Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 02:00, статья
В статье обоснована возрастающая функциональная роль инновационного развития малого бизнеса для экономики страны; предложена схема государственной поддержки инновационного развития малого бизнеса; установлено, что интеграция деятельности малых предприятий с бизнес-процессами других предприятий на основе лизинга, франчайзинга, бизнес-инкубаторов и технопарков, аутсорсинга, совместных предприятий позволит повысить эффективность их инновационного развития.
МК-2-ИБМ
ДЕЙСТВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
Гладкова Юлия Владимировна,
кандидат экономических наук, ст. преподаватель
Волгодонский институт сервиса ЮРГУЭС
г.Волгодонск, Россия
EFFECTIVE TOOLS OF THE INNOVATIVE
DEVELOPMENTS OF SMALL BUSINESS ENTERPRISES
GladkovaYuliyaVladimirovna,
Candidate of Economic Sciences, senior lecturer
Volgodonsk Institute of service of SRSUES
Volgodonsk, Russia
Сферу малого бизнеса в настоящее время выделяют как одну из приоритетных для развития экономики. Малый бизнес, в большинстве своем представленный предприятиями сферы услуг, а так же промышленности, получил наибольшее развитие как инструмент эффективного удовлетворения общественных потребностей.
Однако итоги почти двух 10-летий существования малого бизнеса дают основание сделать вывод о том, что в нашей стране он не приносит значимого эффекта, так как до сих пор не занял достойного места в экономике, а, следовательно, не выполняет в полной мере присущих ему функций. Следовательно, важнейшим проявлением эффективного функционирования предприятий малого бизнеса является рост значимости их инновационной активности.
Ключевым фактором, обеспечивающим динамическое развитие предприятий малого бизнеса сферы услуг и промышленности, является научно-технический прогресс и внедрение новых технологий. Только инновационное развитие позволить сохранить конкурентоспособность предприятий малого бизнеса, а также способствовать повышению качественного уровня организации производства и развитию новых направлений деятельности, отвечающих насущным потребностям времени.
Приоритеты инновационной деятельности малого бизнеса в сфере услуг в настоящее время отданы следующим стратегическим целям – расширению ассортимента услуг и улучшению их качества, а также технологическому обмену, обеспечивающему быстрое и эффективное внедрение инноваций. Подобная нацеленность определяется необходимостью выживания в условиях сложной экономической ситуации, а, следовательно, и стремлением привлечь в сжатые сроки максимально возможное число клиентов.
Анализ основных инновационных показателей в производственной деятельности малых предприятий промышленного производства в региональном разрезе свидетельствует, что во всех субъектах ЮФО масштабы использования инноваций являются недостаточными. Вместе с тем, индикаторы инновационной деятельности малых и средних предприятий Ростовской области свидетельствуют о восприимчивости новаций и существующем потенциале развития хозяйствующих субъектов. [ 6]
В 2009 году инновационное развитие определялось кризисными явлениями, затронувшими все сферы российской экономики, что в значительной степени повлияло на снижение уровня инновационной активности малых предприятий. В настоящее время, когда в экономике заметны признаки восстановительного роста, необходимо принять со стороны органов власти и управления, как на федеральном, так и на региональном уровне, комплекс мер, побуждающих малый и средний бизнес заниматься разработкой и внедрением инноваций. Этими рычагами может быть создание «мягкого» налогового климата для предприятий, работающих в инновационной сфере, использование механизма государственного субсидирования, оказание административного содействия при заключении договоров на межрегиональном уровне, развитие лизинговых программ, компенсирование части затрат на патентование.
Первоочередной задачей государства должно стать приведение структуры органов поддержки инновационного бизнеса в соответствие со стратегическими задачами социально-экономического развития РФ, в частности, с Концепцией развития. [ 3]
Государственная поддержка является одним из наиболее действенных инструментов инновационного развития малого бизнеса. Система поддержки инновационного развития малого бизнеса должна иметь три составляющие: нормативно-правовую базу инновационной деятельности; федеральные органы, занимающиеся поддержкой инновационного бизнеса и регулированием его деятельности; инновационную инфраструктуру (финансовую, производствен-ную, кадровую и пр.).
Государственная система поддержки инновационного развития малого бизнеса должна содержать три важнейших подсистемы:
1. Коммуникационные взаимодействия, включающие такие элементы, как общественные организации, торгово-промышленные палаты, интегрированные формы бизнеса и контактные аудитории.
2. Федеральные, региональные, местные уровни законодательной и исполнительной власти, которые направлены на формирование инфраструктуры и методов поддержки малого бизнеса и включают позитивный имидж, создание комплекса условий функционирования малого бизнеса (прямая и косвенная поддержка).
3. Направления деятельности - консалтинг, программы развития и поддержки малого бизнеса, законы РФ и субъектов Федерации, формирование способов ведения бюджета, выявление объемов и источников ресурсов поддержки.
Рисунок 1- Схема государственной поддержки инновационного
развития малого бизнеса. (Авторская разработка)
Реализация инноваций, как известно, требует огромных человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Данных ресурсов на предприятии малого бизнеса, и прежде всего сферы услуг, не хватает. Единственным выходом здесь может стать интеграция. Данная интеграция может быть как с крупным бизнесом, так и со средним или даже малым бизнесом.
Развитие в современной экономике интеграционных процессов, в которые вовлекаются и малые предприятия, объясняется изменением стратегии фирм – производителей конечной продукции в части рисковых направлений деятельности. Крупные предприятия стремятся перенести критические риски на подрядчиков, партнеров, сферу услуг. Роль производителей конечной продукции может быть ограничена контролем и координацией деятельности партнеров – первичных поставщиков. В этих малые предприятия становятся по сути дела системными интеграторами, которые могут сосредоточить свои усилия и ресурсы, как на инновационных разработках, так и дизайне и стратегическом маркетинге конечного продукта.
Существует ряд интеграционных форм, позволяющих эффективно развиваться их участникам, в том числе внедрять инновации. Проведенная нами экспертная оценка влияния субъектов, через которые инновации попадают на малые предприятия, позволила проранжировать интеграционные формы бизнеса по степени значимости и перспективам внедрения инноваций в отдельных городах Ростовской области. Мнения экспертов (сотрудников администраций, работников НИУ и ВУЗов, работников предприятий сферы услуг и промышленности) сошлись на том, что наиболее эффективными являются: лизинг, франчайзинг, система бизнес-инкубаторов и технопарков, совместное предпринимательство (СП), аутсорсинг.
Рисунок 2 – Результаты экспертной оценки влияния субъектов, через которые инновации попадают на малые предприятия
(Составлено по материалам анкетных обследований мнений экспертов)
В обобщенном виде перспективы интеграционных форм сводятся к следующим выводам:
Во-первых, короткий жизненный цикл продуктов и услуг необходимо требует сокращения сроков проведения инновационных исследований. Малым предприятиям сферы услуг необходимо стремиться оперативно осваивать инновационные разработки, что определяет не только перспективы их успешного развития, но и их жизнеспособность в сложной рыночной среде. Для этого необходима широкая интеграция малых предприятий с бизнес-процессами других предприятий.
Во-вторых, основной эффект инновационного развития достигается не сколько за счет непосредственного первоначального внедрения инноваций, сколько за счет широкого распространения и применения инновационных продуктов и услуг. Поэтому использование маркетинговых инструментов должно широко внедряться в деятельности предприятий малого бизнеса для диффузии инноваций.
В-третьих, возрастает роль и возможности малого бизнеса, специализирующихся на научно-исследовательских, проектных разработках, информационных технологиях. Инновационная ориентация науки должна способствовать установлению тесных связей между проводимыми исследованиями и корпоративными стратегиями крупного бизнеса, с одной стороны, и развитием новых институциональных форм научной деятельности, с другой. Такими формами может быть кооперация научных подразделений крупных корпораций с предприятиями малого бизнеса. Это способствует более эффективному воплощению научных результатов, преодолению внутрифирменных барьеров, снижению трансакционных издержек.
В-четвертых, растущее многообразие источников новых знаний, характерное для новой экономики, широкое развитие сетевых межфирменных взаимодействий приводит к появлению новых видов деятельности. Как следствие, малому бизнесу для обеспечения инновационного развития необходимо осваивать новые перспективные технологии, области деятельности.
Основой формирования новой национальной экономики, без которой невозможно общее развития России, является эффективное функционирование сферы малого бизнеса. Повышению результативности работы малых предприятий, усилению их позиций на рынке и наращиванию конкурентных преимуществ будет служить ускорение инновационного развития малого бизнеса, основанного на государственной поддержке и использовании интеграционных форм бизнеса.
Библиографический список
Информация о работе Действенные инструменты инновационного развития предприятий малого бизнеса