Кризис предприятия представляет
собой переломный момент в
последовательности процессов событий
и действий. Типичным для кризисной ситуации
является два варианта выхода из нее, или
это ликвидация предприятия как экстремальная
форма, или успешное преодоление кризиса.
Промежутки между началом
и завершением кризиса бывают
разной длительности. С одной
стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся
кризисные процессы, с другой стороны
существуют неожиданно возникающие кризисные
процессы, высокой интенсивности и с коротким
сроком развития. Кризис может абсолютно
неожиданно проявиться во время гармоничного
развития предприятия и носить характер
непреодолимой катастрофы или возникнуть
в соответствии с предположениями и расчетами.
Но в редких случаях кризис появляется
неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения
для специалистов предприятия.
При кризисе господствует нехватка
времени и решений. Оценка ограниченного
времени для принятия решений зависит
от состояния кризиса и определяет этим
нехватку времени или срочность решения
проблем.
При кризисе важным является
проблема управления. Высокая комплексность
управления в условиях кризиса позволяет
с одной стороны оказывать влияние на
развитие автономных процессов и охватывает
с другой стороны специфическую проблематику
руководства: необходимость его высокого
качества и наличие только двух вариантов
конечного результата действий менеджмента,
т.е. возможно либо банкротство, либо успешное
преодоление кризиса.
Когда Америка была
молода и еще только развивалась,
банковское дело было бизнесом,
в который можно было легко
войти. Для этого достаточно
было одолжить немного денег и найти, где открыть счет.
В то время не существовало законов, ограничивающих
количество капиталовложений, правил
ведения банковского дела, никаких других
мер, защищающих или направляющих развитие
экономики. Банковская система имеет способность
"создавать" деньги. Она поддерживает
определенный уровень резервов депозиторских
денег и затем расширяет денежную массу
бесконечно повторяющимся процессом выдачи
денег в долг, с последующим отчислением
резервного фонда из этих денег и вновь
с последующей их выдачей. К текущему резерву
в большинстве западных стран сегодня
предъявляется требование, чтобы он составлял
18-20 %. Это позволяет предоставлять кредит
на сумму, превышающую в 5 раз размеры вложений.
Как вы можете представить, ситуация, когда
кредитуется сумма в 5 долл., а на счету
имеется всего 1 долл., может оказаться
критической в момент цикличных перепадов.
Обычно люди не торопятся снимать свои
деньги с банковских счетов, но они хотят
быть уверенными в том, что они всегда
могут снять их со счета, когда это им будет
необходимо. В критических ситуациях люди
начинают опасаться, что они могут не получить
свои деньги сразу. Все вкладчики выстраиваются
в очередь, чтобы снять со счетов свои
деньги. Банк же не может выдать деньги
всем вкладчикам одновременно из-за того,
что имеет ограниченное количество денег
на руках, в наличии (банк занимается тем,
что принимает от одних людей вклады, а
другим людям выдает эти деньги взаймы),
ибо основные деньги банка находятся в
займах. Займы нелегко превратить в наличные
деньги. Поэтому, если вкладчики намерены
все одновременно получить свои вклады,
то обеспечить это просто невозможно,
и банк вынужден закрыться.
Первоначально банки
имели право печатать деньги. Они выпускали банкноты, которые
гарантировали получение за них золота.
Затем банки стали выпускать банкноты,
не обеспеченные золотом. Банкноты выпускались
банками, которые находились на расстоянии
тысяч миль от людей, приобретавших их.
Тот уровень коммуникации и транспорта,
который тогда существовал, гарантировал
невозможность выкупа золота по этим банкнотам.
Эта практика через некоторое время вызвала
состояние общей нестабильности в экономике,
которая может быть охарактеризована
как паника. Паника - это такая ситуация,
когда люди начинают волноваться за судьбу
своих вкладов и закрывают свои счета.
Когда все вкладчики вдруг требуют свои
вклады, банк закрывается, поскольку он
не может вернуть их всем. Это в свою очередь
вызвало банкротство и производственных
предприятий. Таким образом, спады, кризисы
объяснялись нестабильностью финансового
сектора, который при определенных условиях
вызывает спад экономической активности
во всех сферах национальной экономики.
Подобный подход
к трактовке проблемы цикличности сегодня отходит на второй план,
он признается изначально поверхностным,
так как исходит из анализа только сферы
обращения. В настоящее время цикличность
рассматривается в связи с производством
и обращением. В центр анализа выносится
динамика промышленного производства,
ВНП, подушевого дохода. При этом динамика
цен, процента, оборота трактуется лишь
как индикатор общеэкономических изменений.Все
многообразие кризисов можно классифицировать
по трем разным основаниям.Первое основание
- по масштабам нарушения равновесия в
хозяйственных системах. Общие кризисы
охватывают все национальное хозяйство.
Частичные распространяются
на какую-либо одну сферу или
отрасль экономики.
Так, финансовый
кризис - глубокое расстройство государственных
финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах.
Крайним проявлением финансового кризиса
является неплатежеспособность государства
по иностранным займам (во время мирового
экономического кризиса 1929-1933 гг. прекратили
платежи по внешним займам Великобритания,
Франция, Германия, Италия. В 1931 г. США на
год отсрочили все платежи по внешним
долгам).
Денежно- кредитный
кризис - потрясение денежно-кредитной
системы. Происходит резкое сокращение
коммерческого и банковского
кредита, массовое изъятие вкладов
и крах банков, погоня населения и предпринимателей
за наличными деньгами, падение курсов
акций и облигаций, а также нормы банковского
процента. Валютный кризис выражается
в ликвидации золотого стандарта в обращении
на мировом рынке и обесценении валюты
отдельных стран (нехватка иностранных
"твердых" валют, истощение валютных
резервов в банках, падение валютных курсов).
Бриржевой кризис - резкое снижение курсов
ценных бумаг, значительное сокращение
их эмиссий, глубокие спады в деятельности
фондовой биржи.
Второе основание классификации кризисов - по регулярности
нарушения равновесия в экономике.Периодические
кризисы повторяются регулярно через
какие-то промежутки времени (другое название
- циклические кризисы).
Промежуточные не
дают начала полного делового
цикла и прерываются на какой-то фазе; являются
менее глубокими и менее продолжительными.
Нерегулярные кризисы
имеют свои особые причины
возникновения.
Отраслевой кризис охватывает одну из
отраслей народного хозяйства и вызывается
изменением структуры производства, нарушением
нормальных хозяйственных связей и др.
Примерами могут служить кризис морского
судоходства 1958-1962 гг., кризис в текстильной
промышленности 1977 г.
Аграрный кризис - это резкая приостановка сбыта
сельскохозяйственной продукции (падение
цен на сельскохозяйственную продукцию).
Структурный кризис обусловлен нарушением
нормальных соотношений между отраслями
производства (однобоким и уродливым развитием
одних отраслей в ущерб другим, ухудшением
положения в отдельных видах производства).
НапТретье основание классификации кризисов
- по характеру нарушения пропорций воспроизводства.
Здесь выделяют 2 вида кризисов.
наример, в середине
70-х годов возник сырьевой и
энергетический кризис.
Кризис перепроизводства
товаров - выпуск излишнего количества
полезных вещей, не находящих сбыта.
Кризис недопроизводства
товаров - острая их нехватка
для удовлетворения платежеспособного
спроса населения.Кризисы ХIХ
и начала ХХ столетий проходили
по единому драматическому сценарию.
Рынок, впитывавший беспрепятственно
все производимые товары, в какое-то время
оказывался переполненным, но товары продолжали
поступать. Спрос же постепенно начинал
уменьшаться, он отставал от предложения,
и, наконец, почти прекращался. Спрос падал,
а между тем множество предприятий все
еще продолжали работать в силу инерции
и выбрасывали на рынок все новые и новые
партии товаров. Стремительно падали цены.
Начинались ликвидации и крахи, причем,
прежде всего, гибли финансовые и кредитные
учреждения, банки. В условиях нехватки
ликвидности для расплаты по долгам банки
повышали ссудный процент, кредит становился
недоступным для основной массы предпринимателей.
Начинали разоряться уже крупные предприятия,
останавливались фабрики, заводы. Так,
или, во всяком случае, почти так проходили
кризисы в 1825 году в Англии, в 1836 году в
Англии и США, в 1841 году в США. Кризис 1847
года охватил уже США, Англию, Францию
и Германию. Следующий за ним кризис 1858
года явился, по сути, первым мировым циклическим
кризисом. После этого экономические кризисы
сотрясали мировую экономику в 1873, 1882,
1890 годах.
Надо заметить, что
кризисы несут в себе и свое
лечение. По мере развития кризиса,
цены на товары падали ниже
и ниже, создавая тем самым
возможность сбыта и перспективу
выхода из кризиса. После первой
мировой войны циклические кризисы продолжали регулярно
сотрясать мировую экономику, однако,
характер их стал иным. Грандиозный биржевой
крах в "черный" вторник 29 октября
1929 года положил начало кризису, или Великой
депрессии 1929-1933 гг., который по своей глубине
превзошел все предыдущие. Падение цен,
которого еще не знала экономика США, Германии,
Франции и Англии, сопровождалось резким
сокращением производства, происходил
глубокий кризис всей банковской системы,
обесценивались валюты - вот далеко не
полный перечень бед, свалившихся на экономику
государств, еще недавно считавшихся богатейшими
и преуспевающими. Однако кризис 1929 года
заставил правительство этих стран предпринимать
серьезные попытки воздействия на экономическое
развитие и предупреждения их разрушительных
последствий. Экономические циклы и кризисы
не существуют вне связи с объективными
условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит
ту экономическую обстановку, в которой
он развивается. Но охарактеризовать тот
или иной цикл или кризис можно только
с временного расстояния. Современная
рыночная экономика функционирует в условиях
активного воздействия на нее государства.
Государственное воздействие на экономику
способно существенно повлиять на ход
экономического цикла, меняя характер
экономической динамики: глубину и частоту
кризисов, продолжительность фаз цикла
и соотношение между ними. Под влиянием
государственного воздействия меняется
механизм циклического движения.Действующая
в условиях регулируемой рыночной экономики
комплексная система постоянного государственного
воздействия на циклическое воспроизводство
характеризуется высоким уровнем централизации
финансовых ресурсов в руках государства,
широкими масштабами его целенаправленного
вмешательства в процесс воспроизводства,
развитием и диверсификацией инструментария
экономического регулирования.
Государственное регулирование
направлено на смягчение циклических
колебаний, поэтому оно носит
антициклический характер. Важнейшими
методами, с помощью которых государство
воздействует на экономический
цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые
рычаги. Во время кризиса государственные
меры направлены на стимулирование производства,
а во время подъема - на его сдерживание.
Так, с целью ослабления "перегрева"
экономики государство в фазе подъема
способствует дальнейшему удорожанию
кредита, вводит новые налоги и повышает
старые, отменяет ускоренную амортизацию
и налоговые льготы на новые инвестиции.
В условиях кризиса, наоборот, государственные
меры направлены на удешевление кредита,
сокращение налогов, на ускоренную амортизацию
и налоговые скидки на новые инвестиции.Осуществление
антициклической политики должно учитывать
и тот факт, что спад неодинаково влияет
на разные отрасли экономики: максимально
страдают инвестиционные отрасли и отрасли,
производящие потребительские товары
длительного пользования (особенно строительство),
а вот отрасли, производящие потребительские
товары кратковременного пользования,
реагируют на спад меньше. Это связано
с низкой эластичностью спроса на эти
товары. Зато в фазе подъема инвестиционные
отрасли получают максимальное развитие.
Таким образом, в рыночной экономике существуют
одновременно циклический и нециклический
сектора. Из-за запаздывания в реакции
производителей и слабой мобильности
производственных мощностей фаза роста
потребительских расходов и стимулируемая
ею фаза уровня деловой активности бизнесменов
совпадать по времени не могут. Поэтому
в реальности потребители и производители
находятся в разных фазах одного и того
же цикла. В этом смысле следует говорить
о двух одновременно происходящих в экономике
циклах, сближение которых - важнейшая
цель экономической политики.
Государство играет
значительную роль в регулировании
экономического роста и следует
рассмотреть, какие меры государственного
регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают
экономический рост преимущественно
с точки зрения факторов спроса.
Обычно они объясняют низкие
темпы роста неадекватным уровнем
совокупных расходов, которые не
обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие
ставки процента (политику "дешевых
денег") как средство стимулирования
капиталовложений. При необходимости
финансово-бюджетная политика может использоваться
для ограничения правительственных расходов
и потребления, с тем чтобы высокий уровень
капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность
кейнсианцам, неоклассики делают
упор на факторы, повышающие
производственный потенциал экономической
системы. В частности, они призывают
к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения
и капиталовложения, поощряющему трудовые
усилия и предпринимательский риск. Например,
снижение или отмена налога на доход от
процентов приведет к увеличению отдачи
от сбережений. Аналогичным образом, если
облагать подоходным налогом суммы, идущие
на выплаты по процентам, это приведет
к ограничению потребления и стимулированию
сбережений. Некоторые экономисты выступают
за введение единого налога на потребление
в качестве полной или частичной замены
личного подоходного налога. Смысл этого
предложения состоит в ограничении потребления
и стимулировании сбережений. В отношении
капиталовложений эти экономисты обычно
предлагают уменьшить или отменить налог
на прибыли корпораций, в частности предоставить
значительные налоговые льготы на инвестиции.
Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы
уделяют больше внимания краткосрочным
целям, а именно поддержанию высокого
уровня реального ВНП, воздействия на
совокупные расходы. В отличие от них,
сторонники "экономики предложения"
отдают предпочтение долгосрочным перспективам,
делая упор на факторы, обеспечивающие
рост общественного продукта при полной
занятости и полной загрузке производственных
мощностей.
3. Экономисты разных
теоретических направлений рекомендуют
и другие возможные методы стимулирования экономического роста.
Например, некоторые ученые пропагандируют
индустриальную политику, посредством
которой правительство взяло бы на себя
прямую активную роль в формировании структуры
промышленности для поощрения экономического
роста. Правительство могло бы принять
меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных
отраслей и способствующие перемещению
ресурсов из низко производительных отраслей.
Правительство также могло бы увеличить
свои расходы на фундаментальные исследования
и разработки, стимулируя технический
прогресс. Рост расходов на образование
также может способствовать повышению
качества рабочей силы и росту производительности
труда.