Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
- проанализировать инвестиции в человеческий капитал;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 2
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала ..2
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала 2
1.3 Человеческий капитал и проблема распределения доходов 2
Глава II: ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 16
2.1 Вложение в образование 16
2.2 Подготовка по месту работы 2
2.3 Общая подготовка 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА (курс).doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Благодаря подготовке эта  кривая становится не только более  крутой (как видно на графике), но и более вогнутой; говоря иначе, темп прироста заработков в молодые годы оказывается сильнее, чем в пожилые. Возьмем крайний случай и предположим, что подготовка повышает уровень предельной производительности, но никак не отражается на наклоне кривой, так что предельная производительность тех, кто получил подготовку, также не меняется с возрастом. Если заработки равны предельному продукту, ТТ окажется параллельна UU и просто будет лежать выше нее, без какого-либо наклона или вогнутости. Однако, так как в период подготовки заработки проходящих ее лиц будут меньше их предельной производительности, а впоследствии равны ей, они резко подскочат в момент завершения подготовки, а затем будут оставаться неизменными (как показано пунктирной линией Т'T' на графике), что придаст вогнутость всей кривой в целом. В этом крайнем случае возникает крайняя вогнутость (как у кривой ТТ); в не столь крайних случаях и вогнутость будет более сглаженной, хотя принцип остается тем же.

Максимизирующие прибыль  фирмы, действующие на конкурентном рынке труда, не станут оплачивать стоимость общей подготовки и будут платить прошедшим ее лицам рыночную заработную плату. Ведь если бы они участвовали в ее оплате, то от желающих получить подготовку не было бы отбоя, добровольные увольнения в период прохождения подготовки были бы редки, а издержки на рабочую силу относительно высоки. Напротив, фирмы, отказывающиеся платить получившим подготовку лицам рыночную заработную плату, испытывали бы трудности с удовлетворением своих потребностей в квалифицированной рабочей силе и уровень рентабельности был бы у них ниже, чем у других. Наконец, фирмы, которые и оплачивали бы подготовку, и предлагали бы подготовленному персоналу заработную плату ниже рыночной, находились бы в наихудшем положении, поскольку они привлекали бы слишком много желающих пройти подготовку и слишком мало прошедших ее.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.

Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные  знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются  им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.

Экономические оценки человеческого  капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и  макроэкономическом уровнях для  определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа  мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%

В сегодняшней российской ситуации на фоне победного шествия Америки в политической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по образу и подобию американской.

К сожалению, сегодняшняя  российская наука, также как и  высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

Поэтому в настоящее  время в условиях относительной  стабилизации макроэкономических показателей  остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.

Для реализации этих целей  в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством  образования и науки была разработана  Стратегия развития Российской Федерации  в области развития науки и инноваций на период до 2011 г.

Это свидетельствует  о том, что политика в сфере  науки и инноваций будет являться одним из приоритетов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.
  2. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. - 1994. - Вып. 5.
  1. Беккер Г. «Экономика семьи и макроповедение», США-ЭПЧ, 1994,  №3 стр.93-97, №2 стр.99-107
  1. Беккер Гэри. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. - 1993.- N 11-12.
  2. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2000, №8.
  3. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, С.21-35.
  4. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. - М.: Палеолит: Логос, 2001. - 56с.
  5. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000. - 210 с.
  6. Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.
  7. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001г.
  8. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.
  9. Маркс К. Капитал. Т.2 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 24.- 648 с.
  10. Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 25, ч.1.- 545 с.; ч.2. - 551 с.
  11. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов. // Человек и труд, 2001, № 9.
  12. Николаева И.П. Экономическая теория./М.:Финстатинформ,2002г.
  13. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2005. – 104 с.
  14. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: учебник для вузов. –  М.: МИК, 2000. – 235 с.
  15. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 148 с.
  16. Рубцов Л., Гагарин В. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная. // Человек и труд, 2002, №7.
  17. Симонова И.Ф., Кпадони А.В. Особенности формирования рынка труда России. -М.: цниитэнефтехим, 2002г.
  18. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика». Москва: Дело, 2001г.
  19. Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.
  20. Интернет сайт 5 баллов. ру, www.5ballov.ru.
  21. Интернет сайт зачёт. ру, www.zachet.ru.
  22. www.gks.ru    - Федеральная служба государственной статистики.

 

1 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

2 Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.

3 Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 25, ч.1.- 545 с.; ч.2. - 551 с.

4 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

5 Экономическая теория. / Николаева И.П. – М.: Финстатинформ, 2002г.

6 Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 148 с.

7 Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

8 Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. - 1994. - Вып. 5.

9 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001г.

10 www.gks.ru    - Федеральная служба государственной статистики.

11 www.gks.ru    - Федеральная служба государственной статистики.

12 www.gks.ru    - Федеральная служба государственной статистики.

13 Беккер Гэри. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. - 1993.- N 11-12.


Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике