Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования экономики.
Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач:
− исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
− ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
− рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВЫЙ 2003.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

Расчеты между одногородними банками, или банками, обслуживаемыми одним вычислительным центром, часто организуются через счет взаимных расчетов. Вся информация по расчетно-денежным документам, обработанная в установленном порядке в коммерческом банке, вводится в ЭВМ. На корреспондентском счете банка в расчетно-кассовом центре отражается только сальдо проведенных операций. Такие расчеты представляют собой вид локального клиринга.

Расчеты между расчетно-кассовыми центрами по операциям кредитных организаций, а также по их собственным операциям осуществляются через счета межфилиальных оборотов (МФО). Средством межфилиальных расчетов являются авизо по МФО.

Правильность совершения расчетов со стороны расчетно-кассовых центров подтверждается совпадением начальных и ответных оборотов в процессе квитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с начальным.

Платежи осуществляются при наличии и в пределах средств на корреспондентских счетах. Не исключена ситуация, когда у банка не достает средств, в этом случае очередность списания средств с корреспондентских счетов банков по платежам клиентов, располагающих необходимыми ресурсами, а также по собственным платежам банков производится в очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации. Неоплаченные расчетные документы при этом помещаются в картотеку к корреспондентскому счету кредитной организации.

Платежи осуществляются почтовым и телеграфным способом (бумажная технология) и электронным способом (безбумажная технология). Доля электронных платежей увеличивается по количеству и сумме проведенных документов за счет снижения доли почтовых и телеграфных платежей.

Общий срок безналичных расчетов установлен Федеральным Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

Часть межбанковских расчетов, а именно расчетов многофилиальных банков, в том числе по перераспределению кредитных ресурсов, осуществляется между головным банком и его филиалами и между филиалами банков с отражением на их балансовых счетах. Внутрибанковские расчеты динамично развиваются.

Межбанковские расчеты осуществляются также через корреспондентские счета, открываемые в других банках. Порядок открытия и режим функционирования корреспондентского счета одного банка в другом определяется по соглашению между ними.

Операции, проводимые по корреспондентским счетам банков-корреспондентов, делятся, главным образом, на два вида: операции, основывающиеся на обслуживании клиентов, и собственные межбанковские операции. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов; вторые включают кредитные операции, операции по покупке и продаже валют, по торговле ресурсами на денежном рынке и др. Банки, имеющие развитую корреспондентскую сеть, способны осуществлять расчеты с максимальной скоростью и образуют собственные расчетные системы.

Развитие корреспондентских отношений зависит от различных факторов: взаимных потоков платежей, цены и спроса на рынке кредитных ресурсов, возможности участия в торгах на региональных валютных биржах и других.

Расчеты между банками - корреспондентами составляют значительную часть всего платежного оборота России. Таким способом совершается большая часть расчетов с банками стран СНГ и зарубежными банками.

Еще одним способом межбанковских расчетов являются расчеты через клиринговые палаты.

В основу принципов проведения клиринговых операций положены две возможные модели. Первая - без предварительного депонирования средств на счетах банков-участников расчетов в клиринговом учреждении. Окончательный расчет в этом случае осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Вторая модель - с предварительным депонированием средств на счетах банков-участников в клиринговом учреждении. Расчетным агентом по такой схеме является само клиринговое учреждение.

По первой модели в 1997 году в Москве начинает работать Клиринговая палата Межбанковского финансового дома. По данным на октябрь 1997 года, по второй модели действовало 7 клиринговых учреждений, расчеты через них осуществляли около 200 кредитных организаций, филиалов и юридических лиц.

Удельный вес расчетов, осуществляемых через них, в настоящее время невелик. Банк России играет определяющую роль в разработке принципов организации клиринговых операций и контролирует их соблюдение.

Заключение

В ходе данной работы были сделаны следующие выводы. Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банкам (фиксированный, свободно плавающий, "ползучий", двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны.

Стратегические направления валютной политики обусловлены целом рядом факторов: структурой центрального банка, характером проводимой им денежно-кредитной политики, уровнем инфляции, состоянием государственной задолженности.

Таким образом, можно сделать вывод, что Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

 

Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
  4. Большой экономический словарь / под ред. Азрилияна А.Н. - 3-е изд. Стереотип. - М.: Институт новой экономики, 2001
  5. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. – С-Пб.: СпецЛит, 2000
  6. Видяпина В.И. Экономическая теория. - М.: «Инфра-М», 2012.
  7. Илларионов А. Основные направления единой государственной денежно-кредитной системы//«Вопросы экономики». – 2012. – № 2.
  8. Казак А.Ю. Проблемы денежно-кредитной системы России//«Вопросы экономики». – 2012. – № 4. – С. 3.
  9. Камаев В.Д. Экономика и бизнес.- М.: Изд-во МГТУ, 1993 - гл.20
  10. Колесников В.И. Банковское дело: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 1998 
  11. Кузнецов Б.Т. Экономическая теория. - М.: «Юнити-Дана», 2012.
  12. Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. – М.: Финансы и статистика, 2001
  13. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности: учебник для вузов.- М., 2001
  14. Тенденции экономического развития России в первом полугодии 2011 года // Деньги и кредит. №7, 2011
  15. http://www.consultant.ru/
  16. http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ.

 

 

 

 

 

1 http://bankir.ru/novosti/s/za-god-obem-nalichnoi-denezhnoi-massy-v-obrashchenii-vyros-v-rf-na-11-2-10035818/

2 http://riarating.ru/banks_rankings/20130213/610539350.html

 

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика