Ценовая политика монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:05, реферат

Описание работы

Цель работы – ознакомиться и изучить теоретическую сторону монополий, различных возможностей максимизации монополистической прибыли, а так же особенности монополистических процессов в Беларуси.
Задачи работы – изучить, проанализировать развитие монополий, их формы, а так же различные аспекты и подходы к регулированию монополий государством.
Рассмотрена модель монополии и причины ее существования. Были выделены позитивные и негативные стороны влияния ее функционирования и обоснования необходимости ее регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие ценовой дискриминации и ее виды 6
1.1. История понятия «ценовая дискриминация» 6
1.2. Три степени ценовой дискриминации 7
1.3. Пространственная дискриминация 12
ГЛАВА 2. Влияние ценовой дискриминации на благосостояние 15
2.1. Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние. 15
2.2. Экономическая эффективность и ценовая дискриминация 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20

Файлы: 1 файл

ЦЕНОВАЯ политика монополии при стремлении максимализации прибыли и при альтернативных целях монополии.docx

— 70.59 Кб (Скачать файл)

Альтернативные цели фирм

1) Максимизация продаж или общей выручки. Предложена В.Баумолем -Модель Баумоля

Рис. 1. Модель Баумоля

Выпуск при максимизации прибыли будет меньше, чем выпуск при максимизации выручки

т.к. MR(Q1)>MR(Q2) => Q1<Q2

Для менеджеров снижение выручки до объемов максимизации прибыли не выгодно по следующим причинам:

1) Падение  привлекательности фирмы;

2)Потери  дистрибьюторов и сокращение  каналов сбыта;

3) Снижение  рыночной власти.

2) Модель  Уильямсона

Подход Уильямсона принимает ограничение прибыли по типу модели Баумоля. Модель Уильямсона основана на предпочтении расходов, в ней детально изучается дискреционное (дискреционный - действующий по своему усмотрению) поведение, проявляемое управляющими[2].

В рамках этой модели рассматриваются следующие основные цели управляющих:

1) Жалование  плюс другие денежные вознаграждения;

2) Число сотрудников, подчиненных данному управляющему  и их квалификация;

3) Контроль за инвестиционными расходами фирмы;

4) Привилегии - автомобили компании, роскошные  офисы, превосходящие по затратам  те, что необходимы для работы  фирмы. (Форма организационной или  управленческой слабины).

Все эти цели возрастают с увеличением размера фирмы. Модель сосредотачивает свое внимание на непосредственных целях управляющих.

Рисунок 2. Модель Уильямсона

Формально функция полезности Уильямсона содержит:

1) S - избыточные расходы на штат (pмакс - pА) - разность между максимальной и реальной прибылью pА

2) М - управленческую  слабину (pА - pR) - разница между реальной прибылью и объявленной (отчетной) прибылью, которая по существу поглощается управляющими в натуральной форме

3) I - дискреционные инвестиционные расходы - величина, превышающая те расходы, что необходимы для поддержания минимально допустимого для акционеров уровня прибыли pмин , I= (pR -pmin-T)

Преследование этих целей ограничено необходимостью сохранения приемлемого уровня отчетной прибыли. Это можно обобщить, пользуясь приведенными обозначениями и Т - как общей суммы налогов:

где S=(pмакс - pА), M=(pА - pR), I=(pR - pmin-T)

В добавление к объему выпуска Q управляющие могут выбирать S, которые определяют цену и реальную прибыль; М, которая определяет отчетную или объявленную прибыль, I - определяется однозначно, т.к. минимальная прибыль и уровень налогов заданы.

Модель решается подстановкой значений S, M, I в функцию полезности с последующим дифференцированием и приравниванием к нулю производных по Q, S, и M. Это показывает, что у такой фирмы будут более высокие расходы на штаты и большая управленческая слабина, чем у фирмы, максимизирующей прибыль.

Уильямсон сопоставил эти модели, сведя результаты в таблицу

 

Переменная

Повышение спроса

Повышение ставки налога на прибыль

Повышение паушальной (целой) суммы налога

 

Модель Уильямсона

       

Объем выпуска

+

+

-

 

Расход на персонал

+

+

-

 

Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли

_

_

+

 

Модель максимизации прибыли

       

Объем выпуска

0

0

   

Расход на персонал

+

0

0

 

Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли

0

0

0

 

 

 

Совершенное ценообразование любого блага содержит в себе две части – оплату за право пользования блага и стоимость непосредственного потребления продукции1. Цена товара определяется на уровне лимитированных затрат по его производству, а размер взноса устанавливается как величина потребительского излишка рынка. Так, выигрыш потребителя в качестве низкой стоимости покупки продукции теряется в качестве оплаты  доступа к источнику продажи блага.

Влияние на экономическое благосостояние совершенного вида дискриминации достигается весьма эффективным образом и вся прибыль достается монополисту.

Что касается дискриминации второй степени, то нельзя говорить однозначно, приносит она пользу либо вред. В этом случае необходимо сравнить потери покупателей на рынке с низкой эластичностью спроса при увеличении излишка покупателей с рынком, где эластичность спроса высока.

О подобной неоднозначности пользы и влиянии на совокупность объема выпуска продукции можно говорить и в случае с третьей степенью ценовой дискриминации. В случае снижения совокупного выпуска, оценка эффективности и общественного благосостояния упадет в большем объеме, нежели при установлении единой монопольной цены, вследствие чего увеличатся и мертвые потери2. При возрастании совокупного выпуска происходит и повышение благосостояния.

Ценовая дискриминация третьей степени без сомнения существенно влияет на распределение доходов. Здесь речь идет о перераспределении прибыли от групп покупателей с низкой эластичностью спроса к группам с высокой эластичночтью спроса и производителю3.

В качестве примера проявления ценовой дискриминации третьей степени можно привести осуществление скидок категориям потребителей с высокой эластичностью спроса: студенты, пенсионеры и др.

Пространственная ценовая дискриминация может являться дополнительным методом привлечения отдаленных потребителей без предоставления скидок остальным4.

С подобной политикой ценообразования, как правило, сталкиваются жители различных поселков, которые располагаются в окрестностях городов приобретая мебель, бытовую технику и т.д., так как доставка товара до места проживания требует определенных расходов. Фирмы, которые не применяют ценовую дискриминацию, будут определять стоимость доставки пропорционально расстоянию от города до поселка, что будет отражать разницу издержек при перевозке (стоимость топлива, оплата водителя, грузчиков и т.д.).

Во многих ситуациях продавцы предлагают единую стоимость поставки как на территорию в черте города, так и по пригороду на любое расстояние. Цена не отражает разницы в затратах по перевозке и это будет проявлением ценовой дискриминации. При учете различного расстояния каждого из потребителей подобная ситуация является примером ценовой дискриминации третьей степени.

Дискриминация третьей степени более распространена в сравнении с другими видами. Ее эффективность гораздо сложнее поддается оценке. С одной стороны, повышая прибыль монополиста, дискриминация вбивает клин между ценами, которые платят колеблющиеся покупатели на разных рынках. В подобной ситуации чистые потери оказываются большими по сравнению с простой монополией, и экономическое благосостояние ухудшается5. В зависимости от спроса выпуск продукции может сократиться, что скажет о еще более худшем благосостоянии. В свою очередь увеличение выпуска продукции способствует повышению благосостояния, так как дополнительные доход, связанный с ростом производства, превысит чистые потери. Не стоит забывать и то, что дискриминация третьей степени обслуживает рынки с такой ценовой политикой, на которые производитель с единой системой цен не стал бы выходить.

Каждый вид дискриминации может располагать положительными последствиями с точки зрения распределения ресурсов в определенных ситуациях, если спрос при простом монопольном ценообразовании не позволяет выгодно осуществить ту или иную операцию по обслуживанию рынка.

 

2.2. Экономическая эффективность и ценовая дискриминация

 

Ценовая дискриминация не редко вызывает осуждение только тем, что она является одним из признаков монополии, а применение монопольной власти предполагает неэффективное использование ресурсов. Однако монопольная власть имеет место быть и без ценовой дискриминации. Логичнее задаться следующим вопросом: распределены ли ресурсы в большей или меньшей степени эффективно при дискриминационной монополии в сравнении с обычной монополией, где единые цены? И здесь следует рассматривать каждый вид дискриминации в отдельности.

Ценовая дискриминация первой или второй степени, как правило, приводит к повышению объема выпуска товара, что влечет меньшие чистые потери и высокую эффективность распределения ресурсов6.

Монополист, понимая, что любое понижение цен, которое осуществляется, чтобы привлечь покупателей, которые еще не решили – приобретать или нет. В то же время этот самый монополист относится и к покупателям, которые могли бы купить его продукцию и без возможного снижения цены, максимально увеличивает свою прибыль, установив объем выпуска на определенном уровне, на котором лимитированные затраты равны предельной прибыли. При дискриминации второй степени монополист может предложить продукцию по сниженной цене только колеблющимся потребителям. В этой ситуации монополист повысит объем выпуска. Тогда выпуск продукции при дискриминирующей монополии будет равен выпуску в условиях конкуренции7.

Монополисты, которые проводят ценовую дискриминацию первой и второй степени, реализуют на рынке гораздо больший объем выпуска продукции, чем простой монополист. Так, неэффективность, которая вызывается ограничением партий в объеме выпуска продукции, за которую осуждают обычного продавца-монополиста, может быть в определенной степени уменьшена.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Хотя возникновение организации обычно рассматривается через призму провалов ценового механизма (рынка), экстерналий и экономии на трансакционных издержках, в действительности, внутри многих фирм применяются многие различные системы цен в целях обеспечения координации внутри организации. Для этого воссоздаются различные механизмы рынка внутри организации путем применения различных способов финансового контроля, измерения качества работы, а также трансфертных цен для сделок, осуществляемых между отдельными структурными подразделениями организации.

Существует много видов ценовой дискриминации и каждый влияет на функционирование рынка по-разному. Некоторые виды ценовой дискриминации в сравнении с обычным монопольным ценообразованием  увеличивают эффективность распределения ресурсов. Другие не влияют и третьи – могут повлечь серьезное снижение эффективности.

Тем не менее, монополист, занимающийся ценовой дискриминацией, имеет стимул по расширению производства, что в условиях всеобщего спада позволит ему открыто определять разные цены для любой категории покупателей, исключая инфляцию. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что ценовая дискриминация вредит экономике. Скорее должен существовать четкий, а не спонтанный механизм ее применения.

При правильном применении ценовая дискриминация повысит общественное благосостояние, так как сделает доступными услуги для любой категории потребителей.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Первоисточники

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998 – 320 с.
  2. Вэриан Х. – Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. – пер. с англ: Фролова Н. – М.: ЮНИТИ, 1997 – 821 с. 
  3. Гальперин В., Игнатьев С., Моргунов В. Микроэкономика. – том 2; под общ. ред. Гальперина В. – СПб.: Институт «Экономическая школа», 1999 – с. 482
  4. Колбачева Е.Б.  Штапова И.С. – Теория отраслевых рынков: учебное пособие/ Ростов на Дону: Феникс, 2012 – 269 с.
  5. Коуэлл Ф. – Микроэкономика. Принципы и анализ: учебник/ Фрэнк Коуэлл. - пер. с англ. – М.: Дело, 2011 – 720 с.
  6. Пиндайк, Р. , Пиндайк, Рабинфельд Д. Микроэкономика: Учебник для вузов. - Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. — 608 с.
  7. Розанова Н.М. – Экономика отраслевых рынков: учебное пособие для бакалавров.  - М.: ИД Юрайт, 2013 – 906 с.
  8. Рой Л.В., Третьяк В.П.  Анализ отраслевых рынков: Учебник. - М.: Инфра-М, 2008 – 442 с.
  9. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2-х томах. /том 2. - М: Финансы и статистика, 1992 – 384 с.
  10. Чемберлин Э.Х.  – Теория монополистической конкуренции. - пер. с англ.: Лейкин Э., Розовский Л., под ред. О.Я. Ольсевича. – М: Издательство иностранной литературы, 1959 – 360 с.
  11. Шерер Ф. Росс Д. Структура отраслевых рынков: перевод с английского :Ястребова О.К., Разумова Т. О., Александрова А.Л. и др. / М.: ИНФА –М, 1997 – 698с.

 

 

 

Научные монографии

    1. Киреев, А.В. Некоторые аспекты провалов рынка в микроэкономике / А.В. Киреев, М.В. Ряскова. – Москва: МАКС ПРЕСС, 2012 – 110 с.
    2. Теняков, И.М. Качество экономического роста: Фактор национального развития / И.М. Теняков. – Саарбрюкен: LambertAcademicPublishing, 2012 -180 с.

 

 

Научные статьи и публикации в периодической печати

 

  1. Петрищев М.В. Направления развития теории рыночной конкуренции / Теоретическая экономика. – 2012. - №4
  2. Чернов М. В. Дифференциация товаров как предмет исследования политической экономии / Наука и экономика. -2011. - №4(8)

 

Интернет ресурсы

 

 Веселая Л.С., Блам Ю.Ш. //Экономика и государство. Дидактические материалы/ –  Новосибирск. – 2004. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://econline.h1.ru 

Информация о работе Ценовая политика монополии