Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 06:14, доклад
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), организация развивающихся стран Центральной Америки, созданная в целях постепенного объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый "общий рынок". Страны Центральной Америки раньше др. развивающихся стран, в том числе латиноамериканских, вступили на путь интеграции. Генеральный договор центральноамериканской экономической интеграции заключён в 1960 в г. Манагуа (Никарагуа) и вступил в силу 4 июня 1961. Участники ЦАОР: Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас (до января 1971), Коста-Рика (с 1962 по сентябрь 1972).
Центральноамериканский общий рынок
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), организация развивающихся стран Центральной Америки, созданная в целях постепенного объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый "общий рынок". Страны Центральной Америки раньше др. развивающихся стран, в том числе латиноамериканских, вступили на путь интеграции. Генеральный договор центральноамериканской экономической интеграции заключён в 1960 в г. Манагуа (Никарагуа) и вступил в силу 4 июня 1961. Участники ЦАОР: Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас (до января 1971), Коста-Рика (с 1962 по сентябрь 1972).
Участники ЦАОР договорились постепенно либерализовать взаимную торговлю, ввести в действие единую центрально-американскую таможенную номенклатуру, применять единый таможенный тариф "общего рынка" в отношении третьих стран. Договор запрещает субсидирование экспорта и "нелояльную конкуренцию", рассматривает вопросы финансирования экономического развития на основе регионального равенства, определяет режим транспорта и транзитных перевозок, предусматривает унификацию налоговых стимулов промышленного развития, разрешает свободное движение рабочей силы и капиталов в пределах территории стран-участниц.
Единый таможенный тариф был введён в 1965. К началу 70-х гг. торговля товарами, составляющими 98% единой центральноамер. таможенной номенклатуры, была полностью либерализована. (В то же время оставшиеся 2% составляют по стоимости 1/5 внутризонального товарооборота стран ЦАОР и включают такие товары, как нефтепродукты, пшеница, сахар, кофе, электрооборудование, средства транспорта.) В 1974 товарооборот в рамках ЦАОР составил 535 млн. долл. по сравнению с 80 млн. долл. в 1961. Удельный вес внутризонального экспорта в общем экспорте стран — членов ЦАОР возрос за тот же период с 7% до 29%. Значительно возросла торговля готовыми промышленными изделиями, особенно тех отраслей промышленности, которые перерабатывают сырьё несельскохозяйственного происхождения.
Интеграция в промышленности, сельском хозяйстве, электроэнергетике, транспорте и связи развивается медленно. Интегрируются прежде всего отрасли промышленности, по которым возможно самообеспечение в рамках ЦАОР. Согласованы меры по созданию интегрированных предприятий по производству автопокрышек, каустической соды, инсектицидов, удобрений, фанеры, муки, координируется производство зерновых, разработаны 4 проекта объединения энергосистем. Создана система взаимных расчётов на основе общей расчётной валюты — центрально-американское песо, равного по курсу доллару США (введена с 1962).
С начала 70-х гг. процесс центрально-
О кризисном положении ЦАОР свидетельствуют разрыв торговых отношений между Гондурасом и Сальвадором после вооруженного конфликта между ними в 1969 и развернувшаяся "торговая война" между партнёрами по ЦАОР.
В связи с тем, что ЦАОР основан на принципе "равных возможностей" иностранного и национального капитала, монополии США получили новый, более широкий рынок, а также возможность обходить импортные ограничения, использовать низкие налоги и дешёвую рабочую силу. Это привело к резкому росту прямых инвестиций США в Центральной Америке — с 37 млн. долл. в 1960 до 750 млн. долл. в 1972. Более 75% промышленных предприятий, на которые распространяются договоры ЦАОР, принадлежат иностранному капиталу, главным образом капиталу США. Имея в своих руках мощные экономические рычаги, американский империализм пытается также использовать интеграционный процесс в целях сколачивания военно-полицейского блока в Центральной Америке.
В целях поиска выхода из кризисного положения, сложившегося в ЦАОР, было решено создать т. н. Комитет на высшем уровне из представителей всех 5 стран. Однако состоявшиеся в 1973—75 тринадцать заседаний этого комитета окончились по существу безрезультатно. Основной пункт разногласий — различное отношение стран к иностранному капиталу.
На проведённом в июле 1975 совещании
президентов Гватемалы, Сальвадора,
Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики
было принято решение "разработать
новый договор, который должен, среди
прочих аспектов, отвечать критериям
технической и политической осуществимости
и гарантировать
Создание ЦАОР не способствовало решению
наиболее насущных проблем социально-