Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 16:27, доклад
Чикагская школа — направление в экономической теории. Идейно-теоретические взгляды чикагской школы стали складываться в 30-е гг. 20 в., своё законченное выражение доктрина получила в 60-70-е гг. Главные представители чикагской школы — американские учёные-экономисты, группирующиеся преимущественно вокруг Чикагского университета (Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, М. Фридмен, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц и др.). Наиболее полное отражение теоретические взгляды и практические рекомендации представителей чикагской школы нашли в работах Найта и особенно Фридмена.
Чикагская школа и ее представители
Чикагская школа — направление в экономической теории. Идейно-теоретические взгляды чикагской школы стали складываться в 30-е гг. 20 в., своё законченное выражение доктрина получила в 60-70-е гг. Главные представители чикагской школы — американские учёные-экономисты, группирующиеся преимущественно вокруг Чикагского университета (Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, М. Фридмен, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц и др.). Наиболее полное отражение теоретические взгляды и практические рекомендации представителей чикагской школы нашли в работах Найта и особенно Фридмена.
Сторонники чикагской школы по многим вопросам (формы и методы государственного регулирования экономики, теории денег, спроса, ценообразования, экономических циклов, занятости и др.) занимают антикейнсианские позиции и выступают приверженцами неоклассического направления в современной экономической теории. Методология чикагской школы основывается на принципах маржинализма, апологетической концепции предельной производительности факторов производства, субъективно-психологической предельной полезности теории.
Представители чикагской школы не считают безработицу одной из главных социально-экономических проблем современного капитализма. Борьба с социально-экономическими недугами капитализма должна, по их мнению, вестись с помощью «автоматических» механизмов стихийного рынка и свободной конкуренции.
Центральной проблемой представителей чикагской школы является теория денег. С середины 50-х гг. М. Фридмен и его сторонники активно развивают модернизированный вариант количественной теории денег, получившей название монетаризм. Согласно этой концепции, деньги играют ключевую роль в экономическом развитии общества; количественного изменения денежной массы влекут за собой изменения в других сферах хозяйственной деятельности. Так, вслед за К. Викселлем, И. Фишером и другими экономистами представители чикагской школы дают денежно-кредитную трактовку экономических кризисов, отрицая их как внутренне присущую капиталистической экономике закономерность. Они считают, что циклическое развитие капиталистической экономики — результат нарушений в денежно-кредитной сфере. По мнению Фридмена, разрушительный экономический кризис 1929-33 г.г. мог бы в США закончиться к 1931 г., если бы Федеральная резервная система США не пошла на уменьшение денежной массы в обращении.
Важное место в теоретической аргументации сторонников монетаризма отводится концепции постоянного дохода, которая предполагает существование постоянного компонента потребительских расходов. Центральное звено доктрины монетаризма — функция спроса на деньги, на основе которой делается вывод о пропорциональности между ростом денежной массы и изменением уровня цен. Причины инфляции сторонники монетаризма видят в избыточном предложении денег вследствие дефицитного финансирования по кейнсианским методам регулирования экономики.
Критикуя их, монетаристы полагают, что в регулировании со стороны государства нуждается только показатель роста денежной массы в обращении. По мнению Фридмена, систематическое и равномерное увеличение денежной массы в обращении на 3-5% в год обеспечит бесперебойное функционирование капиталистической экономики.