Что такое НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:31, доклад

Описание работы

Североатлантический договор был подписан 4 апреля 1949 г. в штате Вашингтон. Тогда был создан альянс 12-ти независимых государств, приверженных обороне друг друга. Еще четыре европейских государства (Греция, Турция, ФРГ, Испания) присоединились к договору между 1952 и 1982 годами, а 12 марта 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чешская Республика, что довело численность стран-членов НАТО до 19-ти.

Файлы: 1 файл

Что такое НАТО.docx

— 37.07 Кб (Скачать файл)

Что такое НАТО?

Североатлантический договор был подписан 4 апреля 1949 г. в штате Вашингтон. Тогда был создан альянс 12-ти независимых государств, приверженных обороне друг друга. Еще четыре европейских государства (Греция, Турция, ФРГ, Испания) присоединились к договору между 1952 и 1982 годами, а 12 марта 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чешская Республика, что довело численность стран-членов НАТО до 19-ти.

НАТО - это альянс, призваный защищать не только власть той или иной страны, но и ценности, на службу которым поставлена эта власть. НАТО защищает не государственный суверенитет или чьи-то геополитические интересы, а определённый тип человеческой культуры и цивилизации.

Без ограждающего щита НАТО было бы немыслимо воссоединение  Германии и появление Европейских  сообществ, со временем трансформировавшихся в Европейский союз. Альянс НАТО предотвратил возникновение крупного конфликта между двумя противостоящими  блоками (холодная война), ни разу не придприняв агрессивных действий, воплотив в себе и укрепив нерушимые узы солидарности между обоими берегами Атлантики.

Сегодня территория Североатлантического альянса является самой безопасной и стабильной на нашей планете. Кроме  того, Североатлантический альянс сотрудничает с другими международными организациями, благодараря чему он наиболее эффективно добивается своих целей.

Альянс НАТО развивает  всё более прочные партнёрские  отношения практически с каждой страной Европы, с помощю которых все государства могут внести свой вклад в безопасность. За счёт внешней и внутренней адаптации НАТО будет готова обеспечить безопасность во всём Евроатлантическом регионе. Решая эту задачу, альянс создаст необходимую основу для того, чтобы повсеместно утвердились мир, демократия и экономическое процветание. Такова роль НАТО в XXI веке - и НАТО уже не только может, но и готова её выполнять.

19 стран-членов  организации Североатлантического  договора (НАТО) Бельгия, Канада, Дания, Франция, Германия, Греция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Турция, Соединенное  Королевство, Соединенные  
Штаты, Польша, Венгрия, Чешская Республика.

В рамках НАТО создана программа  Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет  Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены  НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами в рамках альянса, а бывшие враги ныне стали союзниками.

Основные принципы работы

Основные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя общие политические обязательства  и приверженность практическому  сотрудничеству между странами НАТО. Их общая безопасность неделима. Поэтому  при решении проблем, связанных  с угрозой безопасности, отдельным  странам-членам теперь не приходится полагаться на собственные силы и экономические  ресурсы. Однако в НАТО нет такой  страны, которая отказалась бы от права  выполнения своих обязательств перед  собственным народом, и все они  по-прежнему несут индивидуальную ответственность  за свою оборону.

Североатлантический альянс позволяет странам НАТО совместными  усилиями расширить свои возможности  в решении жизненно важных задач  национальной безопасности. В результате, несмотря на различия в условиях и относительных военных потенциалах, у них возникает чувство равной безопасности, что способствует укреплению их общей стабильности.

Принятие совместных решений

НАТО не является наднациональной  организацией, а альянсом, созданным  с целью предоставить возможность  международного сотрудничества между  независимыми суверенными государствами  на договорной основе. Внутри НАТО не существует ни одного центрального органа, который  мог бы навязывать свои взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет  права принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения  принимаются при единодушном  согласии всех стран-участниц.

Процесс принятия совместных решений достигается путём консенсуса и общего согласия, страны-члены  Североатлантического альянса считаются  с точкой зрения каждой из стран. Практика обмена информацией и ежедневных совместных консультаций даёт правительствам возможность сразу же провести общую  встречу, если этого требуют обстоятельства. По мере возможного сильные расхождения  во мнениях сглаживаются, чтобы сохранить  общие интересы в области безопасности, политическую солидарность, а также  оперативную сплочённость всего  Североатлантического альянса в  целом.

Североатлантический совет (САС) является центральным политическим органом, созданным непосредственно Статьёй 9 Североатлантического договора, в который входят правительства 19-ти стран НАТО. Консультации, проводящиеся внутри Совета, дают возможность национальным руководствам выразить своё мнение о проблемах, вызывающих всеобщее беспокойство или о вопросах, требующих принятия совместного решения. В Совете не существует никаких ограничений в том, что касается выбора тем для обсуждения. Обычно Совет заседает раз в неделю на уровне постоянных представителей или послов, но при необходимости Совет может собираться и чаще или быть созван в абсолютно любое время. Дважды в год Совет заседает на уровне министров иностранных дел, а в случае необходимости устраивается встреча на уровне глав государств и правительств.

Расширенная программа  Партнёрство ради мира

Программа Партнёрство ради мира (ПРМ) была создана в январе 1994 года. Программа ПРМ дает 19-ти союзникам по НАТО возможность сотрудничать со своими партнерами, не входящими  в Североатлантический альянс, в  том числе с Россией и Украиной, по многим направлениям военной и  оборонной деятельности. Практически  все органы НАТО прямо или косвенно участвуют в работе по программе  ПРМ.

Странам с самыми разными  традициями в области безопасности программа позволяет выбирать из широкого спектра совместных мероприятий  те виды сотрудничества, которые отвечают их конкретным национальным потребностям.

Партнёрство ради мира - ключевой фактор в развитии отношений между  альянсом и странами-участниками  ПРМ. Эта программа расширяет  и активизирует политическое и военное  сотрудничество в Европе, повышает стабильность, уменьшает угрозы миру и упрочняет сложившиеся связи, развивая дух практического сотрудничества и приверженности демократическим  принципам.

25 государств-участников  программы ПРМ

Албания , Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусия, Болгария, Эстония, Финляндия, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Швеция, бывшая Югославская Республика Македония, Швейцария, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

Сотрудничество по программе  ПРМ способствует:

·   достижению открытости процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов;

·   обеспечению демократического контроля над вооружёнными силами;

·   поддержанию, с учётом конституционных соображений, сил и средств и степени готовности, необходимых для содействия проведению операций под эгидой ООН и/или с санкции ОБСЕ;

·   развитию отношений военного сотрудничества с НАТО для проведения совместного планирования, подготовки и учений с тем, чтобы повысить способность стран-участниц проводить миротворческие, поисково-спасательные операции и гуманитарные операции, а также операции в других областях, достижению открытости процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов.

Офицеры государств-партнёров  участвуют в работе группы координации  партнёрства (ГКП), в городе Монс, Бельгия, которая проводит военное планирование учений по программе ПРМ. У государств-партнёров также имеются бюро по связи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

С момента принятия программы  ПРМ в 1994 г., началось быстрое и  успешное развитие сотрудничества. Программа, в которой участвуют 25 стран, стала  прочным элементом европейской  безопасности.

Военный аспект

НАТО является политическим альянсом 19-ти стран и, следовательно, играет важнейшую политическую роль. Военный комитет, который является высшим военным органом Североатлантического альянса, заведует военной структурой НАТО, а её политическое руководство  поручено Североатлантическому совету, Комитету планирования обороны и  Группе ядерного планирования.

Вооружённые силы НАТО - это  многонациональный контингент, который  сформирован из войск предоставляемых  государствами НАТО на добровольной основе. Вооружённые силы НАТО обеспечивают безопасность государств-членов, участвуют  в поддержании стабильности, мира и равновесия в Европе, а также  в кризисном урегулировании и, наконец, обеспечивают оборону стратегической зоны альянса, которую охватывает Североатлантический  договор.

В настоящее время происходит преобразование структуры военного командования НАТО в соответствии с  новой стратегической обстановкой. Структура подчинённых командований будет преобразована таким образом, чтобы реорганизовать вооружённые  силы НАТО в соответствии с требованиями новой стратегической концепции  альянса.

Экономическое сотрудничество Основа экономического сотрудничества в рамках Североатлантического альянса обусловлена Статьёй 2 Североатлантического договора. Экономическими вопросами сотрудничества занимается экономический комитет НАТО. Анализ и совместная оценка связанного с безопасностью экономического развития включает в себя такие вопросы, как сопоставление военных расходов, тенденции развития военной промышленности, наличие ресурсов для реализации планов в области обороны, торговля военной техникой в рамках НАТО, а также экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран-членов.

Развивая экономическое  сотрудничество в рамках Североатлантического альянса, его страны-члены исходят  из того, что политическое сотрудничество и конфликты в экономической  области несовместимы. Это привело  к тому, что правительства стран  НАТО стали оказывать помощь менее  процветающим членам НАТО посредством  развития крупномасштабных программ помощи, выполняемых через другие организации, включая Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Специфические  экономические проблемы и перспективы  развития этих стран по-прежнему остаются в центре внимания Североатлантического альянса.

Совет Евроатлантического партнёрства

Совет Евроатлантического партнёрства (СЕАП) был образован министрами иностранных дел стран-членов НАТО после встречи в Синтре, Португалия, 30 мая 1997 года. СЕАП - это совместный механизм, который обеспечивает основу для проведения консультаций по политическим вопросам, проблемам безопасности и сотрудничества между НАТО и её партнёрами. Темы для обсуждения диктуются развитием событий в сферах политики и безопасности: урегулирование кризисов; региональные вопросы; вопросы контроля над вооружениями; готовность к черезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям; ядерная безопасность; экологические вопросы, научное сотрудничество; вопросы , относящиеся к операциям по поддержанию мира.

Если полномочия Североатлантического совета обусловливаются договорными  отношениями между странами-членами  НАТО, то Совет Евроатлантического партнёрства представляет собой  форум для проведения консультаций, диалога и развития сотрудничества в области политики и безопасности. Заседания СЕАП проводятся два раза в год на уровне министров иностранных  дел и на уровне министров обороны, а также ежемесячно на уровне послов в Брюсселе. СЕАП стал важной частью архитектуры европейской безопасности.

Страны-члены Совета Евро-Атлантического Партнёрства

19 Стран-членов НАТО  
плюс Албания , Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусия, Болгария, Эстония, Финляндия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Швеция, Швейцария, бывшая Югославская Республика Македония, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

Государства-участники ОБСЕ, которые могут и готовы принять  принципы и цели СЕАП, могут стать  её членами путём присоединения  к программе ПРМ.

Политические  консультации Разработка и реализация политики альянса 19-ти независимых суверенных государств требует, чтобы правительства всех входящих в него стран имели исчерпывающую информацию об общей политике и намерениях относительно друг друга, а также о соображениях, которыми эти страны руководствуются при выборе своего политического курса и подготовке своих планов. Поэтому возникает необходимость проведения регулярных консультаций.

Потребность в консультациях  не ограничивается политическими темами. Консультации в рамках Североатлантического альянса отличаются многообразием  форм. Простейшая из них представляет собой обычный обмен мнениями и информацией. На следующем уровне консультации приобретают форму сообщений о мерах или решениях, затрагивающих интересы союзников.

Консультации могут проходить  в форме уведомлений о будущих  мерах или решениях правительств, а также в форме обсуждения с целью достижения консенсуса. Высшей формой консультаций является предоставление странам НАТО возможности достижения взаимоприемлемых договорённостей  по поводу коллективных решений и  действий Североатлантического альянса  в целом.

Преодоление кризисов

Все страны НАТО являются полноправными  участниками политического сотрудничества и имеют равные обязательства  по Североатлантическому договору. Среди  них не последнюю роль играет обязательство, согласно Статье 5 упомянутого договора. Оно символизирует неделимость их безопасности, заключающуюся в том, что нападение на одну или нескольких из них рассматривается как нападение на всех.

В периоды напряжённости  и кризисов консультации между странами НАТО приобретают особое значение. В подобных обстоятельствах быстрое  принятие решений зависит от незамедлительного  налаживания постоянных консультаций между правительствами стран-членов НАТО.

Основными форумами НАТО для  проведения необходимых интенсивных  консультаций являются Североатлантический  совет и Комитет военного планирования. Соответствующая практика и процедуры  представляют собой мероприятия  Североатлантического альянса по преодолению  кризисов. Совместно со странами и  главнокомандующими НАТО регулярно  проводятся совместные учения по проверке и разработке методов разрешения кризисов, семинары, брифинги, а также  учебные курсы.

Информация о работе Что такое НАТО