Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 13:55, доклад
По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только раскрываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое осмысление жизни. Данный процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, формирует самое заветное и ведущее содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его работы и внутренний значение тех задач, которые он разрешает в жизни.
Введение 3
Что такое самопознание? 4
Заключение 8
Список использованных источников 9
Содержание
Самосознание, ровно, как и сознание, предполагает собой высочайшую конфигурацию отображения реальности, образовавшеюся как свойство мозга в базе общественной практики человека. Подавляющее большая часть ученых полагают, что самосознание характерно только лишь человеку. Данным определением массово используют представители многочисленных сфер познания (психологии, педагогики, этнографии и пр.). Всераспространены рабочие определения самосознания: «знание человека о самом себе» (А. Г. Спиркин), «осознание человеком самого себя» (Е. В. Шорохова). Осознание человеком самого себя не может осуществиться без осознания среды, в которой он живет. «Формирование самосознания, отмечает Е. В. Шорохова, осуществляется в процессе выделения человеком себя из внешнего мира». Уже простейшая форма самосознания, включающая осознание «схемы своего тела», имеет внешней стороной объективное пространственное отношение человека как физического существа к предметам окружающего мира. Специфика самосознания проявляется там, где существует отличный от сознания предмет и способ отражения.
Раздумывая о себе, человек с потребностью соотносит собственные мысли с реальностью. В том числе и когда желает убежать от нее. Даже когда возводит невесомые замки. Он создал большое количество слов и понятий для обозначения этого соотношения, правда, достоверность, аксиома, гармония, верность. Он изучает это соответствие, находя прямые или же косвенные симптомы, подтверждающие соотношение собственных мыслей, действий реальности: простота, непротиворечивость, великолепие формул, триумф, дееспособность объяснение таинственных явлений и т.д. Настойчивые поиски соответствия свидетельствуют о наличии у человека устойчивого стремления к достижению единства с миром. В самосознании отражается едино-раздельное отношение к миру, совокупность условий и факторов, обеспечивающих выживание, существование и развитие человека в мире. Другими словами, предметом отражения в самосознании выступает отношение к самому себе, опосредствованное отношением к внешнему миру.
Особенно очевидно специфика самосознания обнаруживается в некоторых явлениях болезни психики. Так, в случае тотальной деперсонализации психогенной природы больные констатируют, с одной стороны, утрату собственного Я, выражающуюся в отчуждении активности, в появлении непреодолимой созерцательности, исчезновении чувства близости, родственности, привязанности; с другой исчезновение реалий внешнего мира. Возникает «своеобразное пассивное удивление перед адекватностью своего поведения во всех сторонах жизни при отсутствии ощущения собственного «Я»...».
Осознание связи с внешним миром, адекватности поведения выступает центральным признаком наличия самосознания. В случае деперсонализации человек мобилизует интенсивное обдумывание, сосредоточивает всю свою интеллектуальную энергию на удержании в памяти знания о наличии внешнего мира и связи с ним. Больная говорит о себе:
«Я как бы цепляюсь за то, чтобы мне не забыть, что у меня есть мой Иван Глебович (муж) и сын Володя, я думаю, думаю и слежу за собой, боюсь потерять нить мыслей, иначе я их уже не увижу». Здесь содержатся важные свидетельства, характеризующие самосознание.
Больной стремиться к самооценке, самоконтролю как способу сохранения сознания. Механизмы самосознания выступают условием существования сознания. Их несоблюдения будет иметь последствия в виде утрат и того, и другого. Отсюда верно утверждение: нет сознания без самосознания, так же как и самосознания без сознания.
Важным содержанием самосознания считается соотношение мыслей и действий реальности. Удержание убежденности в данном согласовании умственно поддерживается выдвижением самых «чувствительных» и «горячих» для себя объектов, имеющих в системе ценностей данного человека первостепенное значение. Они принадлежат к социальному миру, вследствие этого воплощают для себя присутствие не просто внешнего мира вообще, но мира небезразличного, соответственного смыслу жизни человека. Больной борется за сохранение смысла, выражающего единство «Я» и «Другого», представляющего в данном случае весь внешний мир, его наличие и незыблемость. В приведенном примере именно это звено стало уязвимым. Теряя собственное «Я», больной охладевает к дорогим ему людям, теряет с ними живую связь. Обладая самосознанием, он осознает его деформированность, выпадение из его структуры целого блока, связанного с биосоциальной по природе чувствительностью.
Самосознание представляет собой, прежде всего рациональную, интеллектуальную структуру. Она является необходимым, стержневым компонентом, разрушение которого ведет к разрушению феномена в целом. Однако все случаи деперсонализации свидетельствуют не только о необходимости, но и о недостаточности данного компонента. Если деструкция самосознания не относится к области патологии, человек всегда стремится к компенсации недостающих звеньев, что выливается зачастую в подмену высших эмоций и чувств, имеющих духовную, социальную природу (дружбы, товарищества, любви), эрзац-феноменами. Он создает коллизии, концентрирующие эмоции и создающие видимость глубоких переживаний, провоцирующих негативные социальные страсти.
Самосознание содержит интеллектуальный и эмоционально-чувственный компоненты. Они едины, их расторжение или деформация, в конце концов, ведут к заболеванию. Ведущий компонент интеллектуальный. Деструкция эмоционально-чувственного блока не ведет именно к абсолютной патологии в биологическом значение, но в конкретной мере имеет возможность быть социально опасной. Влечение к единству с миром и самим собой закономерно для бытия человека. Закономерным считается и отражение сеговлечения.
Рассуждая о самосознании как своеобразном объекте, Не стоит забывать, что это сторона или форма проявления сознания как такового. Особый признак сознания, как отмечалось выше, состоит в возможности человека отображать беспристрастные качества мира. Но данный признак не исчерпывает сути и содержания сознания. И человек, являясь одним из центральных объектов отблеска, не исчерпывается своими объективными качествами. Он высыпает как функционер, тип. Его отношения с миром опосредствованы. Факт именно подобный разделенности считается условием существования сознания как такового как отблеска находящегося окружающего мира, например и самого человека в единстве его объективных и субъективных качеств. Стремление к единству с миром и с самим собой восходит к самим основам бытия человека. Поэтому один из фундаментальных признаков, в котором выражается данная специфика, составляет интегративность самосознания. Вовне она проявляется в мировоззрении, внутри в гармонии его интеллектуального и эмоционально-чувственного блоков.
Утверждение, что первичной формой самосознания следует считать выделение «Я» из среды, было бы неправильным, если игнорировать особенности единства с нею. Самосознание выражает такое единство со средой, в котором «Я» и среда отделены сознанием. Тем не менее предметом самосознания является единство, поскольку «среда» как «моя среда» и есть «Я».
Отличие это только момент самосознания. Важно, как осознается связь, мир как «мой мир», «Я» как совокупность отношений с миром. Выделение «Я» из среды, отмечает А. А. Меграбян, «еще более способствует активному освоению своей среды... Путь развития человеческой личности в онто- и филогенезе идет от выделения своего «Я» к последующей экспансии, преобразованию и овладению этой средой».