Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:31, доклад
Североатлантический договор был подписан 4 апреля 1949 г. в штате Вашингтон. Тогда был создан альянс 12-ти независимых государств, приверженных обороне друг друга. Еще четыре европейских государства (Греция, Турция, ФРГ, Испания) присоединились к договору между 1952 и 1982 годами, а 12 марта 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чешская Республика, что довело численность стран-членов НАТО до 19-ти.
Что такое НАТО?
Североатлантический договор был подписан 4 апреля 1949 г. в штате Вашингтон. Тогда был создан альянс 12-ти независимых государств, приверженных обороне друг друга. Еще четыре европейских государства (Греция, Турция, ФРГ, Испания) присоединились к договору между 1952 и 1982 годами, а 12 марта 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чешская Республика, что довело численность стран-членов НАТО до 19-ти.
НАТО - это альянс, призваный защищать не только власть той или иной страны, но и ценности, на службу которым поставлена эта власть. НАТО защищает не государственный суверенитет или чьи-то геополитические интересы, а определённый тип человеческой культуры и цивилизации.
Без ограждающего щита НАТО
было бы немыслимо воссоединение
Германии и появление Европейских
сообществ, со временем трансформировавшихся
в Европейский союз. Альянс НАТО
предотвратил возникновение крупного
конфликта между двумя
Сегодня территория Североатлантического альянса является самой безопасной и стабильной на нашей планете. Кроме того, Североатлантический альянс сотрудничает с другими международными организациями, благодараря чему он наиболее эффективно добивается своих целей.
Альянс НАТО развивает всё более прочные партнёрские отношения практически с каждой страной Европы, с помощю которых все государства могут внести свой вклад в безопасность. За счёт внешней и внутренней адаптации НАТО будет готова обеспечить безопасность во всём Евроатлантическом регионе. Решая эту задачу, альянс создаст необходимую основу для того, чтобы повсеместно утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Такова роль НАТО в XXI веке - и НАТО уже не только может, но и готова её выполнять.
19 стран-членов
организации
Штаты, Польша, Венгрия, Чешская Республика.
В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками.
Основные принципы работы
Основные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя общие политические обязательства и приверженность практическому сотрудничеству между странами НАТО. Их общая безопасность неделима. Поэтому при решении проблем, связанных с угрозой безопасности, отдельным странам-членам теперь не приходится полагаться на собственные силы и экономические ресурсы. Однако в НАТО нет такой страны, которая отказалась бы от права выполнения своих обязательств перед собственным народом, и все они по-прежнему несут индивидуальную ответственность за свою оборону.
Североатлантический альянс позволяет странам НАТО совместными усилиями расширить свои возможности в решении жизненно важных задач национальной безопасности. В результате, несмотря на различия в условиях и относительных военных потенциалах, у них возникает чувство равной безопасности, что способствует укреплению их общей стабильности.
Принятие совместных решений
НАТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с целью предоставить возможность международного сотрудничества между независимыми суверенными государствами на договорной основе. Внутри НАТО не существует ни одного центрального органа, который мог бы навязывать свои взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет права принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются при единодушном согласии всех стран-участниц.
Процесс принятия совместных
решений достигается путём
Североатлантический совет
(САС) является центральным политическим
органом, созданным непосредственно Стат
Расширенная программа Партнёрство ради мира
Программа Партнёрство ради
мира (ПРМ) была создана в январе
1994 года. Программа ПРМ дает 19-ти
союзникам по НАТО возможность сотрудничать
со своими партнерами, не входящими
в Североатлантический альянс, в
том числе с Россией и
Странам с самыми разными традициями в области безопасности программа позволяет выбирать из широкого спектра совместных мероприятий те виды сотрудничества, которые отвечают их конкретным национальным потребностям.
Партнёрство ради мира - ключевой
фактор в развитии отношений между
альянсом и странами-участниками
ПРМ. Эта программа расширяет
и активизирует политическое и военное
сотрудничество в Европе, повышает
стабильность, уменьшает угрозы миру
и упрочняет сложившиеся связи,
развивая дух практического
25 государств-участников программы ПРМ
Албания , Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусия, Болгария, Эстония, Финляндия, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Швеция, бывшая Югославская Республика Македония, Швейцария, Туркменистан, Украина, Узбекистан.
Сотрудничество по программе ПРМ способствует:
· достижению открытости процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов;
· обеспечению демократического контроля над вооружёнными силами;
· поддержанию, с учётом конституционных соображений, сил и средств и степени готовности, необходимых для содействия проведению операций под эгидой ООН и/или с санкции ОБСЕ;
· развитию отношений военного сотрудничества с НАТО для проведения совместного планирования, подготовки и учений с тем, чтобы повысить способность стран-участниц проводить миротворческие, поисково-спасательные операции и гуманитарные операции, а также операции в других областях, достижению открытости процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов.
Офицеры государств-партнёров участвуют в работе группы координации партнёрства (ГКП), в городе Монс, Бельгия, которая проводит военное планирование учений по программе ПРМ. У государств-партнёров также имеются бюро по связи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
С момента принятия программы ПРМ в 1994 г., началось быстрое и успешное развитие сотрудничества. Программа, в которой участвуют 25 стран, стала прочным элементом европейской безопасности.
Военный аспект
НАТО является политическим
альянсом 19-ти стран и, следовательно,
играет важнейшую политическую роль.
Военный комитет, который является
высшим военным органом
Вооружённые силы НАТО - это многонациональный контингент, который сформирован из войск предоставляемых государствами НАТО на добровольной основе. Вооружённые силы НАТО обеспечивают безопасность государств-членов, участвуют в поддержании стабильности, мира и равновесия в Европе, а также в кризисном урегулировании и, наконец, обеспечивают оборону стратегической зоны альянса, которую охватывает Североатлантический договор.
В настоящее время происходит
преобразование структуры военного
командования НАТО в соответствии с
новой стратегической обстановкой.
Структура подчинённых
Экономическое сотрудничество Основа экономического сотрудничества в рамках Североатлантического альянса обусловлена Статьёй 2 Североатлантического договора. Экономическими вопросами сотрудничества занимается экономический комитет НАТО. Анализ и совместная оценка связанного с безопасностью экономического развития включает в себя такие вопросы, как сопоставление военных расходов, тенденции развития военной промышленности, наличие ресурсов для реализации планов в области обороны, торговля военной техникой в рамках НАТО, а также экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран-членов.
Развивая экономическое
сотрудничество в рамках Североатлантического
альянса, его страны-члены исходят
из того, что политическое сотрудничество
и конфликты в экономической
области несовместимы. Это привело
к тому, что правительства стран
НАТО стали оказывать помощь менее
процветающим членам НАТО посредством
развития крупномасштабных программ помощи,
выполняемых через другие организации,
включая Организацию
Совет Евроатлантического партнёрства
Совет Евроатлантического партнёрства (СЕАП) был образован министрами иностранных дел стран-членов НАТО после встречи в Синтре, Португалия, 30 мая 1997 года. СЕАП - это совместный механизм, который обеспечивает основу для проведения консультаций по политическим вопросам, проблемам безопасности и сотрудничества между НАТО и её партнёрами. Темы для обсуждения диктуются развитием событий в сферах политики и безопасности: урегулирование кризисов; региональные вопросы; вопросы контроля над вооружениями; готовность к черезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям; ядерная безопасность; экологические вопросы, научное сотрудничество; вопросы , относящиеся к операциям по поддержанию мира.
Если полномочия Североатлантического
совета обусловливаются договорными
отношениями между странами-
Страны-члены Совета Евро-Атлантического Партнёрства
19 Стран-членов НАТО
плюс Албания
, Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусия,
Болгария, Эстония, Финляндия, Грузия,
Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва,
Молдова, Румыния, Россия, Словакия, Словения,
Швеция, Швейцария, бывшая Югославская
Республика Македония, Таджикистан, Туркменистан,
Украина, Узбекистан.
Государства-участники ОБСЕ, которые могут и готовы принять принципы и цели СЕАП, могут стать её членами путём присоединения к программе ПРМ.
Политические консультации Разработка и реализация политики альянса 19-ти независимых суверенных государств требует, чтобы правительства всех входящих в него стран имели исчерпывающую информацию об общей политике и намерениях относительно друг друга, а также о соображениях, которыми эти страны руководствуются при выборе своего политического курса и подготовке своих планов. Поэтому возникает необходимость проведения регулярных консультаций.
Потребность в консультациях не ограничивается политическими темами. Консультации в рамках Североатлантического альянса отличаются многообразием форм. Простейшая из них представляет собой обычный обмен мнениями и информацией. На следующем уровне консультации приобретают форму сообщений о мерах или решениях, затрагивающих интересы союзников.
Консультации могут проходить в форме уведомлений о будущих мерах или решениях правительств, а также в форме обсуждения с целью достижения консенсуса. Высшей формой консультаций является предоставление странам НАТО возможности достижения взаимоприемлемых договорённостей по поводу коллективных решений и действий Североатлантического альянса в целом.
Преодоление кризисов
Все страны НАТО являются полноправными
участниками политического
В периоды напряжённости
и кризисов консультации между странами
НАТО приобретают особое значение.
В подобных обстоятельствах быстрое
принятие решений зависит от незамедлительного
налаживания постоянных консультаций
между правительствами стран-
Основными форумами НАТО для проведения необходимых интенсивных консультаций являются Североатлантический совет и Комитет военного планирования. Соответствующая практика и процедуры представляют собой мероприятия Североатлантического альянса по преодолению кризисов. Совместно со странами и главнокомандующими НАТО регулярно проводятся совместные учения по проверке и разработке методов разрешения кризисов, семинары, брифинги, а также учебные курсы.