Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:03, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы “Цикличность экономического развития: ее природа и тенденции развития”. Предметом исследования являются отдельные вопросы, которые сформулированы в качестве проблемы данного исследования.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и структуры экономических циклов;
- выявить причины цикличности и типы циклов;
- рассмотреть влияние государства на экономические циклы и кризисы;
- выявить проблемы циклов и кризисов в отечественной экономике.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Цикличность развития экономики…………………………………......5
1.1. Экономические циклы: понятие и структура……………………......5
1.2. Причины цикличности и типы циклов……………………………….7
Глава 2. Кризисы и циклы в национальной экономике…………………….....11
2.1. Влияние государства на циклы и кризисы экономики …................11
2.2. Проблема циклов и кризисов в отечественной экономике………..14
2.3. Современный экономический кризис……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Глава 2. Кризисы и циклы в национальной экономике
2.1. Влияние государства на циклы и кризисы экономики
В современной жизни термин «кризис» используется весьма свободно, тем более что кризисных процессов в нашей экономике немало. Но термин «экономический кризис» применим только к воспроизводственным процессам. Он является важнейшим механизмом функционирования рыночной экономики, а экономический цикл — соответственно закономерной формой ее развития.
Экономические циклы и кризисы существуют в связи с рядом условий. Любой цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но, к сожалению, дать характерную оценку тому или иному циклу или кризису можно только после его анализа на протяжении долго времени.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.
Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления “перегрева” экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции. Все эти меры, вместе взятые, изменяют совокупный спрос и обеспечивают оптимальное регулирование рыночной экономики.
Неотъемлемой частью современного экономического цикла стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается прежде всего на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).
Сегодня крупный капитал приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом.
В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Из этого следует, что движение цен в современных кризисах отражает противоборство двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Другими словами, механизм современных капиталистических циклов сочетает в себе кризис и инфляцию.
Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов [2, C. 145].
Особое место
в современном циклическом
Кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. характеризуются сочетанием традиционных кризисных уязвлений (падение производства, рост безработицы) с постоянным ростом цен. Поэтому они получили название стагфляционных кризисов (и циклов соответственно). Эти два процесса переплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, экологическим).
Структурные кризисы связаны с глубокими диспропорциями в развитии отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла.
Важнейшая функция структурных кризисов — временное решение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось тогда, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров.
Развитые страны в 80-е годы сумели за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.
Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики [10].
Из-за кризиса государственного регулирования развитые страны стали искать выход из сложившейся ситуации, посредством перестройки его форм и методов. Направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной.
Приспособление к новым
2.2. Проблема циклов и кризисов в отечественной экономике
В экономике централизованного планирования не существовало проблемы циклов и кризисов. Экономические кризисы считались особенностью капиталистического хозяйства, а заминки и колебания в социалистической экономике рассматривались как несущественные или на них не обращалось внимание. Связано это с тем, что реальный социализм был задуман как антитеза рыночному капитализму.
В социалистической экономике была ликвидирована большая часть рынка (рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, валютный рынок). Осталась только часть рыночной экономики — рынок потребительских товаров, на котором заключались неравные сделки между потребителем и государством. Не возможно было достичь рыночного равновесия, потому что существовала только одна, и не самая важная, часть рынка; цены формировались не на основе спроса и предложения. В таких условиях отсутствовала какая-либо конкретика, например, информация о стоимости капитала, основных фондов, рабочей силы. В результате чего центр мог принимать ошибочные стратегические решения. В порядке реформирования экономики цена не устанавливалась сверху, она передавалась в «руки» предприятий, но все равно, равновесие не достигалось. В этой ситуации решения о ценах базировались на данных о ценах потребительских товаров, которые в силу существования монополии производителя были деформированы. Предприятия принимали решения, руководствуясь своими краткосрочными интересами, без учета интересов общества в целом. В результате возрастали трудности, появлялись новые нежелательные проблемы, поскольку реформы охватывали маленький островок экономики, а основная, нерыночная часть ее развивалась в интересах государства, не совпадающих с интересами потребителей.
Таким образом, развитие экономики централизованного планирования, внешне весьма динамичной, состояло из череды волн нарушения равновесия [6, C. 47].
Централизованные механизмы восстановления равновесия были эффективны до определенного момента, до определенного барьера.
Следовательно, факторы экономического цикла действовали в советской экономике, но в скрытой форме. Об этом красноречиво свидетельствует практика капиталовложений. В силу своей материальной природы (натуральной формы) капиталовложения с трудом поддаются регулированию, в том числе директивному. Дело в том, что экономическая отдача от капиталовложений происходит с задержкой в несколько лет — так называемым инвестиционным лагом. Поэтому заранее исключается реакция капиталовложений на регулирующие импульсы. Кроме того, инвестиционная деятельность (особенно крупные капиталовложения) представляет собой однократные, не повторяющиеся акции, которые нельзя отрегулировать. Но главное состоит в том, что капиталовложения — это многочисленные кумулятивные процессы (инвестиционный мультипликатор) и соответственно область нарастания развития (акселератор).
На самом же деле происходил спад в самой существенной части национального дохода — в производстве фонда потребления. В условиях фондированного распределения ресурсов предприятия перекачивали в затраты максимально возможную часть фонда потребления. В результате потребление все больше выступало в иррациональной форме разбазаривания всевозможных фондов. И чем больше экономика производила, чем выше были темпы капиталовложений, тем беднее становилось население.
В экономике России не было «правильных» циклов, за исключением большого цикла экономического развития 1929—1932 — 1981—1985 гг. Циклические колебания в отечественной экономике имели в основном внеэкономические причины.
Например, кризис сбыта в промышленности 1923—1924 гг. как результат произвольного изменения цен; хлебный кризис 1927—1928 гг. как следствие насильственной ломки традиционного уклада аграрно-индустриальных отношений; голод 1932 г.; глубокий военный кризис 1941—1942 гг.; спад 1952—1953 гг., осложненный сменой политического руководства; общий кризис народного хозяйства 1963 г. как результат административно-политических просчетов в управлении экономикой; спад и депрессия 1972 г. как следствие нарастания кризиса административно-политической системы; спад конца 80-х и начала 90-х годов как результат полного разложения государственно-натурального уклада хозяйствования. С начала 90-х годов отечественная экономика переживает стагфляцию (сочетание инфляции и спада производства). В состоянии спада находятся важнейшие макроэкономические параметры — капиталовложения, промышленное производство, внешняя торговля.
Резкое снижение уровня жизни непосредственно
связано с экономическим
Кризисы в социокультурной сфере (наука, культура, образование, этика, идеология) и экономике также взаимодействуют. Снижение имиджа и прогностических возможностей науки, профессиональная некомпетентность, обесценение культурных достижений, падение нравов, ослабление побудительных мотивов и энергии масс все это способствует углублению спада в экономике, который, в свою очередь, усугубляет ситуацию в духовном воспроизводстве в результате уменьшения бюджетных и частных вложений в эту сферу, роста безработицы, преступности и т.п. Механизмы взаимодействия здесь пока плохо изучены, но они есть.
Тесно связаны технологические и экономические кризисы. Смена поколений техники в развитых странах (примерно раз в десятилетие) сопровождается резким сокращением инвестиций и инноваций, падением спроса на устаревшую продукцию, что приводит к ее перепроизводству. Однако выход из такой ситуации начинается с инвестиционного бума и волны базисных инноваций, обновления активной части основных фондов и продукции, освоения и распространения новых, более эффективных техники и технологий.
Российская экономика находится в стадии становления рыночных отношений. Характер всех процессов отражает в большей степени последствия развала административно-командной системы, нежели механизм рыночной экономики, который находится только в стадии формирования.
Становление циклической формы движения отечественной экономики связано с проблемой экономического роста. Тип экономического роста зависит от того, на какие рынки, на какой спрос ориентирована экономика. Для экономики России существуют два варианта экономического роста. Первый связан внешним рынком сырьевых ресурсов, как наиболее устойчивый, надежный и доступный для нашей промышленности рынок. Спрос будет формироваться развитыми странами, которые хотят покупать сырье подешевле. За границей будут формироваться и факторы производства — труд и капитал. Наиболее заинтересованными в таком типе роста будут отрасли топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности. Второй вариант связан с оживлением внутреннего рынка. Однако это потребует реорганизации производства, роста эффективности на отдельных предприятиях.
Информация о работе Цикличность экономического развития ее природа и тенденции развития