Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 00:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий о ценовой политике и процессе ценообразования на предприятиях.
В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть экономическую сущность и виды рыночных цен; понятие и цели ценовой политики; рассмотреть ценообразующие факторы; методы и стратегии ценообразования.
Введение 3
1 Ценовая политика и ценообразование на предприятиях 4
1.1 Экономическая сущность и виды рыночных цен 4
1.2 Понятие и цели ценовой политики 9
1.3 Ценообразующие факторы 12
1.4 Методы и стратегии ценообразования 18
Заключение 22
Список использованных источников 23
Расчетная часть 24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
Экономический факультет
Кафедра “Бухгалтерский учет, финансы и аудит”
по дисциплине: “Экономика предприятия”
на тему: “Ценовая политика и ценообразование на предприятиях”
Введение
1 Ценовая политика и ценообразование на предприятиях
1.1 Экономическая сущность и виды рыночных цен 4
1.2 Понятие и цели ценовой политики
1.3 Ценообразующие факторы
1.4 Методы и стратегии ценообразования
Заключение
Список использованных источников
Расчетная часть
Введение
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.
Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от продаж продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.
На себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, поскольку гибкость предприятия ограничена, как правило, разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства по снижению материалоемкости продукции, а вот цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию предприятия за назначенную им цену. Возникает дилемма, какую же выбрать ценовую стратегию и установить цену, чтобы максимизировать прибыль. Этим и определяется актуальность данной темы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий о ценовой политике и процессе ценообразования на предприятиях.
В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть экономическую сущность и виды рыночных цен; понятие и цели ценовой политики; рассмотреть ценообразующие факторы; методы и стратегии ценообразования.
1 Ценовая политика и ценообразование на предприятиях
1.1 Экономическая сущность и виды рыночных цен
В рыночных условиях хозяйствования ключевым рычагом, активно влияющим на развитие общественного производства и уровень жизни населения, является цена, т.е. денежное выражение стоимости товара (продукции, услуг). Она всегда колеблется вокруг цены производства (превращенной формы стоимости единицы товара, равной сумме затрат производства и средней прибыли) и отражает уровень общественно необходимых затрат труда.
Применяемые в рыночной экономике цены выполняют три основных функции: учетно-измерительную, распределительную и стимулирующую.
учетно-измерительная функция цены состоит в том, что она выступает как средство учета и измерения затрат общественного труда на производство отдельных видов продукции или оказания разнообразных услуг;
распределительная функция заключается в том, что при помощи цен, отклоняющихся от стоимости, осуществляется перераспределение части доходов первичных субъектов хозяйствования и населения;[1]
функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
==============================
В системе хозяйствования применяется много видов цен, выделяемых по разным классификационным признакам или без таких признаков. Основные виды цен и тарифов, которые группируются по различным классификационным признакам, представлены на рисунке 2.
По классификационному признаку «Уровень установления и регулирования» различают централизованно-фиксированные, договорные и свободные цены.
централизованно-фиксированные цены устанавливает государство: на ресурсы, влияющие на общий уровень и динамику цен; на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение; на продукцию, производство которой сосредоточено на предприятиях (в организациях), занимающих монопольное положение на рынке;[1]
уровень договорных цен формируется на основе договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) и касается конкретной партии товара;
свободные цены – это цены, определяемые предприятием (организацией) самостоятельно. Однако государство в определенной мере влияет на договорные и свободные цены, проводя антимонопольную политику, регулируя условия налогообложения и кредитования для отдельных групп субъектов предпринимательской деятельности.[3]
Рисунок 2 – Основные виды цен и тарифов по отдельным
классификационным признакам
В зависимости от особенностей процесса купли-продажи и сферы экономики существуют мировые, оптовые, заготовительные и розничные цены, а также тарифы на перевозку грузов и пассажиров, оказание разнообразных платных услуг.
Мировые цены – это денежное выражение международной стоимости товаров, реализуемых на мировом рынке. Они определяются: для одних товаров – уровнем цен страны-экспортера; для других – ценами бирж и аукционов; для многих изделий – ценами ведущих фирм мира.
Оптовые (отпускные) цены на продукцию производственно-технического назначения и товаров народного потребления устанавливаются исходя из: фактических затрат на производство (т. е. себестоимости) продукции; прибыли предприятия (организации); величины налога на добавленную стоимость (НДС); суммы акцизов (для товаров, облагаемых акцизным сбором); суммы лицензионного сбора (для алкогольной продукции).[4]
==============================
Отдельную группу цен составляют разнообразные тарифы. Тарифы грузового и пассажирского транспорта — это плата за перевозку грузов и пассажиров, которая взимается транспортными предприятиями с грузоотправителей и населения. Тарифы на платные услуги характеризуют размер оплаты услуг в сфере бытового обслуживания, банков и связи, юридических услуг и т. п.
В современной практике хозяйствования применяются также рыночные цены, которые выделяются без определенного классификационного признака. Основные из них (с краткой сущностной характеристикой) представлены на рисунке 3.
Современное ценообразование предусматривает систему франкирования цен. Франко (итал. franko, букв. – свободный) – это вид внешнеторгового соглашения купли-продажи, когда в цену товара включают затраты на его страхование и доставку в место, указанное в договоре.
Принято различать цены «франко-станция отправления» и «франко-станция назначения». В условиях установления оптовой цены «франко-станция отправления» затраты на доставку продукции от станции отправления до места потребления несет покупатель товара; поэтому транспортные расходы продавец не включает в цену. Оптовая цена «франко-станция назначения» включает транспортные расходы, которые возмещает оптово-сбытовая организация или производитель продукции.[1]
==============================
1.2 Понятие и цели ценовой политики
Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Важная роль ценового механизма для предприятия бесспорна. Между тем практика показывает, что ни одна компания, независимо от прочности ее позиций на рынке, не может позволить себе устанавливать цены без анализа возможных последствий различных вариантов такого решения. И несмотря на то что широкое распространение имеют и неценовые формы конкуренции, цена является существенным элементом конкурентной политики и оказывает значительное влияние на рыночное положение и доходы предпринимателя. Поэтому настоятельной необходимостью для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой политики.
==============================
Разработка ценовой политики включает этапы:
выработки целей ценообразования;
анализа ценообразующих факторов (определения спроса, анализа предложения, цен конкурентов и др.);
выбора метода ценообразования;
принятия решения об уровне цены.
Каждый шаг установления цены сопряжен с определенными проблемами, о которых вдумчивый предприниматель должен знать заранее.
В процессе ценообразования предприниматель прежде всего должен определить, каких целей он желает достичь с помощью продажи своего товара. Часто оказывается, что стратегических целей у предприятия несколько и они достижимы в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Следует выработать навыки умения распознавать и с помощью ценовой политики реализовывать оптимальное соотношение возможно большего числа целей. При формулировании целей ценообразования обычно ориентируются на стратегические цели предпринимательской деятельности. Наиболее распространенные цели таковы.
Выживание предприятия. Эта цель может рассматриваться как краткосрочная. В условиях конкурентного рынка предприятие часто идет на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При этом прибыль теряет свое значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.
Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность и расширяет инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочной политике цен. В перспективном плане она является производной от глобальной цели – максимизации ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя в своей деятельности эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке. Также слабо принимаются во внимание ответные действия конкурентов и меры воздействия государства, направленные на регулирование деятельности рынка. Однако именно эта цель наиболее часто выдвигается предприятиями в условиях формирования
и становления рынка в России.
==============================
«Снятие сливок» с рынка путем установления высоких цен. Такая политика может использоваться предприятиями, выпускающими совершенно новые товары, ранее неизвестные на рынке. Используя товары-новинки, отдельные потребители получают возможность удовлетворить свои потребности на качественно новом уровне. Как только наступает насыщение этого сегмента рынка товаром-новинкой по высокой цене, фирма снижает цену, переходя к другому сегменту. Таким образом, достигается привлечение максимального количества покупателей в каждом сегменте рынка.[6]
Информация о работе Ценовая политика и ценообразование на предприятиях