ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация —
установление разных цен на
один и тот же товар при условии, что различия
в ценах не связаны с различными издержками.
Позитивное в ценовой
дискриминации:
- увеличивается объем продаж до конкурентного;
- воспроизводство товаров и услуг, которые в другой ситуации не могли бы воспроизводиться;
- сглаживание различия в доходах.
Негативное:
Неэффективное перераспределение
ресурсов между отраслями и регионами.
В любом случае нужен действенный контроль
государства.
Разновидности ценовой дискриминации
- Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.
-
Ценовая дискриминация
второго рода — изменение цены, в зависимости
от объёмов потребления. Применяется в
том случае, когда у производителя нет
информации о каждом конкретном потребителе,
однако есть информация о группах потребителей.
При этом продавец устанавливает несколько
тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий
ему тариф. При установлении тарифов целью
продавца является забрать максимальную
часть потребительского излишка
.
- Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.
Примерами подобной ценовой
дискриминации могут служить:
- авиабилеты туристского и первого классов;
- спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;
- скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
- плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);
- гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.