Денежно - кредитная политика Центрального Банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
· изучение теоретических основ денежно - кредитной политики;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы денежно-кредитной политики 4
1.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики 4
1.2 Принципы денежно-кредитной политики ЦБ РФ 6
1.3 Цели денежно-кредитной политики 8
Глава II. Роль Центрального банка РФ в проведении денежно - кредитной политики 11
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ 11
2.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 15
Глава III. Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2012-2014 годы 20
3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 53.71 Кб (Скачать файл)

         В предстоящий период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 5 - 7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов  ее развития на период 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.13

       В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.

В период 2010 - 2012 года деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений "Группы 20".

       В рамках развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить:

· дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения  банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения;

· развитие подходов к надзору  за кредитным риском, включая совершенствование  оценок активов;

· совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности;

· совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных  информационных систем;

· дальнейшее совершенствование  отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями, в целях  получения полной информации о характере  и размерах принимаемых рисков и  процедурах управления ими;

· уточнение полномочий Банка  России по осуществлению консолидированного надзора за деятельностью кредитных  организаций, а также требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими  холдингами информации о своей деятельности с учетом международных подходов.

Будет продолжена работа по реализации подходов, предусмотренных  документом Базельского комитета по банковскому надзору "Международная  конвергенция измерения капитала и  стандартов капитала: новые подходы" (Базель II).

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов  вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное  закрепление норм, предусматривающих:

· создание механизма оценки деловой репутации руководителей  и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка  России по сбору информации и ведению  баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации  и нанесению ущерба финансовому  положению кредитной организации;

· закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в  рамках выполнения возложенных на него функций;

· совершенствование процессов  слияния и присоединения, предусматривающих  возможность участия в реорганизации  юридических лиц (в том числе  кредитных организаций) различных  организационно-правовых форм;

· обязанность номинальных  держателей предоставлять кредитной  организации сведения о владельцах акций кредитной организации  и о владельцах акций акционерных  обществ, оказывающих косвенно (через  третьих лиц) существенное влияние  на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая  третьих лиц;

· упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации  отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска  облигаций уставным капиталом;

· привлечение организаций  федеральной почтовой связи для  осуществления отдельных технологических  операций, связанных с осуществлением банковских операций.

Также будет проведена  работа по определению на законодательном  уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных  организациях, включая определение  перечня вопросов, относимых с  учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного  совета (совета директоров) кредитных  организаций, требований к составу  совета директоров (наблюдательного совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров (наблюдательным советом).

      Учитывая необходимость поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит работу, направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009 года N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков".

Продолжится работа по созданию правовых условий для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций  по вопросам деятельности кредитных  организаций, банковских групп и  банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка России по регулированию деятельности кредитных  организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского  управления.

       В целях дальнейшего повышения степени защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков и эффективности функционирования системы страхования вкладов при условии сохранения на адекватном уровне средств фонда обязательного страхования вкладов предполагается рассмотреть вопрос о расширении круга лиц, на которых распространяется действие Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (за счет физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

Инспекционная деятельность 2012 года будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. При этом в ходе инспекционных проверок повышенное внимание будет уделяться:

· оценке банками кредитного риска (включая достоверное отражение  в учете и отчетности просроченной задолженности, адекватное формирование резервов на возможные потери по ссудам), его влияния на капитал и в целом финансовую устойчивость кредитных организаций;

· анализу состояния ликвидности  в кредитных организациях и используемых методов оценки и инструментов управления риском потери ликвидности;

· проверке состояния расчетной  дисциплины, своевременности проведения кредитными организациями платежей клиентов;

· выявлению сомнительных операций, в том числе на предмет  наличия многоступенчатых схем проведения расчетов, направленных на увеличение собственных средств (капитала) кредитных  организаций за счет ненадлежащих активов  в целях "регулирования" величины капитала и значений обязательных нормативов;

· соблюдению требований законодательства и нормативно-правовых актов в  области противодействия легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

· проверке использования  кредитными организациями средств  государственной поддержки и  выполнения требований нормативных  актов Банка России, регламентирующих порядок предоставления кредитов Банка  России.14

       Продолжится проведение эксперимента по централизации инспекционной деятельности в Северо-Западном федеральном округе, который принципиально меняет организационную структуру инспектирования. Предполагается дальнейшая апробация предоставляемых экспериментом возможностей: повышение независимости инспекторов, маневрирование инспекционными ресурсами, обмен опытом, взаимное повышение требований подразделений инспектирования и надзора к качеству работы.

      Продолжится развитие системы внутреннего контроля качества инспекционной деятельности, включающей текущий мониторинг хода и результатов проверок структурообразующих кредитных организаций и кредитных организаций, имеющих признаки проблемности, а также оперативный анализ качества актов таких проверок.

Также предполагается развитие взаимодействия Банка России с другими  государственными контролирующими  органами по вопросам подтверждения  достоверности отчетности заемщиков  и учредителей (участников) кредитных  организаций.

        Банк России продолжит работу по исполнению законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уделяя особое внимание поддержанию на необходимом качественном уровне условий, обеспечивающих эффективную реализацию кредитными организациями норм соответствующего законодательства.

       В рамках выполнения задач по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2012 году будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:

· выполнение плана мероприятий  по созданию в Москве международного финансового центра;

· совершенствование нормативной  базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО, в целях развития денежного  рынка и повышения его ликвидности;

· внедрение механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчетов в целях  повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности;

· участие в совершенствовании  налогового законодательства для урегулирования вопросов, связанных с налогообложением операций РЕПО и операций по предоставлению ценных бумаг на возвратной основе;

· внесение изменений в  нормативные акты для допуска  государственных ценных бумаг к  вторичному обращению на российских фондовых биржах;

· продолжение работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности в  целях повышения эффективности  управления рисками по сделкам, проводимым участниками финансовых рынков через  организатора торгов;

· продолжение работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность по организации торговли для повышения  степени защиты прав и интересов  инвесторов;

· содействие совершенствованию  системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного  рынка и механизма управления процентным риском.

          В 2012 году Банк России будет осуществлять мероприятия по совершенствованию платежной системы Российской Федерации в целях обеспечения ее эффективного и бесперебойного функционирования, способствующего устойчивому развитию банковской системы и поддержанию макроэкономической стабильности.

Банк России продолжит  работу по участию в совершенствовании  законодательства, устанавливающего организационные  и правовые основы платежной системы  Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем.

Основные мероприятия  по совершенствованию платежной  системы Банка России будут связаны  с комплексным преобразованием  существующей платежной системы  в направлении централизации  ее архитектуры, предусматривающей  прежде всего централизованное управление платежной системой и осуществление  расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной  базы, что будет способствовать повышению  прозрачности функционирования платежной  системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.15

В целях реализации участниками  финансовых рынков расчетов на условиях "поставка против платежа" денежными  средствами, размещенными на счетах в  Банке России, будет создаваться  и внедряться интерфейс системы  банковских электронных срочных  платежей (БЭСП) и системы расчетов на рынке государственных ценных бумаг.

При переводе денежных средств  в бюджетную систему Российской Федерации будет реализован механизм передачи через Банк России кредитными организациями Федеральному казначейству в электронном виде информации из платежных документов физических лиц.

В платежной системе Банка  России продолжится внедрение усовершенствованных  форматов расчетных документов, а  также международных стандартов передачи и обработки платежной  информации, прежде всего в части  форматов электронных сообщений  и порядка их использования, для  обеспечения участников возможностями  сквозной автоматизированной обработки  платежей.

Информация о работе Денежно - кредитная политика Центрального Банка РФ