Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:27, реферат
Финляндия является высокоразвитой индустриальной страной. За последнее десятилетие она добилась больших успехов в развитии экономики.
Преимуществами Финляндии являются политическая стабильность, открытость экономики, высокоразвитая инфраструктура и надежность телекоммуникаций, а также высокий уровень взаимодействия между предприятиями, научно-техническими центрами и университетами. Кроме того, в обеспечении конкурентоспособности Финляндии важны такие факторы, как быстрота в освоении новых технологий, высокий образовательный уровень населения, благоприятный для бизнеса деловой климат.
Введение.
Общая характеристика экономической структуры.
Торгово-экономические отношения.
Валютно-финансовые отношения.
Россия и Финляндия.
Антикризисная политика.
Прогноз и основные направления развития.
Список литературы.
В 2009 г., по предварительным данным Банка Финляндии, объем поступивших иностранных инвестиций в финскую экономику составил 43,3 млрд. евро (в 2008 году 16,54 млрд. евро), из них прямых - 1,8 млрд. евро (5,5 млрд. евро), портфельных –20,634 млрд. евро (8,218 млрд. евро), прочих – 20,857 млрд.евро (2,822 млрд. евро).
Общий объем
поступивших иностранных
Одновременно можно отметить снижение интереса международных инвесторов к прямым инвестициям в финскую экономику. В 2009 году данный показатель снизился на 67% по сравнению с 2008 годом.
Необходимо отметить, что в Финляндии (по данным Государственного агентства по привлечению иностранных инвестиций) в 2009 году зарегистрировано 128 вновь образованных компаний с участием иностранного капитала (в 2008 г. - 185). Это более чем на 30 % меньше чем в 2008 году и на 50% меньше чем в 2007 году.
4.Россия и Финляндия.
Российская Федерация, отношения с которой, как считают в Финляндии, выходят за рамки объявленной «Политики ЕС с соседними государствами», является «самым крупным и наиболее важным соседом ЕС».
30 декабря
1991 г. Финляндия признала Россию
в качестве государства-
За последнее
десятилетие сложились
Заметную
роль в российско-финляндских
Координацией сопредельного сотрудничества занимается межправительственная Группа развития сотрудничества сопредельных регионов. XII сессия Группы состоялась в Хельсинки 17 ноября 2008 г.
Уникальным явлением двустороннего сотрудничества может считаться аренда Финляндией российской территории - части связывающего внутренние водные системы Финляндии с Балтийским морем Сайменского канала на основе межправительственного Договора 1962 г. (срок действия истекает в 2013 г.).
Российско-финляндская
граница - один из наиболее обустроенных
рубежей России. Здесь действуют
9 международных пунктов
Активно развивается двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды. Финляндия оказывает содействие в осуществлении ряда крупных экологических проектов в России, в частности, в строительстве водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге.
Осуществляется взаимодействие на основе заключённого в 1992 г. Соглашения о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во время Второй мировой войны. На территории обеих стран открыт ряд мемориалов, посвященных павшим в войнах 1939-44 гг.
с уважением
относятся к культурному
Торгово-экономическое сотрудничество России и Финляндии полностью отражает российскую внешнюю торговлю и, в основном, представлено товарами энергетического экспорта с российской стороны. Со стороны Финляндии - это технологичные товары и продукция машиностроения. Торговые отношения между Россией и Финляндией в настоящее время являются достаточно сбалансированными.
Торгово-экономическое сотрудничество России и Финляндии полностью отражает российскую внешнюю торговлю и, в основном, представлено товарами энергетического экспорта с российской стороны. Со стороны Финляндии - это технологичные товары и продукция машиностроения. Торговые отношения между Россией и Финляндией в настоящее время являются достаточно сбалансированными.
В текущем году планируемый объем экспорта России и Финляндии составит более $9 миллиардов, а импорт финских товаров более $8 миллиардов. Для сравнения, в 1992 году суммарный объем импортного экспорта был около $5 миллиардов. К 2012 году планируется увеличить объем импорта и экспорта между Россией и Финляндией до $23 миллиардов.
5.Антикризисная политика.
Финское внешнеполитическое руководство неизменно подчеркивает, что со вступлением в ЕС страна получила значительные возможности для продвижения своих интересов. Финны, тем не менее, опасаются, что в результате перераспределения властных полномочий после расширения ЕС и его институциональной реформы возможности страны влиять на процесс принятия решений резко ухудшатся. Финляндия поддерживает развитие ЕПБО ЕС, делая акцент на усиление в ее рамках превентивной составляющей, формировании гуманитарного потенциала кризисного урегулирования. На данном этапе Хельсинки не определился с отношением к идее развития совместной обороны ЕС и создания "оборонного ядра" союза. Сейчас идет активная дискуссия между представителями оппозиционной НКП, которые считают принципиально важным участие страны в любых евроструктурах, оказывающих то или иное влияние на европейскую политику, и центристами, полагающими, что Финляндия должна участвовать в европейских организациях избирательно, исходя из своих интересов. Правительственная СДПФ не имеет единой позиции по этому поводу, хотя официально и заявляет о полном внутреннем единстве. Если П.Липпонен придерживается курса на максимальную интеграцию в "ядро" ЕС, мининдел Э.Туомиоя достаточно прохладно относится к возможности формирования "оборонной организации" внутри союза и тем более – к возможности вхождения Финляндии в "оборонное ядро".
В 1955 Финляндия была принята в ООН, а в 1956 стала членом Северного совета, межправительственного органа скандинавских стран. С 1961 Финляндия – ассоциированный член Европейской ассоциации свободной торговли, с 1986 – полный член этой организации.
6.Прогноз и основные
Мировой финансово-экономический
кризис оказал заметное влияние на
экономическое развитие Финляндии.
Экспортно-ориентированная
Одно
из отражений влияния мирового финансово-экономического
кризиса проявляется в оценках
темпов роста ВВП Финляндии. Не смотря
на разделяемое многими
По оценкам Министерства финансов, сделанным весной 2010 г., падение ВВП прекратится, однако темпы прироста данного показателя в 2010 и 2011 гг. составят 1,1% и 2,1% соответственно. Необходимо отметить, что данные, характеризующие развитие экономики Финляндии за последний квартал 2009 г., несколько добавили оптимизма разработчикам экономических прогнозов. Так, например, аналитики Банка Финляндии в октябре 2009 г. придерживались в своих прогнозах более сдержанной позиции, предполагая сохранение в 2010 г. уровня ВВП, соответствующего значению за 2009 г., и достижение роста ВВП в 1,6% в 2011 г. Прогнозы Банка Финляндии сделанные кварталом позже уже демонстрируют более оптимистичные цифры, характеризующие темпы экономического роста в среднесрочной перспективе. Так по прогнозам Банка Финляндии подготовленным в конце марта 2010 г. темпы прироста ВВП в 2010 и 2011 гг. составят 1,6% и 1,8% соответственно. По оценкам крупнейшего банка Северной Европы «Нордеа», регулярно формирующего аналитические экономические обзоры, рост ВВП Финляндии начнется уже в 2010 г. и составит 2,7%. Примерно на таком же уровне данный показатель будет оставаться и в 2011 г.
Снижение темпов роста ВВП Финляндии в 2009 г. уже привело, по оценкам Министерства занятости и экономики Финляндии, к сокращению числа занятого трудоспособного населения и повышению уровня безработицы до 8,5% (6,4% в конце 2008 г.). В 2010 г. уровень безработицы в Финляндии может, по оценкам Минфина, возрасти до 10,2%. Небольшое снижение возможно в 2011 г. Банк Финляндии также придерживается такого мнения. Как и в случае с оценками предстоящего уровня ВВП Финляндии, аналитики банка «Нордеа» берут за основу своих прогнозов чуть более оптимистичный сценарий развития экономической ситуации в Финляндии, прогнозируя, что уровень безработицы в стране не поднимется в ближайшие 2 года выше 9,6 %.
По оценкам Банка Финляндии (март 2010 г.), в краткосрочной перспективе ожидается незначительное оживление внешней торговли страны. Финский экспорт товаров и услуг может вырасти в 2010 г. на 3,1%, а импорт товаров и услуг на 6,9%.Прогнозы Правительства Финляндии (апрель 2010 г.) также предполагают заметный рост внешнеэкономических операций страны: экспорт товаров и услуг возрастет на 5,5% в 2010 г. и на 4,6% в 2011 г., импорт товаров и услуг увеличится на 3,7% в 2010 г. и на 4,0% в 2011 г. Прогноз банка «Нордеа» содержит еще более оптимистичные цифры: экспорт Финляндии возрастет в 2010 и 2011 гг. на 7,0% и 7,1% соответственно, а рост импорта составит 5,5 в 2010 г. и 6,3% в 2011 г.
Динамика внешней торговли в краткосрочной перспективе отразится на состоянии положительного торгового и платежного баланса Финляндии. По оценкам Минфина Финляндии, положительное сальдо торгового баланса после существенного падения в 2009 г. до уровня 1,5% от ВВП начнет расти и достигнет в 2010 г. и 2011 г. значений 1,9% и 1,7% от ВВП соответственно. Прогнозы значения платежного баланса также свидетельствуют о росте его положительных значений с 2,5 млрд. евро в 2009 г. до 3,3 млрд. евро в 2010 г. и 3,1 млрд. евро в 2011 г.
Внутреннее частное потребление, по оценкам Банка Финляндии, прекратит свое падение в 2010 г. Небольшой рост данного показателя в размере 1,6% и 1,1% будет возможен в 2010 и 2011 гг. соответственно. Одновременно с этим будет продолжаться процесс наращиваяния государственных текущих расходов. Их значение увеличится на 1,7% в 2010 г. и на 1,2% в 2011 г.
Частные инвестиции продолжат свое падение в 2010 г. По прогнозам Банка Финляндии, рост частных инвестиций возможен лишь в 2011 г. в размере 4,5%. Инвестиции общественного сектора после беспрецедентного роста в 2009 г., продиктованного стремлением компенсировать обвальное снижение экспорта и частного потребления, будут демонстрировать некоторое снижение. Инвестиции общественного сектора сократятся на 3,6% в 2010 г. и на 4,3% в 2011 г.
Растущая нагрузка на общественный сектор экономики привела в 2009 г. к появлению дефицита бюджета как на уровне центральных органов власти, так и нижестоящем уровне. Сбалансировать бюджеты в краткосрочном периоде, по оценкам Минфина Финляндии, не представляется выполнимой задачей. Дефицит государственного бюджета центральных органов власти, по оценкам Министерства финансов Финляндии, составит 6,3% в 2010 г., а дефицит консолидированного бюджета, включая внебюджетные фонды, – 4,1% в 2010 г.
Следствием растущей финансовой нагрузки на общественный сектор и дефицита бюджета станет рост государственного долга страны до 49,9% от ВВП в 2010 г. и 51,7% от ВВП в 2011 г. (34,2 % от ВВП в 2008 г.).
В 2010-2011 гг. темпы роста промышленного производства, по прогнозам банка «Нордеа», составят 4,0% -5,0%. На фоне двузначного сокращения промышленного производства в 2009 г. данные прогнозы выглядят достаточно оптимистичными. Прогноз Министерства финансов является более сдержанным. Данный документ предполагает рост промышленного производства лишь на 1,3% в 2010 г.
Благодаря
внутренним резервам банковской системы
Финляндии и мерам, предпринятым
финскими финансовыми властями, финансовая
система страны пока не испытывает
кризиса ликвидности и
Заключение.
Финляндия занимает
первое место в мире по применению
информационных технологий, опередив
такие страны как США, Сингапур и
Швецию. Она признана одним из мировых
лидеров в инновациях. Всемирный
экономический форум в своем
докладе особенно отмечает качество
инновационной системы
Финляндия входит
в группу лидеров мировой промышленности
в электронной и
Несмотря на то, что доля Финляндии в мировых запасах лесных ресурсов составляет 0,5%, а в запасах хвойного леса — 1%, в общем объеме производства мировой продукции лесной промышленности на долю Финляндии в 2003г. приходилось.
К счастью для Финляндии, на тот момент, когда разразился финансовый кризис, ее государственный бюджет был в отличном состоянии. Доля государственного долга в ВВП составляла менее 40%. В 2008 году приток налоговых поступлений в финскую казну был выше уровня расходов. Положительное сальдо финского государственного бюджета составляло целых 4,5%. Эти цифры вывели Финляндию на лидирующие позиции в рамках еврозоны.
Как следствие ситуации 2009 года, поток налоговых поступлений в госказну Финляндии стал истощаться, и ее государственный бюджет превратился в дефицитный. Перед государством вновь встала необходимость взятия дополнительного долга.
Несмотря
на это, аналитики полагают, что у
Финляндия - хорошие перспективы
в преодолении бюджетного дефицита.
Это отражается в стоимости государственных
ценных бумаг на рынке долгосрочного
ссудного капитала. В течение января
котировки финских