Центрально-американский общий рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 06:14, доклад

Описание работы

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), организация развивающихся стран Центральной Америки, созданная в целях постепенного объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый "общий рынок". Страны Центральной Америки раньше др. развивающихся стран, в том числе латиноамериканских, вступили на путь интеграции. Генеральный договор центральноамериканской экономической интеграции заключён в 1960 в г. Манагуа (Никарагуа) и вступил в силу 4 июня 1961. Участники ЦАОР: Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас (до января 1971), Коста-Рика (с 1962 по сентябрь 1972).

Файлы: 1 файл

ЦАОР.docx

— 15.25 Кб (Скачать файл)

Центральноамериканский общий  рынок

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), организация развивающихся стран Центральной Америки, созданная в целях постепенного объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый "общий рынок". Страны Центральной Америки раньше др. развивающихся стран, в том числе латиноамериканских, вступили на путь интеграции. Генеральный договор центральноамериканской экономической интеграции заключён в 1960 в г. Манагуа (Никарагуа) и вступил в силу 4 июня 1961. Участники ЦАОР: Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас (до января 1971), Коста-Рика (с 1962 по сентябрь 1972).

Участники ЦАОР договорились постепенно либерализовать взаимную торговлю, ввести в действие единую центрально-американскую таможенную номенклатуру, применять единый таможенный тариф "общего рынка" в отношении третьих стран. Договор запрещает субсидирование экспорта и "нелояльную конкуренцию", рассматривает вопросы финансирования экономического развития на основе регионального равенства, определяет режим транспорта и транзитных перевозок, предусматривает унификацию налоговых стимулов промышленного развития, разрешает свободное движение рабочей силы и капиталов в пределах территории стран-участниц.

Единый  таможенный тариф был введён в 1965. К началу 70-х гг. торговля товарами, составляющими 98% единой центральноамер. таможенной номенклатуры, была полностью либерализована. (В то же время оставшиеся 2% составляют по стоимости 1/внутризонального товарооборота стран ЦАОР и включают такие товары, как нефтепродукты, пшеница, сахар, кофе, электрооборудование, средства транспорта.) В 1974 товарооборот в рамках ЦАОР составил 535 млн. долл. по сравнению с 80 млн. долл. в 1961. Удельный вес внутризонального экспорта в общем экспорте стран — членов ЦАОР возрос за тот же период с 7% до 29%. Значительно возросла торговля готовыми промышленными изделиями, особенно тех отраслей промышленности, которые перерабатывают сырьё несельскохозяйственного происхождения.

Интеграция в промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетике, транспорте и связи развивается медленно. Интегрируются прежде всего отрасли промышленности, по которым возможно самообеспечение в рамках ЦАОР. Согласованы меры по созданию интегрированных предприятий по производству автопокрышек, каустической соды, инсектицидов, удобрений, фанеры, муки, координируется производство зерновых, разработаны 4 проекта объединения энергосистем. Создана система взаимных расчётов на основе общей расчётной валюты — центрально-американское песо, равного по курсу доллару США (введена с 1962).

С начала 70-х гг. процесс центрально-американской экономической интеграции переживает период трудностей и противоречий. Они связаны с относительно низким уровнем мировых цен на товары центрально-американского экспорта, с недостатком стимулов для осуществления капиталовложений в многонациональные проекты, корыстной деятельностью империалистических монополий. Правящие круги, прежде всего наиболее развитых в промышленном отношении Гватемалы и Сальвадора, и стоящие за ними иностранные монополии пытаются решить ряд задач интеграции за счёт более слабых в экономическом отношении партнёров.

О кризисном положении ЦАОР свидетельствуют  разрыв торговых отношений между  Гондурасом и Сальвадором после  вооруженного конфликта между ними в 1969 и развернувшаяся "торговая война" между партнёрами по ЦАОР.

В связи с тем, что ЦАОР основан  на принципе "равных возможностей" иностранного и национального капитала, монополии США получили новый, более  широкий рынок, а также возможность  обходить импортные ограничения, использовать низкие налоги и дешёвую рабочую  силу. Это привело к резкому  росту прямых инвестиций США в  Центральной Америке — с 37 млн. долл. в 1960 до 750 млн. долл. в 1972. Более 75% промышленных предприятий, на которые  распространяются договоры ЦАОР, принадлежат  иностранному капиталу, главным образом  капиталу США. Имея в своих руках  мощные экономические рычаги, американский империализм пытается также использовать интеграционный процесс в целях  сколачивания военно-полицейского блока  в Центральной Америке.

В целях поиска выхода из кризисного положения, сложившегося в ЦАОР, было решено создать т. н. Комитет на высшем уровне из представителей всех 5 стран. Однако состоявшиеся в 1973—75 тринадцать заседаний этого комитета окончились по существу безрезультатно. Основной пункт разногласий — различное  отношение стран к иностранному капиталу.

На проведённом в июле 1975 совещании  президентов Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики было принято решение "разработать  новый договор, который должен, среди  прочих аспектов, отвечать критериям  технической и политической осуществимости и гарантировать соответствующее  участие каждой из пяти стран в  процессе интеграции".

Создание ЦАОР не способствовало решению  наиболее насущных проблем социально-экономического развития стран Центральной Америки: преодолению монокультурного характера  их экономики, ослаблению зависимости  этих стран от диктата американских монополий, проведению аграрных реформ, повышению жизненного уровня трудящихся масс.


Информация о работе Центрально-американский общий рынок