Черты Финляндии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Финляндия является высокоразвитой индустриальной страной. За последнее десятилетие она добилась больших успехов в развитии экономики.
Преимуществами Финляндии являются политическая стабильность, открытость экономики, высокоразвитая инфраструктура и надежность телекоммуникаций, а также высокий уровень взаимодействия между предприятиями, научно-техническими центрами и университетами. Кроме того, в обеспечении конкурентоспособности Финляндии важны такие факторы, как быстрота в освоении новых технологий, высокий образовательный уровень населения, благоприятный для бизнеса деловой климат.

Содержание работы

Введение.
Общая характеристика экономической структуры.
Торгово-экономические отношения.
Валютно-финансовые отношения.
Россия и Финляндия.
Антикризисная политика.
Прогноз и основные направления развития.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

kursovaya_MIrovaya_Ekonoika_1.docx

— 47.86 Кб (Скачать файл)

В 2009 г., по предварительным данным Банка Финляндии, объем поступивших иностранных инвестиций в финскую экономику составил 43,3 млрд. евро (в 2008 году 16,54 млрд. евро), из них прямых -  1,8 млрд. евро (5,5 млрд. евро), портфельных –20,634 млрд. евро (8,218 млрд. евро), прочих – 20,857 млрд.евро (2,822 млрд. евро).

Общий объем  поступивших иностранных инвестиций в экономику Финляндии в 2009г. увеличился на 267 % по сравнению с  2008г., главным  образом, за счет резкого роста портфельных  и прочих инвестиций. Основная причина  данного явления - рост финского фондового  рынка во второй половине 2009 года, а  также проведение политики активного  заимствования денежных средств  на мировых рынках со стороны финского государства.

Одновременно  можно отметить снижение интереса международных  инвесторов к прямым инвестициям  в финскую экономику. В 2009 году данный показатель снизился на 67% по сравнению  с 2008 годом.

Необходимо  отметить, что в Финляндии (по данным Государственного агентства по привлечению  иностранных инвестиций) в 2009 году зарегистрировано 128 вновь образованных компаний с  участием иностранного капитала (в  2008 г. - 185). Это более чем на 30 % меньше чем в 2008 году и на 50% меньше чем в 2007 году.

 

 

4.Россия  и Финляндия.

      Российская Федерация, отношения с которой, как считают в Финляндии, выходят за рамки объявленной «Политики ЕС с соседними государствами», является «самым крупным и наиболее важным соседом ЕС». 

30 декабря  1991 г. Финляндия признала Россию  в качестве государства-продолжателя  СССР. В январе 1992 г. заключен российско-финляндский  Договор об основах отношений.  В настоящее время между Россией  и    Финляндией действует более 90 межгосударственных и межправительственных документов, регламентирующих практически все сферы двустороннего взаимодействия.

За последнее  десятилетие сложились устойчивые традиции активного политического  диалога на высшем и высоком уровне.

Заметную  роль в российско-финляндских отношениях играет сотрудничество сопредельных регионов. Его правовая основа - заключённое  в 1992 г. межправительственное Соглашение о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Координацией  сопредельного сотрудничества занимается межправительственная Группа развития сотрудничества сопредельных регионов. XII сессия Группы состоялась в Хельсинки 17 ноября 2008 г.

    Уникальным явлением двустороннего сотрудничества может считаться аренда Финляндией российской территории - части связывающего внутренние водные системы Финляндии с Балтийским морем Сайменского канала на основе межправительственного Договора 1962 г. (срок действия истекает в 2013 г.).

Российско-финляндская  граница - один из наиболее обустроенных рубежей России. Здесь действуют 9 международных пунктов пропуска.

     Активно развивается двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды. Финляндия оказывает содействие в осуществлении ряда крупных экологических проектов в России, в частности, в строительстве водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге.

Осуществляется  взаимодействие на основе заключённого в 1992 г. Соглашения о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и  финских военнослужащих в     России, погибших во время Второй мировой войны. На территории обеих стран открыт ряд мемориалов, посвященных павшим в войнах 1939-44 гг.

с уважением  относятся к культурному наследию России. В последние годы, несмотря на коммерциализацию культурных связей, значительно увеличился культурный обмен между Россией и Финляндией. Развиваются контакты по линии финно-угорских народов (карелы, вепсы, коми, мордва, марийцы, удмурты, ханты, манси, коми-пермяки). Финляндия  оказывает содействие их национально-культурному  развитию. Ведётся сотрудничество в  вопросах сохранения национально-культурной самобытности проживающих в Финляндии  русских, укрепления их связей с исторической Родиной.

   Торгово-экономическое сотрудничество России и Финляндии полностью отражает российскую внешнюю торговлю и, в основном, представлено товарами энергетического экспорта с российской стороны. Со стороны Финляндии - это технологичные товары и продукция машиностроения. Торговые отношения между Россией и Финляндией в настоящее время являются достаточно сбалансированными.

  Торгово-экономическое сотрудничество России и Финляндии полностью отражает российскую внешнюю торговлю и, в основном, представлено товарами энергетического экспорта с российской стороны. Со стороны Финляндии - это технологичные товары и продукция машиностроения. Торговые отношения между Россией и Финляндией в настоящее время являются достаточно сбалансированными.

В текущем  году планируемый объем экспорта России и Финляндии составит более $9 миллиардов, а импорт финских товаров  более $8 миллиардов. Для сравнения, в 1992 году суммарный объем импортного экспорта был около $5 миллиардов. К 2012 году планируется увеличить объем импорта и экспорта между Россией и Финляндией до $23 миллиардов.

 

 

 

5.Антикризисная политика.

         Финское внешнеполитическое руководство неизменно подчеркивает, что со вступлением в ЕС страна получила значительные возможности для продвижения своих интересов. Финны, тем не менее, опасаются, что в результате перераспределения властных полномочий после расширения ЕС и его институциональной реформы возможности страны влиять на процесс принятия решений резко ухудшатся. Финляндия поддерживает развитие ЕПБО ЕС, делая акцент на усиление в ее рамках превентивной составляющей, формировании гуманитарного потенциала кризисного урегулирования. На данном этапе Хельсинки не определился с отношением к идее развития совместной обороны ЕС и создания "оборонного ядра" союза. Сейчас идет активная дискуссия между представителями оппозиционной НКП, которые считают принципиально важным участие страны в любых евроструктурах, оказывающих то или иное влияние на европейскую политику, и центристами, полагающими, что Финляндия должна участвовать в европейских организациях избирательно, исходя из своих интересов. Правительственная СДПФ не имеет единой позиции по этому поводу, хотя официально и заявляет о полном внутреннем единстве. Если П.Липпонен придерживается курса на максимальную интеграцию в "ядро" ЕС, мининдел Э.Туомиоя достаточно прохладно относится к возможности формирования "оборонной организации" внутри союза и тем более – к возможности вхождения Финляндии в "оборонное ядро".

В 1955 Финляндия  была принята в ООН, а в 1956 стала  членом Северного совета, межправительственного  органа скандинавских стран. С 1961 Финляндия  – ассоциированный член Европейской  ассоциации свободной торговли, с 1986 – полный член этой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Прогноз и основные направления  развития.

 

Мировой финансово-экономический  кризис оказал заметное влияние на экономическое развитие Финляндии. Экспортно-ориентированная экономика  Финляндии оказалась в глубокой рецессии из-за глобального экономического спада. Последствия проявляются  в серьезном падении ВВП, сокращении промышленного производства, повышении  уровня безработицы, снижении налоговых  поступлений в бюджет и последующих  трудностях в государственных финансах.

Одно  из отражений влияния мирового финансово-экономического кризиса проявляется в оценках  темпов роста ВВП Финляндии. Не смотря на разделяемое многими экономистами мнение о том, что самая острая фаза кризиса пройдена, прогнозы на 2010-2011 гг. достаточно осторожны.

 

По оценкам  Министерства финансов, сделанным весной 2010 г., падение ВВП прекратится, однако темпы прироста данного показателя в 2010 и 2011 гг. составят 1,1% и 2,1% соответственно. Необходимо отметить, что данные, характеризующие развитие экономики Финляндии за последний квартал 2009 г., несколько добавили оптимизма разработчикам экономических прогнозов. Так, например, аналитики Банка Финляндии в октябре 2009 г. придерживались в своих прогнозах более сдержанной позиции, предполагая сохранение в 2010 г. уровня ВВП, соответствующего значению за 2009 г., и достижение роста ВВП в 1,6% в 2011 г. Прогнозы Банка Финляндии сделанные кварталом позже уже демонстрируют более оптимистичные цифры, характеризующие темпы экономического роста в среднесрочной перспективе. Так по прогнозам Банка Финляндии подготовленным в конце марта 2010 г.   темпы прироста ВВП в 2010 и 2011 гг. составят 1,6% и 1,8% соответственно. По оценкам крупнейшего банка Северной Европы «Нордеа», регулярно формирующего аналитические экономические обзоры,  рост ВВП Финляндии начнется уже в 2010 г. и составит 2,7%. Примерно на таком же уровне данный показатель будет оставаться и в 2011 г.

Снижение  темпов роста ВВП Финляндии в  2009 г. уже привело, по оценкам Министерства занятости и экономики Финляндии, к сокращению числа занятого трудоспособного населения и повышению уровня безработицы до 8,5% (6,4% в конце 2008 г.). В 2010 г. уровень безработицы в Финляндии может, по оценкам Минфина, возрасти до 10,2%. Небольшое снижение возможно в 2011 г. Банк Финляндии также придерживается такого мнения. Как и в случае с оценками предстоящего уровня ВВП Финляндии, аналитики банка «Нордеа» берут за основу своих прогнозов чуть более оптимистичный сценарий развития экономической ситуации в Финляндии, прогнозируя, что уровень безработицы в стране не поднимется в ближайшие 2 года выше 9,6 %. 

По оценкам  Банка Финляндии (март 2010 г.), в краткосрочной перспективе ожидается незначительное оживление внешней торговли страны. Финский экспорт товаров и услуг может вырасти в 2010 г. на 3,1%, а импорт товаров и услуг на 6,9%.Прогнозы Правительства Финляндии (апрель 2010 г.) также предполагают заметный рост внешнеэкономических операций страны: экспорт товаров и услуг возрастет на 5,5% в 2010 г. и на 4,6% в 2011 г., импорт товаров и услуг увеличится на 3,7% в 2010 г. и на 4,0% в 2011 г. Прогноз банка «Нордеа» содержит еще более оптимистичные цифры: экспорт Финляндии возрастет в 2010 и 2011 гг. на 7,0% и 7,1% соответственно, а рост импорта составит 5,5 в 2010 г. и 6,3% в 2011 г. 

Динамика  внешней торговли в краткосрочной  перспективе отразится на состоянии  положительного торгового и платежного баланса Финляндии. По оценкам Минфина  Финляндии, положительное сальдо торгового  баланса  после существенного  падения в 2009 г. до уровня 1,5% от ВВП начнет расти и достигнет в 2010 г. и 2011 г. значений 1,9% и 1,7% от ВВП соответственно.  Прогнозы значения  платежного баланса также свидетельствуют о росте его положительных значений с 2,5 млрд. евро в 2009 г. до 3,3 млрд. евро в 2010 г. и 3,1 млрд. евро в 2011 г.

Внутреннее  частное потребление, по оценкам  Банка Финляндии, прекратит свое падение в 2010 г. Небольшой рост данного показателя в размере 1,6% и 1,1%  будет возможен в 2010 и 2011 гг. соответственно. Одновременно с этим будет продолжаться процесс наращиваяния государственных текущих расходов. Их значение увеличится на 1,7% в 2010 г. и на 1,2% в 2011 г.

Частные инвестиции продолжат свое падение  в 2010 г. По прогнозам Банка Финляндии, рост частных инвестиций возможен лишь в 2011 г. в размере 4,5%. Инвестиции общественного сектора после беспрецедентного роста в 2009 г., продиктованного стремлением компенсировать обвальное снижение экспорта и частного потребления, будут демонстрировать некоторое снижение. Инвестиции общественного сектора сократятся на 3,6% в 2010 г. и на 4,3% в 2011 г.

Растущая  нагрузка на общественный сектор экономики  привела в 2009 г. к появлению дефицита бюджета как на уровне центральных органов власти, так и нижестоящем уровне. Сбалансировать бюджеты в краткосрочном периоде, по оценкам Минфина Финляндии, не представляется выполнимой задачей. Дефицит государственного бюджета центральных органов власти, по оценкам Министерства финансов Финляндии, составит 6,3% в 2010 г., а дефицит консолидированного бюджета, включая внебюджетные фонды, – 4,1% в 2010 г.

Следствием  растущей финансовой нагрузки на общественный сектор и дефицита бюджета станет рост государственного долга страны до 49,9% от ВВП в 2010 г. и 51,7% от ВВП в 2011 г. (34,2 % от ВВП в 2008 г.).

В 2010-2011 гг. темпы роста промышленного  производства, по прогнозам банка  «Нордеа», составят 4,0% -5,0%. На фоне двузначного сокращения промышленного производства в 2009 г. данные прогнозы выглядят достаточно оптимистичными. Прогноз Министерства финансов является более сдержанным. Данный документ предполагает  рост промышленного производства лишь на 1,3% в 2010 г.

Благодаря внутренним резервам банковской системы  Финляндии и мерам, предпринятым финскими финансовыми властями, финансовая система страны пока не испытывает кризиса ликвидности и серьезных  затруднений в системе расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Финляндия занимает первое место в мире по применению информационных технологий, опередив такие страны как США, Сингапур и  Швецию. Она признана одним из мировых  лидеров в инновациях. Всемирный  экономический форум в своем  докладе особенно отмечает качество инновационной системы Финляндии.

Финляндия входит в группу лидеров мировой промышленности в электронной и электротехнической отраслях (концерны «Нокиа», АББ, «Элкотек»), машиностроении (компании «Метсо», «Коне», «Альстрем»), лесной промышленности (концерны «УПМ-Кюммене», «Стора Энсо», «Метсялиитто»).

Несмотря  на то, что доля Финляндии в мировых  запасах лесных ресурсов составляет 0,5%, а в запасах хвойного леса — 1%, в общем объеме производства мировой продукции лесной промышленности на долю Финляндии в 2003г. приходилось.

 

К счастью  для Финляндии, на тот момент, когда  разразился финансовый кризис, ее государственный  бюджет был в отличном состоянии. Доля государственного долга в ВВП  составляла менее 40%. В 2008 году приток налоговых  поступлений в финскую казну  был выше уровня расходов. Положительное  сальдо финского государственного бюджета  составляло целых 4,5%. Эти цифры вывели Финляндию на лидирующие позиции  в рамках еврозоны.

 

Как следствие  ситуации 2009 года, поток налоговых  поступлений в госказну Финляндии  стал истощаться, и ее государственный  бюджет превратился в дефицитный. Перед государством вновь встала необходимость взятия дополнительного  долга.

 

Несмотря  на это, аналитики полагают, что у  Финляндия - хорошие перспективы  в преодолении бюджетного дефицита. Это отражается в стоимости государственных  ценных бумаг на рынке долгосрочного  ссудного капитала. В течение января котировки финских правительственных  государственных облигаций были лишь слегка ниже котировок облигаций, выпущенных правительством Германии, которая имеет славу крупнейшего  и влиятельного в мире финансов государства  в Европе. Рынок жесток по отношению  к государствам-должникам. Как один из отражающих эту суровую действительность примеров - выпущенные Грецией и  Ирландией государственные облигации, содержащие рекордно высокие премиальные  за значительный риск инвестирования в эти облигации. 

Информация о работе Черты Финляндии