Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Бюджет, денежное обращение – зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы не доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствуют об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают культура, духовность и нравственность в любом обществе. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Государственный бюджет: понятие и структура………………...5
Сущность дефицита бюджета и причины его возникновения…………………………………………………….10
Источники финансирования бюджетного дефицита…………...16
Заключение…………………………………………………...…...18
Ответы на КТЗ……………………………………………………20
. Список использованных источников…………………………..21

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА К СДАЧЕ!!!!!!! - копия.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический  Институт

 

Кафедра Экономическая теория

 

Факультет Финансово-кредитный Специальность бакалавр       экономики

(направление)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Макроэкономика

 

Тема №11: Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Государственный бюджет: понятие и структура………………...5
  2. Сущность дефицита бюджета и причины его возникновения…………………………………………………….10
  3. Источники финансирования бюджетного дефицита…………...16
  4. Заключение…………………………………………………...…...18
  5. Ответы на КТЗ……………………………………………………20
  6. . Список использованных источников…………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Государственный бюджет  является основным звеном финансовой  системы любой страны. Это обусловлено  его содержанием и значимостью  в экономической, политической  и социальной жизни общества. С помощью бюджета осуществляется  перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей : содержание социальной сферы , аппарата управления , внутренней и внешней безопасности , поддержки некоторых отраслей хозяйства и другие нужды.                    

  Бюджет, денежное обращение – зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы не доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствуют об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают культура, духовность и нравственность в любом обществе. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может  быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

      Бюджет  предполагает существование доходов  и расходов , которые должны быть  равны между собой . Если же  расходы бюджета превышают его  доходы, то говорят о дефиците бюджета . Дефицит может быть вызван различными причинами : экономическими кризисами , необходимостью осуществления крупных государственных программ , войнами и стихийными бедствиями и т.д. В некоторых случаях он отражает не кризисное состояние экономики, а государственное регулирование и стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.  Если же причиной возникновения бюджетного дефицита служит спад производства, высокий уровень расходов, инфляция, безрезультатная налоговая, кредитная и инвестиционная политики, а также другие отрицательные явления, протекающие в экономике страны, в этом случае он – тревожный вестник, требующий срочного устранения.  Последствиями дефицита, возникшего в данных условиях является эмиссия денег, ускорение инфляции и тяжелые

социальные последствия  для населения.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета  как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной  системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

 

 

 

 

1. Государственный бюджет: понятие и структура

 

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных  условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного

вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

В условиях современной  НТР резко возросла роль человеческого  фактора, что требует нового подхода  к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы НТП  повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы - просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу "полного" бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды.

Собственно  правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями  государства. В составе его расходов - военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита.

Доверительные фонды носят целевой характер. Большинство из них связано с  деятельностью отдельных видов  государственной производственной инфраструктуры (содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций). Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования (различные виды пенсионного обеспечения, пособия по болезни, безработице). Доходы доверительных фондов образуются от эксплуатации государственной собственности. Фонды социального страхования в частном секторе создаются за счет взносов работающих и предпринимателей, а для государственных служащих - из взносов самих служащих и федерального правительства.

 Как правило, тип  государственного устройства, сложившиеся  формы управления и взаимоотношений  между членами общества определяют  и особенности финансовой системы.  В странах социалистической модели  экономики, в том числе и  бывшем СССР, в силу монополии  государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения  в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х  гг., вызвали серьезную трансформацию  бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей  регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное  устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ  ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ПРИЧИНЫ  ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Дефицит бюджета – это превышение затрат бюджета над его выгодами. В случае превышения выгод над затратами возникает бюджетный профицит.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических  показателей любой страны. В управлении финансовой системой важную роль играет проблема Дефицита бюджета. Госбюджет построен на соотношение прибылей и затрат. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство выгод и затрат. Сальдо такого бюджета равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным делом. Так как такой бюджет - это отражение функционирования самоограничивающей экономики: издержки определяются исключительно полученными выгодами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления