Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа
Денежная политика занимает важное место в жизни общества. Денежная политика является частью монетарной политики, куда помимо нее входят валютная и кредитная политика. Денежная политика нацелена на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. Уровень жизни населения напрямую зависит от политики, которую выбрало государство. Поэтому следует, чтобы правительство выбрало такую денежную политику, которая наиболее лучше подходит для экономики Республики Беларусь.
1. Деньги и денежное обращение
1.1. Деньги, их роль и функции -----------------------------------------------------6
1.2. Денежное обращение и виды денежного обращения ---------------10
1.3. Денежная масса: спрос и предложение ----------------------------------17
1.4. Количественная теория денег, уравнение обмена -------------------24
1.5. Предложение о постоянной скорости обращения денег -----------26
2. Денежные системы и типы денежных систем
2.1. Понятие денежной системы и ее элементы ----------------------------27
2.2. Типы денежных систем --------------------------------------------------------31
3. Денежная политика
3.1. Понятие денежной политики и ее инструменты -----------------------37
3.2. Денежная политика в Республике Беларусь ---------------------------44
Список использованной литературы --------------------------------------------50
r’ - внутренняя ставка процента;
r - мировая ставка процента;
(d - темп девальвации национальной валюты
Множество возможных состояний «малой открытой экономики»: точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r' = r, курс национальной валюты стабилен); линия а -множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 / > г, валютный курс растет, справа - r'< r, валютный курс снижается).
2) при заниженной (относительно мировой) внутренней ставке процента происходит девальвация национальной валюты, что должно привести к увеличению чистого экспорта и росту ВВП. Это вызывает повышение внутренней нормы процента, и теоретически экономика должна достигнуть устойчивого равновесия (точка 0 на рис. I)4.
Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно «автоматически» приводит к росту экспорта. Он может быть ощутимым только при наличии соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод практического характера, следующий из модели Манделла-Флеминга, заключается в том, что в условиях МОЭ для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.
Важно учесть и другую группу установок, которые относятся к «внутренним» и более частным функциям и аспектам политики Национального банка.
Во-первых, денежная политика должна обеспечивать формирование необходимых условий для достижения финансово-экономической стабильности (т.е. приемлемых темпов роста цен и девальвации) и защиту от инфляции денежных активов в национальной валюте. Это означает, что уровень денежного предложения, который определяется политикой Нацбанка, должен возрастать умеренными темпами, а процентные ставки но операциям в национальной валюте - обеспечивать нормальный уровень «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции.
Во-вторых, следует обеспечить падежность функционирования и достаточный уровень ликвидности банковской системы в целом и каждого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными средствами предприятий и граждан и должны обеспечивать их эффективное и безопасное размещение. Как правило, размер собственных средств не превышает 15% от всей суммы ресурсов, с которыми работают банки.
В середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты заинтересованных министерств, ученые по разработке Концепции валютной и денежно-кредитной политики на 1999-2000 гг. Данная концепция неоднократно обсуждалась в правительстве, с руководителями предприятий реального сектора и банков, затем дорабатывалась и в сентябре 1999 г. одобрена Президиумом Совета Министров и Правлением Национального банка Республики Беларусь.
При разработке Концепции авторы ставили на 2000 г. следующие задачи:
• обеспечить внутреннюю конвертируемость белорусского рубля и доступность валютных ресурсов, что подразумевает свободный обмен национальной и иностранной валюты по единому курсу;
• создать предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации и, на этой основе, повышения реальных доходов населения;
• обеспечить поддержку экспортеров и наращивание экспорта продукции, что является важнейшей предпосылкой для увеличения валютных поступлений в республику, достижения устойчивого экономического роста.
Особое внимание разработчики Концепции уделили варианту политики «валютного управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:
• жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых валют;
• осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе. В частности, при превышении спроса на валюту над предложением Национальный банк будет вынужден продавать валюту, тем самым сжимая рублевую денежную массу;
• полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через предоставление прямых кредитов Национального банка, так и путем покупки ценных бумаг Правительства по «фиксированной» процентной ставке (заложенный в проекте бюджета на 2002 год дефицит в размере 344, 7 млрд. рублей продолжит провоцирование инфляции) ;
• резкое сокращение возможностей Национального банка но поддержанию ликвидности банковской системы, а также практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил).
Кроме того, данный вариант привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, а также существенно повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов.
В 2000 году Национальным банком были разработаны Основные направления денежно-кредитной политики на 2000 г. Они согласованы с другими программными документами, определяющими социально-экономическую политику на текущий год, и содержат конкретные параметры и мероприятия денежно-кредитною и валютного регулирования, к которым относятся:
• проведение жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей осуществление ограниченной кредитной эмиссии, которая в полном объеме будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета;
• достижение положительного уровня процентных ставок по рублевым операциям в реальном выражении;
• ликвидация «множественности» обменных курсов белорусского рубля путем сближения его рыночных котировок и последующего перехода к «единому» валютному курсу (ориентировочно в III квартале 2000 г.), достижение «прозрачности» валютного рынка;
• наращивание золотовалютных резервов государства;
• совершенствование
системы регулирования ликвидности
банков, а также развитие платежной системы,
освоение передовых банковских технологий
и повышение надежности банков.
Заключение.
В настоящее время денежно-кредитная сфера Республики Беларусь переживает не лучшие времена. Какие проблемы тормозят экономическое развитие Беларуси?
Главная из них, из которой проистекают все другие, - крайне низкая эффективность экономики, вызванная отказом от кардинальных рыночных преобразований. Подтверждением этого является факт увеличения доли убыточных предприятий до 40% от общего числа функционирующих. А с учетом наличия около трери низкорентабельных предприятий (в условиях среднемесячной инфляции в 3%) доля реально убыточных хозяйств превысила критическую величину, приближается к 70%. Средний уровень рентабельности прибыльного сектора снизился до 10%. Очевидно, экономика не распологает источниками для инвестиций.
За 2000 год прирост ВВП на 5,8% был обеспечен ростом задолженности экономики перед коммерческими банками страны в 3,3 раза. За восемь месяцев нынешнего года при росте ВВП на 3% долги экономики белорусским банкам приросли еще на 46% и составили на 1 сентября 2001 года 2,2 трлн. руб.
На начало 2001 года внешние долги белорусских предприятий превышали 1 трлн. руб. или около 1 млрд. долларов. Нашим предприятиям должны были около 350 млрд. руб. На долю России приходилось около 65% и 40% долгов соответственно. Белорусские предприятия имеют также проблемы с погашением внешних кредитов.
Прирост потребительских цен в 2000 году составил 108%, в текущем превысит 50%, в то время как в странах Балтии – менее 3%, Польши 10% , России – 20%. Рост цен в 3-5% в год считается оптимальным. Рост цен свыше 25% в год делает экономику неустойчивой, влечет за собой утрату оборотного капитала, отток инвестиционного капитала из страны обесценивает денежные сбережения и накопления.
Выход из сложившейся ситуации – это смена методов регулирования денежной политики, решение экономических проблем без инфляционного «печатного станка», осуществление денежной эмиссии только путем покупки иностранной валюты.
Список использованной литературы:
Информация о работе Денежное обращение и типы денежных систем. Денежная политика