Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:43, доклад

Описание работы

Для всестороннего осознания сущности человеческого капитала следует сначала обратиться к выявлению сути основных составляющих данного понятия, которые находятся на стыке гуманитарных и экономических наук: человек и капитал.
Человек, являясь физическим существом, в то же время является существом общественным (социальным), поэтому нельзя сводить человека к экономическим категориям. Человек — носитель

Файлы: 1 файл

Сорокин Илья - МЭСИ.docx

— 263.88 Кб (Скачать файл)

Для всестороннего осознания  сущности человеческого капитала следует  сначала обратиться к выявлению  сути основных составляющих данного  понятия, которые находятся на стыке  гуманитарных и экономических наук: человек и капитал.

 Человек, являясь  физическим существом, в то  же время является существом  общественным (социальным), поэтому  нельзя сводить человека к  экономическим категориям. Человек  — носитель определенных природных  индивидуальных способностей и  талантов, которыми его наделила  природа и развило общество. На развитие качеств и способностей человек расходует определенные физические, материальные и финансовые ресурсы. Природные способности и приобретенные общественные качества по своей экономической роли сродни природным ресурсам и физическому капиталу.

 Подобно природным  ресурсам, человек в своем первоначальном  состоянии не приносит никакого  экономического эффекта; после  осуществления определенных затрат (подготовки, обучения, повышения квалификации) формируются человеческие ресурсы,  которые могут приносить доход,  подобно физическому капиталу.

 Однако категории  «человеческие ресурсы» и «человеческий  капитал» не тождественны друг  другу. Человеческие ресурсы могут  стать капиталом в том случае, если будут приносить доход  и создавать богатство. Это  означает, что человек займет  определенное место в общественном  производстве путем самоорганизованной деятельности или продажи своей рабочей силы нанимателю, используя собственные физические силы, умения, знания, способности, талант. Следовательно, для преобразования человеческих ресурсов в действующий капитал необходимы определенные условия, которые обеспечили бы реализацию человеческого потенциала (ресурсов) в результаты деятельности, выраженные в товарной форме и принесшие экономический эффект.

 Капитал физический  представляет собой категорию,  под которой подразумевают здания, машины, оборудование, использующееся  для производства товаров и  услуг. Физический капитал, объединяясь  с трудом, превращается в фактор  производства, который используется  для создания товаров и услуг,  включая новый капитал. Получается, что наиболее важной чертой  капитала является то, что сам  он представляет собой продукт  производства.

 Человеческий капитал  как продукт производства представляет  собой знания, умения, навыки, которые  человек приобретает в процессе  обучения и трудовой деятельности, и как любой другой вид капитала, имеет способность накапливаться.

 Как правило, процесс  накопления человеческого капитала  носит более длительный характер, чем процесс накопления физического  капитала. Это процессы: обучения  в школе, вузе, на производстве, повышение квалификации, самообразование,  то есть непрерывные процессы. Если накопление физического  капитала длится, как правило, 1—5  лет, то процесс накопления  в человеческий капитал — 12—20 лет. Основными характеристиками  человеческого капитала являются  особенности, отраженные на слайде Виды капитала и его характеристики

 

Накопление  научно-образовательного потенциала, лежащего в основе человеческого  капитала, имеет существенные отличия  от накопления материальных ресурсов. На начальном этапе функционирования человеческий капитал за счет постепенного накопления производственного опыта  имеет низкую ценность, которая не уменьшается, а накапливается (в  отличие от физического капитала). Процесс повышения ценности интеллектуального  капитала обратен процессу обесценения физического капитала.

 

 Как было отмечено  выше, накопление человеческого  капитала — процесс непрерывный.  По свидетельству аналитиков  после двадцатилетнего стажа  трудовой деятельности начинается  моральный и физический износ  квалификации и знаний персонала  предприятий, то есть начинается  процесс обесценивания человеческого  капитала, а окончание трудовой  деятельности означает полную  амортизацию накопленных знаний  и опыта. Однако некоторые исследователи  считают, что этот запас не  подвержен полному износу.

 «Амортизация» (с  лат. — «погашение», «смерть») материально-вещественных средств производства строится таким образом, чтобы до конца срока деятельности полностью списать их стоимость. Ускоренное воспроизводство физического капитала требует постоянного производства с применением новых знаний, что является условием обновления человеческого капитала.

В связи  с этим разграничим понятия «знания» и «человеческий капитал».

 Знания определяют  как постижение действительности  человеком, то есть знание можно  представить в виде «незадействованного»  человеческого капитала. Для перевода  их в действующий человеческий  капитал необходимы определенные  усилия на преобразование незадействованного  человеческого капитала в трудовые  и практически важные для предприятия  навыки персонала. Так, знания, получаемые в школе, вузе должны  подкрепляться практическим опытом  на производстве. Знания как нематериальные  блага нуждаются в преобразовании  их в действующий капитал. Это  процесс двусторонний: с одной  стороны, необходимы знания и  желание самого человека (они  возникают, если его доходы  увеличиваются), с другой, — определенные  условия, которые обеспечат реализацию  знаний и желаний индивида  перевести их в человеческий  капитал (в результаты деятельности, выраженные в товарной форме). Знания без конкретного их  применения в жизни недееспособны.

 

 Механизмом  формирования человеческого капитала  является инвестирование в человека, то есть целесообразные вложения в индивида в виде денежной или другой форме, способствующие, как указано выше, с одной стороны, приносить доходы человеку, а с другой, — приводить к росту производительности труда. Затраты, способствующие повышению производительности труда, можно рассматривать как инвестиции; текущие затраты осуществляют с тем расчетом, что они будут многократно компенсированы более высокими прибылями в будущем.

 Следовательно, из  всех видов инвестиций инвестиции  в человеческий капитал наиболее  важны, и различаются они следующим  образом:

инвестиции в образование (обучение в школе, институте, повышение  квалификации на производстве);

 

расходы на здравоохранение, обеспечивающие физическое и умственное здоровье индивида (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание);

 

улучшение жилищных условий, способствующее восстановлению сил  работника и усилению его умственной деятельности);

 

соответствующее питание.

 

 

Перечисленные виды инвестиций создают условия для качественной трудовой деятельности, способствующей использованию человеческого капитала.

 Особенностью вложений  в человеческий капитал является  то, что приумножение знаний и  опыта индивидов способствует  росту производительности капитала, воплощенного в людях, не сразу.  Этот процесс, как правило,  пролонгирован во времени.

 Общее и специальное  образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний, но, как было сказано выше, без  полученных на производстве навыков  и опыта, знания не являются  человеческим капиталом, однако  на настоящий момент — это  важнейшая компонента вложений  в человеческий капитал.

 Инвестиции в образование  — единовременные затраты ресурсов, предполагающие повышение производительности  труда в будущем и, кроме  того, они связаны с конкретным  человеком. По сравнению с инвестициями  в другие формы капитала, данный  вид инвестиций является наиболее  выгодным с точки зрения человека  и общества в целом, поскольку  приносит достаточно значимый  по объему и продолжительный  по времени экономический и  социальный эффект. Для предприятия  инвестиции в человеческий капитал  также могут считаться значительными,  но в то же время рискованными, именно потому, что они персонифицированы. С уходом человека на другую работу, где созданы более благоприятные условия, человеческий капитал «уходит» вместе с ним.

 Инвестирование —  предпосылка к формированию капитала, но не само его производство. При производстве человеческого  капитала инвестиции выступают  как внешние вложения денежных  средств в человека. Производство человеческого капитала — это процесс создания производительных способностей человека с помощью инвестиций в специфические процессы его деятельности: образование, повышение квалификации, переподготовку, укрепление физических сил и морального духа и т.д. Активами знания и способности человека становятся в том случае, если они применены на производстве

 

 

 

Происходит процесс  кругооборота: собственно человеческий капитал способствует эффективности  производства, эффективное производство инвестирует в развитие человеческого  капитала. Этот процесс бесконечен, поскольку стремление к увеличению индивидуального и национального  богатства и есть стратегия вечного.

 

 Развитие человеческого  капитала и экономического роста  предприятия строится на следующем  алгоритме:

 

 

 

Мотивация является исходным основанием и условием для инвестирования в человеческий капитал. Как видим, процесс развития человеческого  капитала носит развивающий характер; обновление человеческого капитала сопровождается развитием возможностей и способностей индивида с последующей  их реализацией. Поэтому мотивами, движущими  этот процесс, могут быть как материальные, так и духовные, на которые указывал А. Маслоу: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самоуважения.

 За счет увеличения  индивидуальных доходов собственников  человеческого капитала растет  национальный доход страны —  так можно обосновать физиологические  потребности индивида и страны.

 Индивидуальные умения  и опыт, которыми наделен отдельный  человек, могут заставить его  принимать обоснованные правозащитные  решения — таково влияние потребностей  безопасности на развитие человеческого  капитала. Обоснованные рациональные  решения большинства людей создают  атмосферу безопасности в обществе.

 Повышая индивидуальную  производительность труда, человек  способен выполнять ту работу, которая имеет большую социальную  ценность — так социальные  мотивы оказывают влияние на  развитие человеческого капитала.

 Новые идеи, научные  разработки, внедряемые в практику, повышают уважение к людям,  их предложившим и воплотившим,  — таково влияние мотива уважения  на развитие человеческого капитала.

 Развитие интеллекта  и генерация новых технических  и технологических идей приводят  человека к самоуважению.

 Таким образом,  прослеживается система взаимосвязанных  элементов: развитие рыночной  экономики и социальных факторов  в обществе позволяет «задействовать»  факторы развития человеческого  потенциала, приводящие к росту  производительности труда на  предприятиях, росту эффективности  предприятия за счет внедрений  новых технологий и инвестирования  в персонал. В качестве интегративной  основы указанной системы может  выступать человеческий капитал  (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Система развития человеческого капитала и общества

 

 

 

 

 

 

http://www.dis.ru/library/kp/archive/2005/10/4340.html

 

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=125186

 

http://revolution.allbest.ru/economy/00066610_0.html

 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16254


Информация о работе Человеческий капитал