Цикличность развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытии и изучении сущности экономических циклов и их роли в экономическом развитии.
Эта цель определила следующие задачи:
1. исследовать работы экономистов по данному вопросу;
2. раскрыть сущность экономического цикла;
3. рассмотреть основные фазы цикла

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 128.12 Кб (Скачать файл)

"Для  России главный и пока ещё  не до конца выученный урок  – это уход от нашей сырьевой  зависимости. Наша посткризисная  экономика должна базироваться  на знаниях, должна базироваться  на инновационных технологиях, а  не на сырьевых возможностях  России, сколь бы безграничны  они ни были. Скажу, кстати, что  пока изменений в этой сфере  у нас нет, и, несмотря на то  что кризис по всем больно  ударил, меняться никто особенно  не хочет. Это печальный вывод, и я вынужден его сделать  с этой трибуны: пока наш бизнес  не меняется, и государство меняется  не так, как хотелось бы."

И так, подытожим: произошли обвал фондового рынка, бегство иностранного капитала, девальвация рубля, обесценивание акций практически всех крупных корпораций и банков. Масштаб снижения капитализации российского фондового рынка несоизмерим со снижением этих рынков в других странах мира (индекс РТС в России снизился примерно на 72%, аналогичные индексы в США - только на 35%., в Китае снизились на 49%, в Индии - на 40%, Бразилии на 50%). Помимо внешних факторов, в российских реалиях доминируют внутренние факторы. К ним надо отнести:

1) Перегрев  экономики деньгами, когда нефтедоллары  и кредиты по низким ставкам  развратили предпринимателей и  государство.

2) Высокая  корпоративная задолженность. Задолженность  крупнейших компаний за несколько  лет возросла со 100 млрд. долларов  до 500 млрд.

3) Низкий  рост производительности труда  по сравнению с ростом доходов, рост финансового сектора по  сравнению с ростом реального  сектора.

4) Снижение  инвестиционной привлекательности  и отток капитала из России. (Сыграли свою роль конфликты  вокруг ВР, Евросети, Мечела и  Южноосетинский конфликт).

5) Отсутствие  в России реальных источников  долгосрочных инвестиций. Более  половины суммы всех банковских  кредитов российским предприятиям - это кредиты до 1 года. Т.е. деньги  связанные не с инвестициями, а с текущим пополнением оборотного капитала.

Изменения в структуре экономики - сжатие конкурентных секторов промышленности в последнее десятилетие - является объяснением того, почему в этот кризис в России мы практически не видим примеров импортозамещения. Их просто негде наблюдать. Наличие экономических циклов, смены технологических укладов, дает возможность перестроить сложившийся мировой порядок [1;с. 2].

     Глобальный кризис 2008 г. показал, что роль государства в преодолении негативных последствий кризиса должна быть значительной. Кризис 2008 г. в значительной степени повлиял на состояние экономики России. Если до 2008 г. в развитых странах Европы и в США наблюдалось снижение ВВП, а в странах БРИК, в т.ч. в России, – значительный рост, то в IV квартале 2008 г. зафиксирован спад, особенно, обрабатывающего производства и строительства. В 2009 г. уровень инфляции вместо планового сокращения на 11% вырос на 13%. С целью сохранения кредитной системе правительство вынуждено было оказать финансовую поддержку банкам в сумме 40 млрд. руб. Объемы производства достигли уровня 2005 года. Фондовый рынок сократился в 3 раза.

 Многие  эксперты оптимистически относились  к возможности быстрого выхода  России из кризиса, но их оценки  быстрого роста экономики РФ  в 2011-2012 г.г. оказались неверными. Произошло падения цен на нефть и отток капитала вследствие продолжающегося финансового кризиса.

 Правительство России констатирует падение темпов роста ВВП в 2012 г. до 3,7% (в 2011 г рост ВВП составлял 4,1.

Несмотря на прогноз сохранения высоких цен на нефть до 2014 г. ожидается сохранение дефицита бюджета в 2012 г 1,5%, в 2013 г. 1,6%, в 2014 г. 0,7% ВВП [23;с. 43].

 

3.2 Антициклическая политика РФ

 

Анализируя меры по выходу из кризиса можно констатировать, что Российское правительство проводит курс по сохранению стабильности в краткосрочном масштабе. Речи о масштабной модернизации экономики страны не идет. В целом ответная реакция правительства была достаточно логичной. В частности, три самых крупных банка России — «Сбербанк», «ВТБ» и «Газпромбанк» - получили 1,5 трлн. руб. на поддержание банковской системы страны. Всего на антикризисные меры правительство выделило свыше 6 трлн руб. В самом конце сентября 2008 г. премьер Владимир Путин объявил о предоставлении «Внешэкономбанку» 50 млрд. долл. для обеспечения погашения иностранной задолженности российских компаний. Для вкладчиков гарантированы 100 % обеспечения их вложений до 700 тыс. руб. Государство попыталось поддержать биржевые индексы, но отказалось от этой затеи. Попытка поддержки биржи в этих условиях означала только одно: помощь бегущим из страны инвесторам в вывозе больших сумм за продаваемые ими ценные бумаги. Неоднозначной оказалась и валютная политика. По политическим причинам власти не решались полностью отказаться от поддержки валютного курса рубля, и пошли на поэтапную, растянутую во времени девальвацию. Населению была дана возможность застраховаться от обесценения рубля. В ожидании снижения курса банки были не склонны давать рублевые кредиты, а кредиты в иностранной валюте по той же причине не хотели брать потенциальные заемщики. Кроме того, резкое снижение рубля стало бы дополнительным фактором поддержки внутреннего производства, защиты отечественного рынка от импорта иностранных товаров, поддержало бы экспортеров, а также создало бы дополнительные стимулы для притока в будущем иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Наконец, правительство предложило широкий пакет стимулов, прежде всего налоговых, для поддержки развития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержке малого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государства «системообразующих» предприятий. С октября 2008г. в России снижена таможенная пошлина на нефтеэкспорт, снижен налог на добавленную стоимость, увеличили расходы на строительство инфраструктурных объектов и оказание поддержки реальному сектору экономики, повысили таможенную пошлину на импорт автомобилей, выделены средства на поддержку отечественной автомобильной отрасли. Правительство России выбрало социально-ориентированную модель выхода из кризиса – повышение пенсий, зарплат, доходов населения. Была усилена поддержка социальной сферы, приняты меры по увеличению занятости, заморожены цены на лекарства и плата за обучение студентов. Расчет был на то, что внутренний рынок активизируется и поднимет экономику. Модель эта мало того, что не работает, но еще и заставляет бюджет ужиматься в прочих расходах – стимулировать промышленность уже нечем. Чрезмерное регулирование экономики и большие расходы на социальное обеспечение могут:

1.  Подорвать основы функционирования рыночного механизма

2.  Создать в стране иждивенческие настроение и снизить производительность труда.

3.  Растущие доходы населения направляются либо в банки, либо на импортную продукцию. Внутренний спрос не стимулируется и только затрудняет восстановление экономики.

Проводимая антикризисная политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. В IV квартале 2009 года ВВП вырос на 1,9%. При сохранении сложившихся внешнеэко-номических тенденций прирост ВВП в 2010 году  составлял около 3,1 процента. Но государство взяло на себя слишком много социальных обязательств. Это может привести к тому, что доля прочих расходов неизбежно будет падать, что сильно снизит другие позиции, будет тормозить развитие экономики  [1;с. 5]. 

 

3.3 Рекомендации по совершенствованию  антициклической политики

 

Редко какое правительство готово к кризису, но проблемой российского правительства является отсутствие института, механизма адекватной оценки текущей ситуации. Все оценки, которые давало правительство в период спада – с сентября 2008г. запаздывали. План антикризисных мероприятий, включая фискальный пакет, был утвержден только в апреле - мае 2009г., а с точки зрения экономики, очевидно, что чем быстрее вы начнете вкачивать бюджетные деньги, подталкивать экономику этими деньгами, тем легче поддержать ее. Анализ антикризисной программы правительства выявляет явные перекосы в сторону поддержки сферы финансов в ущерб реальному сектору экономики. Случилось это, потому что неправильно был поставлен диагноз - кризис рассматривался как финансовый и краткосрочный, в то время как он является структурным и длительным [15;с. 15].

 Был  неверно выбран главный объект  приложения антикризисных мер - банковская  система и финансовый рынок. На  самом деле, меры по спасению  банковской системы должны были  рассматриваться в контексте более широкой программы предотвращения экономического спада. В реальный сектор экономики, от которого в значительной мере зависит устойчивость финансовой системы, было направлено 776,5 млрд рублей. По подсчетам экспертов, только для ведущих стратегических предприятий реального сектора в целях структурной перестройки требуется не менее 3 трлн рублей. В программе нет целевых мер по поддержке инновационных отраслей. Нет целевой поддержки системы образования, что делается в развитых странах. Следовательно, рассчитывать на модернизацию экономики и очистительную функцию кризиса с такой программой вряд ли целесообразно. Новой макроэкономической модели роста нет. Упор сделан на административные меры, которые без использования рыночных механизмов и норм ответственности оказались малоэффективными и расточительными. Размещение полутора триллионов рублей в коммерческих банках без обеспечения обернулось вывозом полусотни миллиардов долларов за рубеж и дестабилизацией курса рубля. В структуре антикризисного пакета российское правительство очень большой упор сделало на нетрадиционные составляющие стимулирующего пакета. В первую очередь это повышение пенсий, в условиях кризиса ни одна страна не шла на повышение пенсий. Следующее - спасение собственников, когда гигантские средства предоставлялись владельцам корпораций и финансовых институтов.

Перейти от политики наращивания госрасходов и бюджетного дефицита к политике поддержки предпринимательской активности и внутреннего спроса за счет снижения налогов. Объявить «налоговые каникулы» для малого бизнеса. Нужна программа фискального стимулирования. Высокие бюджетные расходы сегодня - основное препятствие для снижения налогов. Резко снизить бюджетные расходы на госаппарат, спецслужбы и помощь госпредприятиям, обеспечив условия для снижения НДС.

Необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, повышение качества человеческого капитала; вложение средств в базисные инновации нового - теперь уже шестого - технологического уклада (К-цикла), в «экономику знаний будущего», в инфраструктуру России.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

      Подробно изучив материалы курсовой работы по теме «Цикличность экономического развития. Экономический цикл и его фазы», можно сделать следующие выводы.

Экономический цикл — одно из ключевых понятий макроэкономики. Он присущ всем странам с рыночной экономикой и характеризует процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики.

Колебание экономической динамики, ее отклонения от равновесной линии развития (долгосрочного тренда) осуществляются в силу разных причин:

а) экономическая активность неравномерна из-за сезонных колебаний (летом она угасает в ряде секторов экономики в связи с отпусками, в то время как в сельском хозяйстве усиливается);

б) существенное влияние на активность могут оказывать демографические колебания, вызванные, например, заметным падением рождаемости или ростом смертности, в результате чего образуются «демографические ямы», влекущие за собой колебания в динамике численности населения, а следовательно, в уровне занятости с периодом 20-25 лет;

в) источником колебаний могут быть сроки службы в период обновления разных элементов основного капитала: производственных запасов (3-4 года); машин и оборудования (8-10 лет); зданий и сооружений (20-25 лет). Кроме того, есть колебания, которые не носят узкоотраслевого характера, а проявляются во всех сферах хозяйственной деятельности через длительные периоды (около 50 лет). Такие колебания известны в экономической науке как циклы Кондратьева. Длительные волны могут быть связаны и с неравномерностью научно-технической революции.

Несмотря на различия в продолжительности и интенсивности экономических циклов, все они имеют одни и те же фазы. Экономисты выделяют, как правило, четыре фазы цикла: подъем (бум); кризис (спад); депрессию (дно); оживление (расширение).

Каждая фаза экономического цикла выполняет важную воспроизводственную функцию. Кризис, сопровождающийся падением производства, занятости, снижением доходов и издержками, ведет в конечном счете к удешевлению средств производства и последующему стимулированию инвестиций в новые предприятия, технологии и оборудование. В фазе депрессии производство и занятость, достигнув минимальных значений, начинают постепенно оживать на основе новых пропорций и инноваций. Фаза оживления характеризуется началом расширенного воспроизводства и ростом выпуска до уровня докризисного периода. В фазе подъема вступают в строй новые предприятия, сокращается безработица, растут заработная плата, инвестиции и объем реального капитала. Из-за быстрого расширения производства, спроса на кредит повышаются ставки ссудного процента до уровня средней нормы прибыли. Фаза подъема заканчивается бумом (высшей точкой подъема), за которым в результате возникших диспропорций начинается очередной спад.

     В современных условиях содержание и общая картина экономического цикла существенно модифицируются. Это проявляется, во-первых, в уменьшении амплитуды колебаний экономической активности (фазы спада стали короче, фазы подъема продолжительнее; кроме того, удалось избежать депрессии, в результате чего за спадом идет оживление и подъем); во-вторых, в уменьшении диапазона колебаний объемов производства и уровней занятости; в-третьих, в усилении воздействия на экономический цикл монополистической структуры рынков, НТП, глобализации производства, государственного регулирования экономики.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Медведев  Д.А. « Россия, вперёд!», статья. http://news.kremlin.ru/

2. Макроэкономика: учебник для бакалавров, МО РФ. - М.: Юрайт, 2012. - 686 с.

3. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие; ГУ-ВШЭ 5-изд., испр.-М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008. -511c.

4. Николаева И. П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -527 с.

5. Леонтьев М. Интервью. Газета Комсомольская правда 26.02.2009 -32с.

6. Макроэкономика; Под ред С.Ф.Серегиной.-М: Юрайт, 2011. - 522с.

7. Базылев, Н.И., Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учебное пособие/Н.И. Базылев, М. Н. Базылева.- Минск: Современная школа, 2010.- 144с.

Информация о работе Цикличность развития экономики