Денежно кредитная политика сущность, направления и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди экономистов ведутся дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики, обусловленные двумя подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1.Основные концепции, сущность и цели денежно-кредитной политики…………….4
2.Инструменты и типы денежно-кредитной политики…………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Денежно кредитная политика сущность, направления и инструменты.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

1.Основные концепции, сущность  и цели денежно-кредитной политики…………….4

2.Инструменты и типы денежно-кредитной политики…………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..14

Список использованной литературы…………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.            В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.       Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. 
 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

 
 В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди экономистов ведутся дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики, обусловленные двумя подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом.          Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика - неустойчивая система, считают, что государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные, с целью достижения высокого уровня занятости и максимальных темпов роста производства.             С точки зрения данного подхода механизм денежно кредитного регулирования выглядит так: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что приводит к изменению в инвестиционном спросе и к изменению уровня национального производства.     Кейнсианцы считают, что Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации, поэтому, по их мнению, денежно-кредитная политика не столь эффективное средство стабилизации экономики, как фискальная или бюджетная политика. В кейнсианской модели денежно-кредитная политика оказывает влияние на реальный сектор экономики через механизм изменения ставки процента.  Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная, «общая» теория, представляющая специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных инструментов. Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х — начала 80-х гг. В тот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои; начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то примерно с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции.         Сторонники монетаризма утверждают, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система, и предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием. Считают, что государство должно вмешиваться в экономику только для борьбы с негативными последствиями в стимулировании эффективного спроса (с инфляцией). Монетаристы предложили методы борьбы с инфляцией, которые вытекают из количественной теории денег. Количественная теории денег, подчеркивает Фридмен, это теория спроса на деньги. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и это приводит к росту национального производства и валового национального продукта.   Исходя из этого, Фридмен выдвинул «денежное правило» - «золотое правило монетаризма», которое предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – 3-5% в год. Такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год, будет происходить раскручивание инфляции, а если меньше 3-5% в год, то темп прироста валового национального продукта станет падать.    Если Кейнс оценивал бюджетную политику как инструмент достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам, то в отличие от него, Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику. 
 И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному значение этого влияния и его механизм.          Итак, денежно-кредитная политика получила развитие еще в прошлом веке. Вместе с бюджетной политикой она составляет основу современного государственного регулирования экономики.      Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.      Любые денежные власти существуют для решения определенной задачи – конечной (первичной) цели денежно-кредитной политики. Конечная цель - ценовая стабильность. Под ней подразумевается такой незначительный прирост цен, который не берется экономическими агентами в расчет при принятии решений. В идеале ценовая стабильность означает нулевую инфляцию, но на практике стабильность цен означает небольшое положительное значение прироста индекса цен в течение длительного периода времени.       Для сохранения ценовой стабильности страны используется промежуточная цель политики Центрального банка. Центральный банк в ходе реализации денежно-кредитной политики проводит таргетирование промежуточных целей. Под таргетированием следует понимать применение инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров целевой переменной, входящих в сферу ответственности органа регулирования. Центральный банк не в состоянии достичь конечной цели напрямую, поэтому он действует опосредованно, через таргетирование промежуточной цели. Некоторые страны прибегают к таргетированию нескольких целей денежно-кредитной политики.   Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости Центрального банка, стоящими перед ним задачами и его функциями. Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования, как предложения, так и спроса на деньги.         В соответствии с поставленной целью Центральный Банк выполняет несколько функций:            -проводит денежно-кредитную политику, ориентированную на долгосрочные цели экономического роста и низкой устойчивой инфляции;     -содействует развитию конкурентоспособной банковской системы и финансовых рынков;            -способствует эффективному функционированию платежной системы;   -действует в качестве финансового агента правительства.    Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке, субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, Центральный Банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. 

2.ИНСТРУМЕНТЫ И ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 
 Выбор конкретных методов денежно-кредитной политики сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста и борьбы с инфляцией. Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных задач. Методы денежно-кредитной политики могут быть прямыми и косвенными.    Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке.           Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферой воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов.  Выделяют также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центральных Банков. Общие являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом. Селективные регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер.  Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального Банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.         Все инструменты оказывают косвенное и прямое воздействие на экономику. Общие инструменты воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Прямые инструменты направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования.         Основными общими (косвенными) инструментами денежно-кредитной политики являются: изменение учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке и рефинансирование коммерческих банков, валютная политика.            Политика процентной ставки или ставки рефинансирования. Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном Банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентов.       Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.      Политика обязательных резервов. Мощным инструментом денежно-кредитной политики, особенно в условиях высокой инфляции, является изменение резервной нормы отчисления в Фонд обязательного резервирования. Норма резервирования – установленное Центральным Банком соотношение обязательных резервов к базе резервирования. Резервная база – объем обязательств кредитной организации, служащий основой для расчета резервных требований8. Обязательные резервы – установленная часть ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в Центральный Банк.      Другими словами, резервная норма – это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций.         В современной экономике Фонд обязательного резервирования как инструмент денежно-кредитной политики выполняет следующие функции:   -создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;  -повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков; -определение верхнего предела роста денежной массы;     -ограничение волатильности ставок денежного рынка.     В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому ее, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.           Следует обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности: чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен.     Операции на открытом рынке ценных бумаг. В отличие от резервных требований операции на открытом рынке являются весьма гибким инструментом денежно-кредитной политики, они используются на добровольной, а не на принудительной основе, могут проводиться с любой регулярностью и объемом активов, в силу чего они выступают эффективным средством управления денежным предложением и ликвидностью банковского сектора. Поэтому операции Центрального Банка на открытом рынке ценных бумаг в настоящее время являются основным инструментом денежно-кредитной политики.      Операции на открытом рынке ценных бумаг включают приобретение и продажу ценных бумаг с целью увеличения или сокращения объемов средств, находящихся в распоряжении финансовых институтов. В первую очередь, операции на открытом рынке влияют на банковские резервы, а также воздействуют на предложение кредита и экономическую деятельность в целом. Объектом операций на открытом рынке выступают рыночные ценные бумаги, такие как долговые обязательства государственного казначейства, государственных корпораций, крупнейших национальных корпораций и банков.       В операциях на открытом рынке используются различные технические процедуры, что позволяет составить их разнообразную классификацию на 
открытом рынке.             В ходе проведения операций на открытом рынке Центральный Банк предпочитает ценные бумаги, обладающие максимальной ликвидностью и минимальным кредитным риском. Для эффективной реализации денежно-кредитной политики, управления активами и пассивами, а также полноценного выполнения функций кредитора последней инстанции Центральному Банку необходимо, чтобы при проведении операций на открытом рынке искажения в курсах ценных бумаг были как можно меньше. На отбор ценных бумаг влияет степень развитости финансовых рынков и независимости Центрального Банка.    Операции на открытом рынке воздействуют на предложение денег и кредита через влияние на резервную базу банковской системы. В качестве тактики денежно-кредитной политики при управлении банковскими резервами операции на открытом рынке могут проводиться одним из двух способов:      1)активный (фиксация объема резервов и свободное определение цены ресурсов, т.е. процентной ставки);        2)пассивный (фиксация процентной ставки при варьировании объемов резервов).             Страны с хорошо развитыми денежными рынками обычно используют пассивный подход, который в настоящее время становится нормой для возникающих рынков, достигших некоторого уровня развития. В развивающихся странах отсутствие эффективного вторичного или межбанковского денежных рынков, предназначенных для трансмиссии эффектов денежно-кредитной политики, может быть одной из причин использования активного подхода. Другой причиной является то, что активный подход позволяет Центральному Банку определять свою политику в русле транспарентности и открытости.      Валютная политика, проводимая Центральным Банком, оказывает непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный Банк сокращает количество денег высокой эффективности, покупая – увеличивает. Характер влияния валютной политики на предложение денег в значительной степени определяется институциональными факторами. Целью валютной политики является не регулирование денежного предложения, а поддержка курса национальной валюты.       Инструменты прямого регулирования:        - прямое ограничение кредитов путем установления лимитов. Квот по учету векселей;               - ограничение темпов роста кредитных операций;       - установление контроля по отдельным видам кредитов, например потребительских (в форме установления взноса наличными и ограничения рассрочки платежа);             - установление максимальных процентов по отдельным видам вкладов. Развитие косвенных инструментов денежно-кредитной политики является одним из важнейших моментов в процессе экономического развития, в связи с тем, что по мере становления рынков страны прямые инструменты теряют свою эффективность, ведь рынки, в конечном счете, находят пути обхода ограничений, особенно когда речь идет о международных операциях.      В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться и цели денежно-кредитной политики. С помощью вышеназванных инструментов Центральный Банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).    Рассмотрим две разновидности денежно-кредитной политики. Во-первых, мягкую денежно-кредитную политику, когда Центральный Банк:    -покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;             -снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу;   -снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики. Во-вторых, жесткую денежно-кредитную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный Банк:      -продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;    -повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекращать объем заимствований у Центрального Банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;    -повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.   Варианты денежной политики рассмотрим на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги.            Если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью.   Центральный Банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги. Таким образом, мягкая денежно-кредитная политика, направленная на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок, проводится в фазе спада. Жесткая денежно-кредитная политика носит ограниченный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции в фазе бума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.           Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.     Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.    Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.        На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть, а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. Центральный банк не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля.   Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.  
Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.             Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. – М.: ОАО «НПО» Экономика», 2009. – 735 с. 2.Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2009. – 300 с.                           3.Государственное регулирование экономики в современных условиях. – М.: ИЭ РАН, 2010. – 132 с.                                                             
4.Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/А.Ю.Казак, М.С.Марамыгин, Е.Н.Прокофьева, Е.Г.Шатовская, О.А.Солодова, Т.Д.Сиколенко.-М.: Экономистъ, 2009.-656с. 


Информация о работе Денежно кредитная политика сущность, направления и инструменты