Ценообразование в условиях олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Термин «олигополия» существует в экономической теории для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную часть рынка. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько (3-5) крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм сталкивается с наличием существенных препятствий. Производимая продукция может быть однородна и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т. п.; дифференциация – на рынках потребительских товаров.

Содержание работы

Введение
Понятие олигополия
Ценообразование в условиях олигополии
Тест
Заключение

Файлы: 1 файл

контрольная эк..docx

— 27.67 Кб (Скачать файл)

                                    План работы

 

 

  1. Введение
  2. Понятие олигополия
  3. Ценообразование в условиях олигополии
  4. Тест
  5. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин  «олигополия» существует в экономической  теории для описания рынка, на котором  существуют несколько фирм, отдельные  из которых контролируют значительную часть рынка. На олигополистическом рынке конкурируют между собой  несколько (3-5) крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм сталкивается с наличием существенных препятствий. Производимая продукция может быть однородна и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и  полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента  и т. п.; дифференциация – на рынках потребительских товаров.

Малое количество фирм на олигополистическом рынке заставляет их избегать тактики ценовой конкуренции  ввиду её неэффективности. Производители  знают, что если они снизят цену товара, то другие фирмы-конкуренты сделают  то же самое, в связи с этим они  потеряют доход и не приобретут ничего взамен. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна  в условиях современной конкуренции, олигополисты используют неценовые войны: рекламу, качество и надёжность изделия, методы сбыта, техническое превосходство, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, экономический шпионаж и т. д.

Несовершенная конкуренция: Олигополия

 

Олигополией называют тип рынка, где несколько крупных фирм контролируют основную его часть.

         Олигополия характеризуется тем, что на рынке господствуют несколько крупных фирм, выпускающих и продающих стандартный или дифференцируемый товар.

         Основная сфера взаимодействия-это цены, поэтому все формы сотрудничества являются, по сути, формами ценообразования в условиях олигополии.

Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба. Так как существуют отрасли, где экономия от масштаба существует даже при очень крупных размерах предприятия, например, в автомобильной или сталелитейной промышленности. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено путем выдачи лицензий.

Патентование  изобретений также служит барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя  и не позволяет конкурентам ко пировать изобретение в течение длительного срока.

Важной  особенностью рыночного поведения  олигополии является взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов. Таким образом действие фирм-конкурентов становятся для олигополии дополнительным условие при определении оптимальных объема производства и цен.

         При олигополии, как и при чистой  монополии, возможна не честная  конкуренция, когда фирмы, входящие  в олигополию препятствуют вхождению  на рынок конкурентов нерыночными  методами.

         Олигополия руководствуется такими  же принципами ценообразования,  что и монополия P>MR=MC<AC. Фирма выбирает такие объем производства и цену, при которых масса прибыли становится максимальной.

Существует  ряд моделей, описывающих поведение  олигополий на рынке.

1. Модель Ломаной кривой спроса описывает поведение фирмы, не проводящей стратегию тайного сговора с конкурентами.

При изменении  цены одним из конкурентов другие могут избрать одно из двух возможных  решений:

1)  выравнивать  цены и подстраиваться под  новую цену;

2)  не станут  реагировать на изменение цены  одним из конкурентов.

 Таким  образом, типичное поведение олигополии  — понижать цену вслед за понижением цены конкурента и не реагировать на увеличение цен последним.

Любое изменение  цены становится невыгодно в условиях олигополии. Снижение цен фирмой А может  вызвать «войну цен», когда фирмы по очереди снижают цену, пока для некоторых из них подобные действия не приведут к убыткам и закрытию производства. В условиях ценовой войны побеждает сильнейший, однако эта политика крайне рискованна, так как неизвестно, какая из фирм окажется наиболее стойкой. В конце концов в убытке могут оказаться все предприятия отрасли. Поэтому предприятия-олигополисты, как правило, стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в область неценовой конкуренции, то есть больше используют рекламу, по возможности улучшают качество и внешний вид продукции и так далее.

2. Вторая  модель рыночного поведения олигополии  описывает ситуацию, складывающуюся в результате тайного соглашения по поводу контроля за ценами.

Олигополия, стремясь уменьшить неопределенность, пытается зафиксировать цены на свою продукцию в надежде, что такая  стратегия обеспечит максимизацию прибыли. Средством достижения этой цели становится тайное соглашение между  конкурентами о ценообразовании.

          В результате тайных согласований  выбираются оптимальные для олигополистов объем производства и цена.

3. Третьей  моделью поведения олигополии  является модель лидерства в ценах. Она описывает ситуацию, когда какая-либо фирма  доминирует на рынке, и ее цена охватывает большую долю рынка. При такой ситуации именно ее цена становится рыночной.   Таким образом ценообразование на рынке олигополий, если оно строится по принципу лидерства в ценах предполагает, что одна фирма устанавливает цену, а другие принимают ее как объективную и ей подчиняются. Ценовой лидер будет повышать цену, если произойдет достаточно значительное повышение налогов, повышение уровня заработной платы в отрасли или удорожание какого-либо ресурса. Как правило, фирма-лидер заранее оповещает прессу о планируемом увеличении цены, так что остальные фирмы, входящие в олигополию, имеют время для подготовки к изменению цены. Такое лояльное отношение к конкурентам объясняется невыгодностью ценовой войны, которая приведет к потере стабильности.

4. Четвертая  модель ценообразования строится  по принципу «издержки плюс». Ее суть заключается в том, что фирма определяет уровень издержек на единицу продукции, а затем прибавляет к издержкам плановый уровень прибыли (обычно около 10-15%). Данный принцип используется там, где продукция олигополии дифференцирована, то есть по-своему уникальна (например, в автомобилестроении). Модель показывает, что фирма не подстраивает свои издержки под рыночную цену, а, наоборот, в цену, которую она выставляет, закладывает имеющиеся издержки. Подобное поведение фирмы возможно при отсутствии ощутимого давления конкуренции.

5. Существуют  модели, основанные на теории игр. В их основе лежит учет того обстоятельства, что фирмы в условиях олигополии взаимосвязаны и ведут себя как игроки на поле, когда действия одного игрока зависят от реакции другого. Модели описывают ситуации расчета объема производства и цены одного из участников конкуренции в зависимости от рыночного поведения другого участника.

          Модели, построенные на теории  игр, свидетельствуют о том,  что, испытывая жесткое давление  со стороны конкурентов, участники  олигополии действуют, как правило не в целях получения выгоды от изменения цены, а для минимизации потерь. Подобным стремлением к минимизации потерь можно объяснить, почему фирмы тратят значительные средства на рекламу своих товаров, не добиваясь при этом существенного увеличения доли рынка.

Тест:

 

  1. Ценовая дискриминация-это:                                                                                                                                                           

а) продажа  по разным ценам одной и той  же продукции различным  покупателям;

                  б) различия в оплате труда  по национальности и полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высок их цен на потребительские товары;

г) повышение  цены на товар более высокого качества;

д) все  предыдущие ответы не верны.

    2. Общей характеристикой рыночных  структур олигополии и монополистической  конкуренции является:

           а) барьеры входа новых фирм на рынок трудно преодолимы;

б) действует  очень большое количество продавцов  и покупателей товара;

в) эластичность спроса на продукцию фирмы выше, чем в условиях чистой монополии;

г) фирмы  обладают значительной монопольной  властью.

     3. Олигополистическая структура  рынка наиболее характерна для:

а) производства одежды и обуви;

б) производства сельскохозяйственной продукции;

в) автомобилестроения;

г) бытовых  услуг населению.

 

 

  1. Ценовая дискриминация-это установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связанными с различными издержками.(а)
  2. Общей характеристикой рыночных структур олигополии и монополистической конкуренции являются непреодолимые  барьеры входа новых фирм на рынок. Причины возникновения чистой монополии кроются в барьерах, препятствующих другим фирмам входить в отрасль. Эти препятствия объясняют так же существование монополистической конкуренции и олигополии.(а)
  3. Олигополистическая структура рынка наиболее характерна для автомобилестроения (имеется ввиду дифференцируемый товар). Примерами рынка олигополии являются отрасли производства оборудования, автомобилей, бытовой техники.(в)

 

Заключение

 

К положительным  оценкам олигополистических структур можно отнести прежде всего их достижения в научно-техническом прогрессе. В последние годы  были достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополии обладают огромными финансовыми ресурсами и влиянием в политических и экономических кругах общества. Это позволяет им участвовать в реализации выгодных проектов и программах, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия обычно не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

Негативная  оценка олигополии определяется прежде всего тем, что она очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно путём заключения тайных соглашений может уходить из-под контроля государства и создавать видимость конкуренции. Тогда как на самом деле стремиться извлечь выгоду за счёт покупателей, что сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, но технологическими возможностями практической реализации нередко обладают только крупные предприятия олигополистической структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом. Тем самым олигополии вносят важный вклад в экономический рост государства.

 

Список  использованной литературы

 

    1. Экономическая теория: Учебник / под ред. И.П.Николаевой – М.: Проспект, 2008
    2. Микроэкономика. А.Н.Чеканский.Н, Л.Фролова 2005

 


Информация о работе Ценообразование в условиях олигополии