Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:41, контрольная работа
Лесной комплекс и в том числе целлюлозно-бумажная промышленность занимают особое положение в мировой эколого-экономической системе, и не только в плане влияния на глобальное изменение климата. Лесной комплекс в мировой экономике реально становится первым комплексом, практически полностью вписывающимся в концепцию устойчивого развития. В Республике Беларусь перспективам развития целлюлозно-бумажной промышленности уделяется большое внимание, и это оправдано, так как создание предприятий по глубокой переработке древесины в нашей стране на уровне стран ЕС позволит в 3-5 раз увеличить выручку от использования лесных ресурсов по сравнению с настоящим периодом.
1. Общая характеристика целлюлозно-бумажной промышленности…
2. Анализ динамики показателей функционирования целлюлозно-бумажной промышленности …………………………………………..…
3. Перспективы и направление развития в Республики Беларусь или государственные комплексные программы……………………………...
Список используемой литературы ………………………...……………
Удельный вес продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей в общем объеме продукции промышленности в 2010 году составил 3,1%.
Производство важнейших видов промышленной продукции
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Целлюлоза, тыс. тонн |
61,3 |
65,9 |
60,0 |
56,1 |
45,1 |
50,7 |
Бумага, тыс. тонн |
69 |
63 |
57 |
56 |
70 |
102 |
Индексы цен производителей продукции в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
(в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006* |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
119,6% |
107,9% |
112,6% |
117,4% |
112,0% |
110,5% |
По данным Белстат, по состоянию на 1 января 2011 года запасы готовой продукции на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности Белоруссии в денежном выражении составили 51,2 млрд. белорусских рублей, или 62,7% среднемесячному объему промышленного производства.
В Минэкономики отметили поступательный рост в инвестиционной сфере. В то время как в I квартале 2010 года инвестиции в основной капитал не достигли уровня аналогичного периода 2009 года (97,6%), по результатам I полугодия они составили уже 104,3%, по итогам трех кварталов - 109,5%. Всего за 2010 год направлено 54,2 трлн. белорусских рублей инвестиций в основной капитал, что составило 116,6% к уровню 2009 года (прогноз роста на 2010 год - на 23-25%).
Удельный вес в общереспубликанском производстве отдельных видов промышленной продукции в 2011 году (в процентах к общему объему производства по республике)
Область |
Бумага |
Картон |
Брестская |
0,1 |
- |
Витебская |
7,7 |
6,1 |
Гомельская |
25,6 |
62,7 |
Гродненская |
16,2 |
23,6 |
г. Минск |
1,1 |
1,4 |
Минская |
15,9 |
3,1 |
Могилевская |
33,4 |
3,1 |
Индексы промышленного производства по видам экономической деятельности (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Целлюлозно-бумажное производство |
107,0 |
107,8 |
93,2 |
116,8 |
109,8 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в рублях за январь- август 2012 г. в целлюлозно-бумажном производстве составила 3545267.
3. Перспективы и направление развития в Республики Беларусь
или государственные комплексные программы
В Беларуси принята программа развития промышленного комплекса республики на период до 2020 года. Об этом сообщили в отделе связей с общественностью Министерства экономики Беларуси, комментируя постановление Совета Министров от 5 июля 2012 года №622, которым принята эта программа.
Общая сумма расходов на реализацию программы составит около Br872,7 трлн., или $83,2-90,2 млрд. Расчет расходов на реализацию программы основан на необходимости достижения запланированного роста валовой добавленной стоимости и объемов промышленного производства за счет создания 400 тыс. высокопроизводительных рабочих мест и модернизации существующих рабочих мест. Основные источники средств: собственные средства организаций (36,6%), иностранные инвестиции (34,4%), кредитные ресурсы (24,5%), республиканский бюджет (4,5%).
"Это важнейший из документов, который определит на ближайшую перспективу направления развития промышленности", - отметили в Минэкономики. Основной целью дальнейшего развития промышленного комплекса страны будет формирование конкурентоспособного инновационного сектора экономики, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест.
Предполагается в два раза сократить отставание от среднеевропейского уровня по росту производительности труда по добавленной стоимости, увеличить выпуск соответствующей мировым стандартам продукции и нарастить экспортный потенциал страны. В высокотехнологичных наукоемких видах деятельности, а также в видах деятельности, использующих отечественную сырьевую базу (производство пищевых продуктов, целлюлозно-бумажное, химическое производство), ставится задача вплотную приблизиться по производительности труда по валовой добавленной стоимости к среднему уровню стран Евросоюза (ЕС-27).
В остальных видах деятельности ставится задача обеспечения роста производительности труда за счет модернизации производств с созданием высокопроизводительных рабочих мест. В приложении программы по каждой подсекции обрабатывающей промышленности определены ожидаемые результаты. Достижение поставленных целей предполагается за счет комплексного сочетания трех направлений: модернизация традиционных секторов промышленности; развитие топливно-энергетического комплекса; создание высокотехнологичных и наукоемких производств в радио-, микро- и оптоэлектронике, телевизионной техники, развитие фармацевтической промышленности, химического производства, малотоннажной химии, космических технологий. Определены условия развития: для имеющихся традиционных производств - модернизация с увеличением производительности труда, для новых строящихся предприятий - обеспечение уровня производительности труда не ниже, чем в развитых странах.
Определен перечень инвестиционных проектов по основным направлениям структурных преобразований с учетом имеющихся на сегодняшний день собственных и иностранных разработок, разработок НАН Беларуси.
Источниками собственных средств организаций станут амортизационные отчисления и чистая прибыль за вычетом фонда потребления. Дополнительным источником станет дальнейшее совершенствование налоговой системы, в том числе механизмов взимания основных налогов, а также оптимизация тарифов на топливно-энергетические ресурсы, концентрация ресурсов в рамках создаваемых холдингов.
Способствовать привлечению
иностранных инвестиций в планируемом
объеме будут структурные и
Потребность в кредитных
ресурсах будет обеспечиваться посредством
привлечения различных
Финансирование за счет республиканского бюджета будет осуществляться в пределах, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Средства инновационного фонда будут задействованы с учетом изменения законодательства о формировании инновационных фондов.
В Министерстве экономики назвали наиболее значимые проекты программы. Среди них "Создание мощностей, увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90-450 т" в ОАО "БелАЗ" (Минпром). Проект "Организация производств по промышленной переработке стекла" в ОАО "Гомельстекло" осуществляет Минстройархитектуры. Это министерство также ведет проекты "Строительство завода по производству кальцинированной соды" и "Строительство горнообогатительного комбината на базе месторождения "Ситницкое". Концерн "Беллесбумпром" осуществляет реализацию проекта "Строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы". Концерн "Белнефтехим" выполняет проекты "Строительство цеха по производству азотной кислоты с реконструкцией действующего производства КАС" и "Строительство азотного комплекса в составе совмещенного цеха аммиака и метанола и цеха карбамида" в ОАО "Гродно Азот". Также в этой отрасли выполняется проект "Создание производства цельнометаллокордных шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57 и 63 дюйма" в ОАО "Белшина".
Программа предусматривает поэтапное реформирование системы государственного управления промышленностью путем формирования холдингов. Будет осуществляться переход республиканских госорганов от оперативного управления организацией к управлению собственностью через акции и формирование института управляющих. Это будет на первом этапе. На втором этапе - объединение отраслевых органов государственного управления и создание Министерства промышленной политики, основной функцией которого станет выработка стратегии развития промышленности.
В результате реализации программы предполагается обеспечить прирост валовой добавленной стоимости в промышленности к 2020 году в 2,2-2,3 раза. Рост производительности труда (по добавленной стоимости в постоянных ценах) к концу 2020 года должен быть не менее 50% от уровня стран ЕС-27, рентабельность продаж - не менее 15-16%. Снижение уровня материалоемкости промышленной продукции (в фактических ценах) предстоит обеспечить на 10-11%. Ежегодно на 1,5% должен снижаться уровень импортоемкости промышленной продукции, а удельный вес отгруженной инновационной продукции должен составить 20-21% в 2015 году и сохранить данный уровень надо в 2016-2020 годах. Также до 35-37% увеличится доля добавленной стоимости в объеме производства продукции (работ, услуг) в 2020 году.
Наращивать мощности по выпуску газетной бумаги пока нецелесообразно. Есть проблемы по обеспечению предприятия еловыми балансами. В настоящее время в республике нет собственного производства беленой целлюлозы, а в качестве сырья используется балансовая древесина ели, из которой получается термомеханическая масса, но расчетная лесосека по ели невелика. Кроме того, газетная бумага находится в невысокой ценовой нише, а предприятию нужно возвращать кредиты, зарабатывать.
Необходимо отметить, что предприятия не останавливаются на достигнутом и планомерно проводит работу по выбору направлений дальнейшего инвестиционного развития. По результатам маркетинговой проработки рынка бумаг наиболее перспективным инвестиционным направлением развития предприятия определено создание производства бумаги – основы для декоративных облицовочных материалов, потребность в которой предприятий деревообрабатывающей отрасли существенно возрастет после ввода в эксплуатацию строящихся производств по выпуску древесных плитных материалов (ДСП, МДФ). Существует около сотни рисунков для ламинирования плит под структуру любой породы древесины (ясень, дуб, береза и др.).
Исходя из существующей инфраструктуры, кадрового потенциала, оптимальный вариант – поставить на Шкловском заводе малотоннажную бумагоделательную машину мощностью 30 тыс.т. Этот проект оценивается в 60 млн. евро. Мы должны делать ставку на редкие бумаги, которые высоки в цене (тонна газетной бумаги стоит $600, текстурной – $3-3,5 тыс.), потому что соревноваться с такими «бумажными монстрами», какие есть в России, где производится 1,8 млн.т газетной бумаги в год, сложно. Тем более что у нас недостаточно сырьевой базы для бумажной промышленности. Потребность в такой бумаге предприятий деревообрабатывающей отрасли оценивается в 12 тыс.т в год, так что более 50% продукции будет экспортироваться. Это производство, конечно, сложное, но в Шклове есть грамотные специалисты, которые в состоянии освоить новые технологии.
Целлюлозно-бумажная промышленность Беларуси относится к стратегическим областям экономики. Однако отсутствие в республике целлюлозного завода, выпускающего высококачественную сульфатную беленую и небеленую целлюлозу, сдерживает темпы роста этой отрасли и не позволяет производить из макулатурного сырья бумажную и картонную продукцию, по качественным показателям соответствующую уровню мировых стандартов. Недостаточное развитие в республике мощностей глубокой химической переработки древесины ставит республику в зависимость от импорта целлюлозы и продукции из нее.
Строительство завода по производству сульфатной беленой и небеленой целлюлозы мощностью 400 тыс.т в год на базе ОАО «Светлогорский ЦКК» является важным стратегическим шагом, так как позволит в перспективе произвести техническое перевооружение всей целлюлозно-бумажной отрасли республики, при этом снизить себестоимость выпускаемой продукции, обеспечить ее высокое качество, тем самым значительно повысить конкурентоспособность и в результате укрепить позиции предприятия на рынках ближнего и дальнего зарубежья.