, по качественным показателям соответствующую уровню мировых стандартов. Недостаточное развитие в республике мощностей глубокой химической переработки древесины ставит республику в зависимость от импорта целлюлозы и продукции из нее.

Строительство завода по производству сульфатной беленой и  небеленой целлюлозы мощностью 400 тыс.т в год на базе ОАО «Светлогорский ЦКК» является важным стратегическим шагом, так как позволит в перспективе  произвести техническое перевооружение всей целлюлозно-бумажной отрасли республики, при этом снизить себестоимость выпускаемой продукции, обеспечить ее высокое качество, тем самым значительно повысить конкурентоспособность и в результате укрепить позиции предприятия на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

Информация о работе Целлюлозно-бумажная промышленность