Денежная реформа 1947г. в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:32, реферат

Описание работы

«Инфляция как средство неограниченного финансирования войн была в финансово-экономическом отношении одним из основных «достижений» первой мировой войны. Опасение, что длительная война невозможна по финансовым соображениям, исчезло, однако средство, благодаря которому удалось продолжать войну, оказалось гибельным.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word78.docx

— 19.99 Кб (Скачать файл)
    ДЕНЕЖНАЯ  РЕФОРМА 1947 г. В СССР.

      «Инфляция как средство неограниченного финансирования войн была в финансово-экономическом  отношении одним из основных «достижений» первой мировой войны. Опасение, что  длительная война невозможна по финансовым соображениям, исчезло, однако средство, благодаря которому удалось продолжать войну, оказалось гибельным. Большие  изменения, происшедшие в методах  ведения и финансирования войны, привели к осознанию того, что, во-первых, финансовый фактор уже не является решающим для ведения войны  и что, во-вторых, современная война  не может финансироваться без  известной степени инфляции. Война  отбросила финансовый тормоз и обесцениванием денег произвела революцию в  экономической, общественной, и политической жизни страны. Обе эти тенденции  целиком и полностью распространяются и на процесс вооружения страны, если он проходит в больших масштабах», - писал в начале 1950-х годов  бывший министр финансов нацистской Германии граф Шверин фон Крозиг1.

      От  возможностей государства мобилизовать все средства для финансирования армий, в том числе и эмиссию  необеспеченных денег, зависел исход  сражений во второй мировой войне. Это  создало во всех воевавших государствах огромный «денежный навес», избавиться от которого было необходимо в первые послевоенные годы. Без этого был невозможен переход к мирной экономике, ее устойчивое развитие.

      Как и в других воевавших странах, устойчивости народного хозяйства  СССР в первые послевоенные годы угрожал огромный «денежный навес», вызванный мерами по мобилизации национального дохода и части национального богатства на военные нужды в 1941 - 1945 гг. В условиях уменьшения национального дохода из-за разрушения производственных мощностей и оккупации части территории противником, финан-

      1 Крозиг Лутц. Как финансировалась вторая мировая война. // Типпельскирх Курт, Кессельринг Альберт, Гудериан Гейнц и др. Итоги второй мировой войны. Выводы побежденных. Пер. с

      нем. М., 1998. С. 422.

      171   

      сирование военных расходов могло осуществляться путем увеличения потребления за счет уменьшения накопления, во-первых, и сокращения гражданского потребления за счет военного, во-вторых.

      По  данным ЦСУ СССР, за три первых года войны доля потребления в национальном доходе увеличилась с 80% до 99%. Что же касается военного потребления, то оно в 1943 г. составило 36% национального дохода. С учетом же строительства и реконструкции военных заводов общая сумма всех военных затрат возросла до 53% от величины национального дохода2. В результате к концу войны во всех базовых сферах производства, кроме ВПК, имело место абсолютное падение производственно-экономических показателей. В 1945 г. по сравнению с 1940 г. чугуна выплавлялось 59%, стали - 66%, проката производилось 65%, нефти добывалось 62% от уровня 1940 гЗ.

      Основными источниками финансирования военных  расходов за годы войны были накопления государственных предприятий и  организаций, их амортизационные отчисления, размещение займов среди населения, налоги и эмиссия. При этом «денежный  навес» создавался не только увеличением  эмиссии необеспеченных бумажных денег, но и уменьшением части национального  дохода, использованного на народное потребление, чем также вызывался  избыток бумажно-денежной массы.

      Пока  в стране действовала карточная  система и относительно низкие цены на товары нормированного распределения, «денежный навес» являлся лишь потенциальной  угрозой народнохозяйственной стабильности. Но с переходом к свободной  продаже основных продовольственных  и промышленных продуктов кризис был неизбежен. Поэтому еще до окончания войны в правительстве  поднимался вопрос о проведении послевоенной денежной реформы, способной стабилизировать  финансовую обстановку.

      В мае 1946 г. была создана комиссия по отмене карточной системы под председательством  А.И. Микояна. Кроме него в комиссию вошли Н.А. Вознесенский, А.Г. Зверев, А.Н. Косыгин, А.В. Любимов и Н.С. Хрущев. Камнем преткновения оказалась ценовая  проблема. Сохранить розничные цены на уровне пайковых при отмене карточной системы означало столкнуться с избыточным платежеспособным спросом, опустошающим

      2РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 94. Д. 115; Оп. 95. Д. 168.

      3Народное  хозяйство СССР. Статистический  сборник. М., 1956. С. 66 - 68.

      172   

      прилавки. Установить розничные цены выше пайковых значило сделать товары недоступными для низкооплачиваемых категорий  работников, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и т.д. Было принято решение, установить единые розничные цены выше пайковых, но ниже коммерческих, одновременно увеличив заработную плату для работников с окладами ниже 900 руб., а также увеличив пенсии, стипендии и пособия.

      Однако  рост зарплаты и государственных  пособий означал новое мощное увеличение денежной массы и без  того запредельной. Стало ясно, что  отменить карточную систему нельзя без денежной реформы, призванной сократить  обращавшуюся в стране денежную массу. 29 августа 1946 г. газета «Правда» сообщила: «В связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных запасов продовольствия Президиум Верховного Совета СССР постановил удовлетворить ходатайство Совета Министров СССР о перенесении отмены карточной системы с 1946 г. на 1947 г.»4. Однако причиной была не только засуха, а необходимость изъять у населения часть денежных средств.

      Значительная  часть населения страны психологически оказалась не готова к реформе. Благодаря  нормированному распределению хлеба  людям удалось пережить голодные 1946 — 1947 гг. Поэтому общество надеялось, что пайковое снабжение будет  сохранено до полного преодоления  дефицита. Постановление Совета Министров  СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» для многих стало неожиданным. Недовольство было повсеместным.

      Суть  и проведение реформы описаны  в многочисленных исследованиях. Поэтому  приведем лишь основные факты. С 16 по 22 декабря вся денежная наличность, находившаяся у населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, а также  колхозов, обменивалась, за исключением  разменной монеты, на новые деньги 1947 г. по соотношению 10:1. Вклады в сберегательных кассах размером до 3 тыс. руб. включительно оставались без изменения, то есть переоценивались  рубль за рубль, а свыше 3 тыс. руб. до 10 тыс. переоценивались за 3 руб.

      1 Правда. 1946. 29 августа.

      173   

      старых  денег 2 руб. новых. Если размер вклада превышал 10 тыс. руб., то переоценка производилась  по соотношению 2:1.

      Обмен денег производился с 16 по 22 декабря  в 46 тыс. городских и сельских выплатных  пунктах, которые были созданы на базе сберкасс, почтовых отделений  и кассового аппарата предприятий  и учреждений. Всего за этот период было обменено старых денег на сумму 37,2 млрд. руб. Из них 14,6 млрд. руб. -через городские выплатные пункты, 13,2 млрд. руб. - через сельские и 9 млрд. руб. - через выручку торговых учреждений и организаций5.

      Каковы  были результаты реформы по ликвидации «денежного навеса»? К началу реформы количество наличных денег в народном обращении составляло 43,6 млрд. руб. По данным В.П. Попова общее количество выпущенных в обращение новых денег на конец 1947 г. составило 14,0 млрд. руб.6 Таким образом, наличная денежная масса уменьшилась в 3 с лишним раза. Цифра, конечно, внушительная, но она противоречит сложившемуся в литературе представлению о значительных денежных сбережениях, на руках у населения. По оценке Госбанка после обмена на руках у населения оставалось около 4 млрд. руб.

      Поэтому ликвидация «денежного навеса» во многом зависела от переоценки вкладов населения  в сберегательных кассах. По данным В.П. Попова остатки вкладов уменьшились  с 18,6 до 15,0 млрд. руб., т.е. всего на 19,4%. А это означало, что в любой  момент денежная наличность могла удвоиться  и разрушить потребительский  рынок.

      Поэтому при проведении реформы большое  значение придавалось ликвидации дефицита, чтобы избежать ажиотажного спроса. В течение года товары придерживались, чтобы после обмена денег их выбросить  на рынок. Кроме того, были разбронированы товары из государственных резервов на сумму 1,7 млрд. рублей. Они предназначались  для торговли после отмены карточек и перехода к единым розничным  ценам в городах (1,1 млрд. руб.) и  в сельской местности (0,6 млрд. руб.)7. Однако этих мер было  

      5 Попов В.П. Экономическая политика советского государства. 1946 - 1953 гг. Тамбов, 2000. С. 8'

      Там же.

      7 Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы. М., 2001. С. 108.   

      недостаточно. Повышение цен было совершенно необходимой  мерой для того, чтобы обеспечить финансовую стабильность.

      В современной литературе денежная реформа 1947 г. чаще всего оценивается как  широкомасштабное ограбление населения, как пример решения государственных  задач за счет снижения народного  потребления8. Однако если сопоставить ее с проводившимися одновременно в Западной и Восточной Европе конфискационными денежными реформами, то окажется, что условия денежной реформы в СССР были гораздо мягче, носили более щадящий по отношению к населению характер, чем в других странах.

      Главная особенность послевоенных денежных реформ в Европе состояла в том, что  они не основывались на стабилизации всей экономики и потому в условиях рыночной экономики не могли привести к стабилизации валют. В то время  как после первой мировой войны  денежные реформы начали осуществляться лишь спустя несколько лет, когда  мир уже вступил в период относительной  стабилизации, после второй мировой  войны они проводились в обстановке хозяйственной разрухи, когда ни о какой стабилизации не могло  быть и речи.

      8 к См. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Указ. соч. С. 106 - 109; Попов В.П. Указ. соч. С. 100 - 101.

      175  

       

Информация о работе Денежная реформа 1947г. в СССР