Ценообразование во внешней торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

При формировании цены во внешнеторговой деятельности необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих постоянное влияние на процесс формирования цен. Формирование цен на мировых товарных рынках, происходит под действием определенных факторов, которые можно условно разделить на две группы:
факторы, действие которых подчинено закону стоимости;
факторы, влияющие на цены в сфере обращения товара.
Величина стоимости находится в прямой зависимости от продолжительности общего рабочего времени, необходимого для изготовления товара: чем больше времени расходуется на производство товара, тем выше его стоимость и соответственно цена.

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 1. Ценообразование во внешней торговле

 

При формировании цены во внешнеторговой деятельности необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих постоянное влияние на процесс формирования цен. Формирование цен на мировых товарных рынках, происходит под действием определенных факторов, которые можно условно разделить на две группы:

    • факторы, действие которых подчинено закону стоимости;
    • факторы, влияющие на цены в сфере обращения товара.

Величина стоимости  находится в прямой зависимости от продолжительности общего рабочего времени, необходимого для изготовления товара: чем больше времени расходуется на производство товара, тем выше его стоимость и соответственно цена.

Ко второй группе относятся факторы, связанные с условиями реализации товара. Любая компания устанавливает исходную цену, а затем корректирует её с учётом различных факторов. Но компании не просто назначают ту или иную цену, происходит создание целой системы ценообразования, охватывающей разные товары и изделия, а также учитывающей количество издержек, географическое распространение товара, условия спроса на их товар и т.д. Кроме того предприятие действует в условиях постоянной конкуренции и отвечает на ценовые изменения конкурентов. Кроме этого, подход предприятия к проблеме ценообразования частично зависит от жизненного цикла товара. Все вышеперечисленные факторы, действующие на внешних рынках, определяют так называемую мировую цену товара.

Из всех категорий цен к мировым относятся лишь те цены рынка, которые, во-первых, являются ценами на товары или услуги ведущих производителей и поставщиков, т.е. имеющих существенную долю в общем объеме подобной продукции, реализуемой на соответствующем рынке; во-вторых, установлены в свободно конвертируемой валюте; в-третьих, для товаров сырьевой группы берутся цены тех регионов мира, в которых сосредоточено их производство или торговля.

Таким образом, для того чтобы решить, по какой цене следует продавать или покупать на внешнем рынке, надо определить мировую цену на аналогичный продукт. Цена аналога и определит в этом случае искомый уровень мировых конкурентных цен.

Если на рынке найдется товар, у которого, все характеристики и коммерческие условия поставки полностью совпадают с нашим товаром, то существующий уровень цен конкурентного товара является ответом на вопрос без каких, либо поправок и уточнений.

Однако такие аналоги  встречаются очень редко и  лишь на ограниченном числе рынков. На каждом мировом товарном рынке регулярно заключается тысячи контрактов, цены которых могут существенно отличаться, это свидетельствует о множественности цен на рынке. Причина этого в том, что цены отражают различия в качестве, упаковке, комплектации, коммерческих условиях поставки. В этом случае отыскание аналогичных товаров и мировых конкурентных цен затрудняется, требует четкий анализ данных.

На практике мировые цены определяются на основе анализа достаточно представительной информации, которая может включать:

    • счета и контракты по реальным коммерческим сделкам;
    • биржевые цены; цены аукционов и торгов;
    • справочные цены; цены предложений крупных экспортеров;
    • цены статистики внешней торговли; цены каталогов, прейскурантов фирм;
    • специальные обзоры, публикации, бюллетени;
    • материалы выставок и ярмарок;
    • информацию торгпредств и др.

Для технически сложных  продуктов по мере увеличения числа  отличий экономических характеристик, коммерческих условий возрастает разброс цен на рынке. При определении контрактных цен на машины и оборудование, как правило, возникает больше проблем, чем в отношении цен на другие товары. Поэтому им уделяется достаточно много внимания.

Большое влияние на экспортные и импортные контрактные цены оказывают  условия поставки. От этого зависит величина включенных в цену дополнительных расходов (поставку, страховку, отгрузку), начиная с расходов на хранение на складе экспортера и далее на транспортировку до порта, нахождение товара в порту, доставку до порта импортера, хранение за рубежом и, наконец, доставку товара импортеру. При этом учитываются также попутные расходы на страхование, погрузку-разгрузку, таможенную очистку. В зависимости от базисных условий поставки все указанные расходы распределяются между продавцом и покупателем, и только та их часть, которую берет на себя продавец, входит в цену. Поэтому, чем меньше дополнительные расходы продавца, тем ниже будет цена товара. Во внешнеторговых контрактах также обязательно указывается вид используемых цен, который, в свою очередь, зависят от способа определения.

Существует пять основных видов  контрактных цен:

Твердая фиксированная  цена – устанавливается на дате подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения. Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов, и если в этот период не ожидается существенных скачков цен. Для продавцов эти цены выгодны в случае, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону понижения.

Твердая фиксированная  цена с возможностью последующей  корректировки – так же, как и в первом случае, цена фиксируется в контракте, однако при этом оговариваются условия ее корректировки, например, если цены на рынке в период исполнения контракта повысятся, или понизятся более чем на 5%.

Цена с последующей  фиксацией – в контракте устанавливается принцип определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Эти цены применяются в случае, если в период исполнения контракта на рынке предполагается сильное повышение цен, которое трудно оценить заранее с приемлемой точностью. Данный способ определения контрактных цен удобен также для долгосрочных контрактов, которые предусматривают периодические поставки в течение ряда лет. В торговле цветными металлами, например, цены в этом случае могут определяться на основе биржевых котировок, соответствующих дате поставки очередной партии товара.

Скользящая цена – цена, которая рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей. Первая часть формулы – это базовая цена, аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене. Вторая, основная часть, имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных издержек на производство товара. При этом принципиально важно учесть в формуле именно те издержки, по которым в период исполнения контракта возможны сильные изменения. Использование скользящих цен характерно для контрактов на поставку сложных и уникальных товаров, имеющих длительный цикл изготовления, например комплектного оборудования. Этот вид цен также широко используется при осуществлении подрядных строительных работ.

Смешанная цена – одна часть цены является твердой, фиксированной, другая – скользящей.

Практическое использование  приведенных видов контрактных  цен требует знания ценовых показателей, характерных для различных мировых товарных рынков, а также тех источников информации, из которых они могут быть получены.

 Необходимо отметить, что большую роль в формировании цен на уровне сферы обращения играет государство. Действие государства могут иметь отношение к ценам как прямо, так и косвенно. Примером прямого влияния на ценообразование может служить антидемпинговое законодательство. Другим инструментом прямого воздействия государства на цену служит налоговое регулирование. Косвенное влияние государства на формирование цен осуществляется посредством мер по регулированию экспорта и импорта, направленных на стимулирование вывоза продукции за рубеж и оказание помощи национальным производителям в их конкурентной борьбе, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Особое место в механизме  ценообразования занимает валютный фактор. Изменение курсов валют влечет за собой колебание цен, не связанное с изменением стоимости. На сегодняшний день существует четыре основные валюты: доллар, фунт, евро, йена. Динамика курса валюты цены значительно влияет на цену товаров однородной номенклатуры. Поэтому цены на сырьевые товары тесно связаны с динамикой курсов валют, которые используются на рынках. На рынках продукции машиностроения валютный фактор выполняет также важную роль в формировании динамики цен.

Еще одним фактором, влияющим на ценообразование во внешней торговле, являются скидки. В настоящее время в практике международной торговли используется много различных видов скидок.

Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или справочной цены товара. Простая скидка составляет 20—30 %, а в некоторых случаях 40 % цены. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности, на стандартные виды оборудования.

Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им определенного заранее и увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются издержки их производства.

Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в течение определенного срока (обычно один год), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15—30 % оборота.

 Дилерские скидки предоставляются производителями своим постоянным покупателям или посредникам по сбыту, в том числе заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов. Дилерские скидки составляют в среднем 15—20 % розничной цены.

Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся также скидки на пробные партии и заказы. Экспортные скидки предоставляются продавцам при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

Сезонные  скидки предоставляются за покупку товара вне сезона. Например, по сельскохозяйственным удобрениям они составляют около 15%.

Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов, количество которых достигает товарного характера.

Скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы в размере 25—30 % прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у фирмы товара устаревшей модели. Такие скидки широко применяются при продаже автомобилей, электрооборудования.

Указанные выше ценовые показатели и их источники составляют информационное обеспечение ценообразования во внешнеторговой деятельности. Создание информационного обеспечения путем сбора и систематизированного хранения данных о ценах, качестве и коммерческих условиях поставки является важнейшим подготовительным этапом расчетов цен. Систематическое квалифицированное выполнение этой задачи служит решающим условием верного определения уровня мировых цен, а на их базе – цен предстоящих внешнеторговых сделок.

Задача 1. Планируется торговля плакатами для туристов по 50 руб. за шт. Можно их приобретать у оптовика по 30 руб. Аренда палатки обойдется в 10 000 руб. в неделю. Каков порог рентабельности и каким он будет, если арендная плата повысится до 15 000 руб. в неделю? Сколько плакатов должно быть продано для получения прибыли в сумме 7 000 руб. в неделю? Какой запас финансовой прочности имеет бизнес при данной сумме прибыли?

Решение:

 

Прибыль от продажи одного плаката составляет

50 – 30 = 20 руб.

Порог рентабельности при  арендной плате 10 000 руб./нед. составит:

(Рассчитываем исходя из формулы:

Рпрод = Прибыль от продаж/ Себестоимость продаж)

 

1 = 20Х1/10 000, отсюда Х1 = 500 шт./нед.

 

Порог рентабельности при арендной плате 15 000 руб./нед. составит:

 

1 = 20Х2/15 000, отсюда Х2 = 750 шт./нед.

 

Количество плакатов, которое должно быть продано для получения прибыли 7 000 руб./нед.

 

Х3 = 10 000 + 7 000/ 20 = 850 шт./нед.

 

Запас финансовой прочности  бизнеса при сумме прибыли 7 000  руб./нед. составит:

 

10 000 + 7 000/ 10 000 = 1,7 или 70%

 

Таким образом, при продаже 850 плакатов в неделю, для достижения порога рентабельности, прибыль от продажи одного плаката может быть снижена в 1,7 раза и составит:

 

20/1,7 = 11,76 руб.

Цена продажи одного плаката может быть снижена до

 

30 + 11,76 = 41,76 за один  плакат

 Запас для одного  плаката составит 20 – 11,76 = 8,24 руб.

 

 

 

Задача 2. Фирма выпускающая телевизоры, исходя из оценки рыночной конъюнктуры и цен конкурентов, считает, что розничная цена на одну из моделей изделия может быть установлена на уровне 250 долл. При этом прибыль и расходы розничной торговли составляют 40%, прибыль и расходы оптовой торговли – 25%, собственная прибыль фирмы – 20%. Каковы должны быть издержки производства данной модели?

 

Оптовая цена составит:

250 -250х0,4 = 150 долл.

Отпускная цена предприятия  составит:

150 - 150 х0,25 = 112,5 долл.

Издержки производства составят:

112,5 – 112,5 х0,2 = 90 долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.   Цены и ценообразование/под ред.В.Е. Есипова — 4-е изд.— СПб.:  Питер, 2006. — 560 с.

Информация о работе Ценообразование во внешней торговле