Демографическая политика. Оценка демографического состояния в Бокситогорском районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Существует опасность, что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. В настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых острых социально-экономических проблем нашего общества.
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение демографического состояния современной России и Бокситогорского района в частности. Задачами, поставленными для выполнения цели, являются: выявление тенденций и факторов, влияющих на развитие демографии, а также оценка демографической политики государства.

Содержание работы

Введение
3
Теоретические основы разработки и реализации демографической политики
4
1.1 Сущность и содержание демографической политики
4
1.2 Цели, задачи и методы реализации демографической политики
5
II. Анализ реализации демографической политики в РФ
8
2.1 Основные тенденции в сфере демографической политики
8
2.2 Анализ основных демографических показателей
9
2.2.1 Численность населения
10
2.2.2 Рождаемость и продолжительность жизни
11
2.2.3 Частные демографические показатели уровня жизни
13
2.2.4 Смертность
15
2.2.5 Здоровье населения и институт семьи
17
2.2.6 Миграционный и естественный прирост населения
19
III. Демографическая ситуация в Бокситогорском муниципальном районе Ленинградской области
21
Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая демполитика.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 6. Анализ динамики числа браков и разводов в РФ

 

Годы

Тысяч

На 1000 человек населения

браков

разводов

браков

разводов

2000

897,3

627,7

6,2

4,3

2001

1001,6

763,5

6,9

5,3

2002

1019,8

853,6

7,1

5,9

2003

1091,8

798,8

7,6

5,5

2004

979,7

635,8

6,8

4,4

2005

1066,4

604,9

7,5

4,2

2006

1113,6

640,8

7,8

4,5

2007

1262,6

685,9

8,9

4,8

2008

1179

703,4

8,3

5


 

В конце 3 квартала 2009 года число браков составило 918 тыс., что составляет 101,8 от результата прошлого года. Число разводов же сократилось с 525,5 тыс. до 519 тыс.

 

 

2.2.6 Миграционный и естественный приросты населения

Согласно опубликованному  в 2002 г. докладу ООН, Россия находится  на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в России их более 13 млн. чел., что составляет 9 % населения. Заместитель директора Федеральной миграционной службы В. Поставнин в январе 2006 года заявил, что в России находится от 5 до 14 млн. нелегальных иммигрантов.

В 2007 году количество легально прибывших в Россию человек оказалось в шесть раз больше количества выехавших. По данным ФМС иммиграция покрыла 71 % естественной убыли населения РФ.

В 2006 принят закон, значительно упрощающий трудовую миграцию из государств, граждане которых въезжают в Россию без виз. В частности, для приёма такого иностранного гражданина на работу работодатель не должен получать предварительное согласие Федеральной миграционной службы.

Одним из факторов, ухудшающих демографическую ситуацию, является «торговля людьми», которая затрагивает главным образом молодых женщин детородного возраста. По оценкам, за рубеж путем обмана вывезены сотни тысяч женщин, однако государство практически не ведет борьбы с данным явлением (этим не занимаются ни правоохранительные органы, ни посольства за рубежом).

Имеется две  противоположных точки зрения на привлечение иммигрантов.

Привлечение мигрантов  повысит конкурентоспособность  российской экономики за счет более качественной и более дешёвой рабочей силы. Для поддержания численности населения на одном уровне необходимо привлекать не менее 700 тыс. иммигрантов в год, а для сохранения численности трудоспособного населения (что важно для экономики) — не менее миллиона в год. Для того чтобы удержать экономический рост и рост благосостояния населения, Россия до середины века должна принять как минимум 20 миллионов иммигрантов.

Привлечение неквалифицированных  мигрантов не способствует увеличению ВВП на душу населения. Экономический рост в долгосрочной перспективе может происходить только за счёт повышения производительности труда — то есть за счёт роста квалификации, повышения уровня оплаты труда и покупательной способности населения, а не их снижения. Отмечается, что для России до сих пор характерен высокий уровень скрытой безработицы — работа в организациях с заведомо низким уровнем оплаты труда, но обеспечивающими занятость и не предъявляющими больших требований к квалификации сотрудников.

На графике представлены общие итоги миграции населения по данным Росстата.


 

 

 

 

 

 

 

 

В августе 2009 года в России впервые за последние 15 лет был зарегистрирован естественный прирост населения: за август 2009 года родилось 151,7 тыс. детей, а умерло при  этом 150,7 тыс. человек. Однако в целом сохраняется отрицательная тенденция.


 

III. Демографическая ситуация в Бокситогорском муниципальном районе Ленинградской области

В последние  годы в муниципальном образовании  складывается неблагоприятная демографическая обстановка. Происходит дальнейшее сокращение численности населения вследствие высокой естественной убыли. За  2012  год  в Бокситогорском муниципальном районе:

- родилось –  472 человека, общий коэффициент рождаемости - 8,9  на 1000 жителей;

- умерло –  1005 человек, общий коэффициент смертности  - 19 на 1000 жителей;

- коэффициент естественной убыли   составил 10,1  на 1000 жителей;

Наблюдается превышение смертности над рождаемостью более чем в 2 раза.

Миграционная  убыль - 76 человек,  коэффициент миграционной убыли 1,4  на 1000 населения.

Показатели  смертности

за 2012 год

на 10 тыс. населения:

за 2011год на  

10 тыс.  населения

- от ДТП 

1,32

2,24

- от ишемической  болезни сердца

61,75

52,15

- от новообразований

24,55

29,91

- от цереброваскулярной  болезни

38,10

30,80

- от туберкулеза

0,94

0,19


 

            

 

Заключение

Российская  Федерация сейчас находится в  стадии демографического кризиса, преодолеть который будет непросто. Подводя  общие итоги, необходимо отметить, все  меры преодоления демографического кризиса, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что  основой улучшения воспроизводства  населения может служить обеспечение  достойного уровня и качества жизни  людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения  стратегии государственной социально-демографической  политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, требуется  разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным  Собранием Российской Федерации  и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2010, 453с.
  2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление / учебник / А.И. Гаврилов. – М.: Инфра-М, 2009, 391 с.
  3. Демографический ежегодник России. 2007, М.: Росстат. 2007. 551 с.
  4. Мир после кризиса, М.: Издательство «Европа», 2009.
  5. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее изменения, М.: КДУ, 2008 г, 167 с.

 

Интернет –  источники:

  1. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики: http:// www.gks.ru
  2. Сайт института демографических исследований:  ttp://www.demographia.ru
  3. Сайт Бокситогорского муниципального района Ленинградской области: http://www.boksitogorsk.ru

1 В.П.Максаковский статья «Демографическая политика»

 


Информация о работе Демографическая политика. Оценка демографического состояния в Бокситогорском районе