Денежно- кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях.
Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справляется с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….……………2
Глава 1. Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования…………...4
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования………………………..….................4
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики ………………………11
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………………….……….................17
Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики……………………………………………………………………………….21
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ…………………………………21
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России…………………....24
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР………….............25
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе……………………………………………………………………………………36
3.1 Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ……………………………………………………………..36
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России………………………………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………………….65
Список использованной литературы…………………………..…….………………68

Файлы: 1 файл

куросовик 2013 макро (1).docx

— 115.93 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем Банк России проводил аукционы прямого РЕПО на срок 3 месяца. Задолженность кредитных организаций по данному виду операций к концу III квартала сократилась до 149 млрд. руб. по сравнению с 200 млрд. руб. в середине 2012 года. Спрос со стороны кредитных организаций на операции по предоставлению ликвидности на срок 1 год посредством аукционов прямого РЕПО и ломбардных кредитных аукционов в III квартале оставался небольшим, и на конец квартала задолженность по ним составила 31,6 млрд. рублей.

Кредитные организации также обращались за рефинансированием Банка России по фиксированным ставкам. Наиболее востребованными были кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций, средний объем задолженности по которым увеличился с 413,1 млрд. руб. во II квартале до 592,3 млрд. руб. в III квартале 2012 года. Объем других операций рефинансирования по фиксированным ставкам (кредитов овернайт, ломбардных кредитов, кредитов, обеспеченных золотом, а также операций прямого РЕПО) в этот период был незначительным.

В III квартале 2012 г. Банк России проводил сделки "валютный своп" в отдельные дни, характеризовавшиеся ростом напряженности на денежном рынке, при этом частота и объемы операций "валютный своп" с Банком России уменьшились по сравнению с предыдущим кварталом.

Спрос кредитных организаций на операции по размещению свободных денежных средств в Банке России в III квартале изменился незначительно (средний объем задолженности по депозитным операциям увеличился до 102,2 млрд. руб. по сравнению с 93,3 млрд. руб. во II квартале).

В 2012 году Банк России не принимал решений об изменении нормативов обязательных резервов. Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.10.2012 составила 411,5 млрд. руб., увеличившись за июль—сентябрь на 18,4 млрд. рублей. Кредитные организации активно пользовались механизмом усреднения обязательных резервов, т.е. выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 сентября 2012 г. по 10 октября 2012 г. право на обязательное усреднение предоставлено 688 организациям (или 71,2% от общего числа действующих кредитных организаций). Усредненная величина обязательных резервов в течение периода усреднения с 10 сентября 2012 г. по 10 октября 2012 г. составила 549,2 млрд. руб. (в течение периода с 10 июня 2012 г. о 10 июля 2012 г. — 526,4 млрд. рублей).

Применение инструментов денежно-кредитной политики

В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику в условиях структурного дефицита ликвидности банковского сектора5.

Определяющее значение для его формирования в текущем году имеют два фактора:

  • аккумулирование значительных остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, обусловленное профицитом консолидированного бюджета, что приводит к существенному абсорбированию ликвидности из банковского сектора по бюджетному каналу;
  • поступательное повышение гибкости курсообразования, позволяющее Банку России сокращать свое участие в операциях на внутреннем валютном рынке и их влияние на формирование денежного предложения.

Структурный дефицит ликвидности в мировой практике, как правило, является нормальным состоянием банковского сектора. Он не указывает на развитие каких-либо кризисных явлений и может быть одной из предпосылок для повышения эффективности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В условиях структурного дефицита возрастает роль операций центрального банка по предоставлению денежных средств банковскому сектору.

В 2012 году, особенно начиная с марта, Банк России активно использовал инструменты рефинансирования кредитных организаций. Объем валового кредита Банка России кредитным организациям возрос за январь-сентябрь 2012 года с 1,47 до 2,72 трлн. рублей.[см. Приложение№2]

Ключевыми инструментами рефинансирования Банка России являлись операции РЕПО на сроки 1 день и 1 неделя. Совокупная задолженность по операциям прямого РЕПО увеличилась с 0,5 трлн. рублей в начале года до 1,5 трлн. рублей на 1.10.2012, а средний объем задолженности за данный период составил 0,9 трлн. рублей (0,15 трлн. рублей в среднем в 2011 году).

Лимиты по аукционам прямого РЕПО устанавливались исходя из сопоставления оценок спроса на ликвидность и ее предложения с учетом прогноза автономных факторов формирования ликвидности и сальдо операций Банка России по предоставлению и абсорбированию денежных средств, совершенных в предыдущие дни, со сроками исполнения, приходящимися на текущий день.

В 2012 году Банк России продолжил предоставление кредитным организациям на аукционной основе и на фиксированных условиях обеспеченных кредитов (внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», ломбардных кредитов, кредитов, обеспеченных золотом, а также нерыночными активами и поручительствами кредитных организаций).

Задолженность кредитных организаций по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами кредитных организаций, предоставляемым на срок до 365 дней, за январь-сентябрь 2012 года возросла с 382,0 до 651,1 млрд.рублей. При этом процентные ставки по ним превышали ставку по основным краткосрочным рыночным механизмам рефинансирования. Задолженность по другим видам кредитов Банка России в январе-сентябре 2012 года изменилась незначительно.

Начиная с мая 2012 года Банк России впервые с 2009 года заключал сделки «валютный своп». Эти операции были нерегулярными и проводились в основном в ситуации роста процентных ставок денежного рынка.

В 2012 году Банк России с целью увеличения возможностей кредитных организаций по получению рефинансирования принял ряд мер, направленных на расширение круга ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве обеспечения в операциях с центральным банком. Банк России возобновил проведение операций прямого биржевого РЕПО с акциями, включенными в Ломбардный список Банка России. Кроме того, в этот список был включен ряд корпоративных и банковских облигаций и были установлены/изменены поправочные коэффициенты (дисконты) по ряду выпусков ценных бумаг, входящих в Ломбардный список. Эти меры позволяют увеличить потенциальный объем приемлемого обеспечения в рамках Ломбардного списка на 0,5 трлн. рублей -до 3,4 трлн. рублей.

В условиях временного профицита банковской ликвидности в январе-феврале 2012 года сохранялся спрос кредитных организаций на операции абсорбирования Банка России. В дальнейшем в связи с исчерпанием избытка ликвидности среднедневной объем депозитных операций сократился со 186,1 млрд. рублей в январе до 69,0 млрд. рублей в сентябре.

В январе-сентябре 2012 года в структуре депозитных операций Банка России преобладали депозиты «овернайт», доля которых в общем объеме соответствующих операций составила 95,1% (в аналогичный период 2011 года - 87,6%).

Банком России принято решение о проведении с III квартала 2012 года еженедельных депозитных операций по фиксированной процентной ставке на стандартном условии «том - 1 месяц».

В текущем году Банк России не изменял нормативы обязательных резервов - они составляли 4,0% по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте и 5,5% - по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, по состоянию на 1.10.2012 составляла 411,5 млрд. рублей, увеличившись за девять месяцев текущего года на 33,1 млрд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе

3.1.Современные правовые основы  регулирования денежно-кредитной  политики Центральным банком  РФ.

Центральный банк — это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

При этом кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдельных банковских операций.

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

1) программируют  банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;

2) устанавливают  тот минимум гарантий прав  и интересов участников банковских  правоотношений, который не может  быть ограничен специальными  банковскими нормами;

3) создают  базу для единообразного банковского  правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого  рынка, финансовое, валютное, кредитное  регулирование и денежная эмиссия  относятся к компетенции Российской  Федерации.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.

Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Он имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.

Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать:

— золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

— иностранная валюта;

— векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;

— государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.

Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).

Информация о работе Денежно- кредитная политика РФ