Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 18:22, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, Задачи курсовой работы следующие: 1. Определение понятия, целей и видов кредитно-денежной политики государства; 2. Определить, какую роль в ней играет банковская система; 3. Изучение основных инструментов денежно-кредитной политики и способов их воздействия на экономику; 4. Рассмотреть основные мероприятия и прогноз монетарной сферы в современной России на 2009-2011 гг.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….….….3 Глава 1. Сущность, цели и виды монетарной политики …………………….……5 1.1 Понятие монетарной политики, ее цели и объекты…………..………….……5 1.2 Виды монетарной политики………………………………………..……….…..8 1.3 Концепции монетарной политики………………………………….............…11 1.3.1. Кейнсианская теория денег…………………………………………………13 1.3.2. Монетаристский подход………………………………………………….…16 Глава 2. Основные инструменты монетарной политики……………………...…18 2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………...….…19 2.2 Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)………………...……21 2.3 Изменение нормы обязательных резервов………………………………....…23 2.4 Селективные методы денежно-кредитной политики……………………...…27 Глава 3. Монетарная политика в современной России…………………….….…28 3.1 Основные мероприятия Центрального Банка РФ в области денежно-кредитной политики ………………………………………...…………………..…28 3.2 Цели и задачи монетарной политики на 2012-2015 гг…………...........…..…30 Заключение……………………………………………………………………….…33 Список литературы……………………………………………………................…36
Поскольку в основе денежно-кредитной
политики лежит теория денег, изучающая,
в том числе, процесс воздействия денег
и денежно-кредитной политики на состояние
экономики в целом, постольку содержание
той или иной концепции денежно-кредитной
политики напрямую зависит от того, в рамках
какого направления современной экономической
мысли она сформирована.
К числу современных направлений
экономической мысли принято относить
экономические теории, сформировавшиеся
в конце XIX – начале XX веков. А именно:
- маржинализм;
- монетаризм;
- неолиберализм;
- неоклассические направление
— австрийская, лозаннская, кембриджская,
американская школы. Неоклассическая
теория роста П. Самуэльсона;
- институционально-социологическое
направление;
- математические концепции
экономического равновесия;
- экономическое учение
Дж.М. Кейнса – кейнсианство, неокейнсианство.
В рамках настоящей курсовой
работы не представляется возможным дать
даже краткую характеристику каждой из
упомянутых выше экономических теорий.
Однако исследования взаимосвязей
в экономике становится гораздо обширнее,
если принимать во внимание различные
и даже противоречивые экономические
теории, соотнесение разных взглядов,
имеющее своей целью нахождение оптимального
решения проблемы. Изучение таких теорий,
как маржинализм, институционализм, теорий
кейнсианской, неоклассической и других
школ важно не только для дальнейшего
исследования экономических явлений,
но и для нахождения оптимального решения
практических задач, регулирования экономики
государства.
В работе рассмотрены два направления
современной экономической теории в области
теории денег и принципы денежно-экономической
политики, предложенные этими теориями:
кейсианская теория денег и монетаристкий
подход к теории денег.
Современные кейнсианцы, и монетаристы
признают, что изменение денежного предложения
влияет на номинальный объем Валового
национального продукта (ВНП), но оценивают
по-разному значение этого влияния, и сам
механизм: с точки зрения кейнсианцев,
в основу денежно-кредитной политики должен
быть положен определенный уровень процентной
ставки, а с точки зрения монетаристов
- само предложение денег.
1.3.1. Кейнсианская теория денег
Кейнсианская теория оценивает
спрос на деньги несколько с иных позиций.
С точки зрения Кейнса, спрос на деньги
зависит от предпочтения ликвидности.
Предпочтение ликвидности, по Кейнсу,
означает предпочтение хранить деньги
в наличной, то есть наиболее ликвидной
форме.
Кейнс сформулировал три мотива
такого хранения денег: транзакционный,
спекулятивный и мотив предосторожности.
Транзакционный мотив означает,
что хозяйствующий субъект будет хранить
определенную часть своих денежных средств
в наличной форме для того, чтобы финансировать
этими деньгами свои ежедневные расходы.
Например, домохозяйству постоянно нужны
деньги на покупку еды, питья, на оплату
проезда, других услуг.
Спекулятивный мотив поощряет
хозяйствующего субъекта вкладывать деньги
в проекты, обеспечивающие наибольшую
доходность. Как мы определили, деньги
перемещаются между реальным и банковским
сектором экономики. Поэтому когда доходность
в реальном секторе экономики будет более
высокой, чем в банковском, то деньги из
банковского сектора уйдут в реальный.
В противном случае из реального сектора
экономики деньги вернутся в банковский
сектор.
Мотив предосторожности по
своей сути близок к транзакционному мотиву.
Желание обеспечить в будущем возможность распоряжаться определенной частью ресурсов
в форме денежной наличности», причем
дело представляется в таком свете, что
этот продиктованный мотивом предосторожности
спрос на деньги зависит от уровня процентной ставки.
Современный подход к сути спроса
на деньги объясняется на основе теории
предпочтения ликвидности, в рамках которой
соединяются все три мотива.
Таким образом, в кейнсианской
теории спрос на деньги зависит от уровня
дохода и величины ставки процента.
MD = М1+
М2
= L1(y)
+ L2(r),
где
M1
- размер наличности, отвечающий транзакционному
мотиву и мотиву предосторожности;
М2
- размер наличности, отвечающий спекулятивному
мотиву;
L1(y)
ликвидность Mi (зависит в основном от уровня
дохода (у));
L2(r)
- ликвидность М2»
(зависит в основном от величины процента
(г)).
Предложение денег в кейнсианской
теории, как и в других, задается государством.
1.3.2. Монетаристский подход
В целом в 70-х гг. нашего столетия
наблюдался кризис кейнсианской школы.
В экономической науке преобладающем
стало неоклассическое направление, в
том числе, его современная форма – монетаризм.
Главный теоретик современного
монетаризма - известный американский
экономист, лауреат Нобелевской премии
М. Фридмен.
В самых общих чертах основные
положения современного монетаризма таковы:
Монетаризм базируется на убеждении,
что рыночная экономика - внутренне устойчивая
система. Все негативные моменты - результат
некомпетентного вмешательства государства
в экономику, которое надо свести к минимуму.
Корреляция между денежным
фактором (массой денег в обращении) и
номинальным объемом ВНП обнаруживается
более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП
следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной
экономики.
Причинно-следственная связь
между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется
не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны
как бы «входные и выходные данные» влияния
предложения денег на ВНП, сам же механизм
влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов»,
т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.
Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной
политики, а именно: государство должно
поддерживать обоснованный постоянный
прирост денежной массы в обращении.
В завершение темы об основных
концепциях денежно-кредитной политики,
надо отметить, что современные теоретические
модели денежно-кредитной политики представляют
собой синтез кейнсианства и монетаризма,
в котором учтены рациональные моменты
каждой из теорий. В долгосрочном периоде
в денежно-кредитной политике сегодня
преобладает монетаристский подход. Вместе
с тем, государство не отказывается в краткосрочном
периоде от воздействия непосредственно
на процентную ставку в целях быстрого
экономического маневрирования.
Глава 2. Основные
инструменты монетарной политики
Денежно-кредитная политика
государства традиционно рассматривается
как важнейшее направление государственного
регулирования экономики.
Высшая цель денежно-кредитной политики
государства заключается в обеспечении
стабильности цен, эффективной занятости
и росте реального объема ВНП. Эта цель
достигается с помощью мероприятий в рамках
денежно-кредитной политики, которые осуществляются
довольно медленно, рассчитаны на годы
и не являются быстрой реакцией на изменение
рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая
денежно-кредитная политика ориентируется
на более конкретные и доступные цели,
чем указанные выше глобальные задачи,
например, на фиксацию количества денег,
находящихся в обращении, определение
уровня обязательных резервов, изменение
ставки рефинансирования коммерческих
банков и т.п.
Рассмотрим теперь сам механизм
регулирования денежной массы в обращении,
т.е. предложения денег.
Инструменты регулирования
денежного обращения.
В мировой практике используются следующие
инструменты:
Операции на открытом рынке
с государственными ценными бумагами;
Политика учетной ставки (дисконтная
политика), т.е. регулирование процента
по ссудам коммерческих банков у Центрального
банка;
Изменение норматива обязательных
резервов, устанавливаемых Центральным
банком для коммерческих банков.
2.1 Операции на
открытом рынке
В настоящее время в мировой
экономической практике основным инструментом
являются операции на открытом рынке.
Путем покупки или продажи на открытом
рынке государственных ценных бумаг Центральный
банк может осуществлять либо вливание
ресурсов в кредитную систему государства,
либо изымать их оттуда.
Операции на открытом рынке
проводятся Центральным банком обычно
совместно с группой крупных банков и
других финансово-кредитных учреждений.
Схема проведения этих операций примерно
такова:
Предположим, что на денежном
рынке наблюдается излишек денежной массы
в обращении и Центральный банк ставит
задачу по ограничению или ликвидации
этого излишка. В этом случае Центральный
банк начинает активно предлагать государственные
ценные бумаги на открытом рынке банкам
и иным хозяйственным субъектам, которые
покупают правительственные ценные бумаги
через специальных дилеров. Поскольку
предложение государственных ценных бумаг
увеличивается, их рыночная цена падает,
а процентные ставки по ним растут, и, соответственно,
возрастает их «привлекательность» для
покупателей. Население (через дилеров)
и банки начинают активно скупать правительственные
ценные бумаги, что приводит к сокращению
банковских резервов, в свою очередь, уменьшает
предложение денег в пропорции, равной
банковскому мультипликатору.
Предположим теперь, что на
денежном рынке недостаток денежных средств
в обращении. В этом случае Центральный
банк проводит политику, направленную
на расширение денежного предложения,
а именно: ЦБ начинает скупать правительственные
ценные бумаги у банков и населения. Тем
самым Центральный банк увеличивает спрос
на государственные ценные бумаги. В результате
их рыночная цена возрастает, а процентная
ставка по ним падает, что делает казначейские
ценные бумаги «непривлекательными» для
их владельцев. Население и банки начинают
активно продавать государственные ценные
бумаги, что приводит к увеличению банковских
резервов и (с учетом мультипликативного
эффекта) к увеличению денежного предложения.
2.2 Политика учетной
ставки (ставки рефинансирования)
Ставка рефинансирования –
это процент, под который Центральный
банк предоставляет кредиты коммерческим
банкам, выступая как кредитор в последней
инстанции. Учетная ставка – это процент
или дисконт, по которому Центральный
банк учитывает (покупает) банковские
векселя, что равнозначно кредитованию
коммерческих банков. Центральный банк
предоставляет этот кредит не всем желающим
коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет
прочное финансовое положение, но терпит
временные трудности. Учетную ставку устанавливает
Центральный банк. Уменьшение ее делает
для коммерческих банков займы дешевыми.
Коммерческие банки стремятся получить
кредит. При этом увеличиваются резервы
коммерческих банков, вызывая мультипликационное
увеличение количества денег в обращении.
И наоборот, увеличение учетной ставки
делает займы невыгодными. Более того,
некоторые коммерческие банки, имеющие
заемные резервы, пытаются возвратить
их, так как они становятся очень дорогими.
Сокращение банковских резервов приводит
к мультипликационному сокращению денежного
предложения. Среди инструментов монетарной
политики – политика учетных ставок занимает
второе место после политики Центрального
банка на открытом рынке, а в некоторых
странах является главным инструментом
управления предложением денег. Она проводится
обычно в сочетании с деятельностью Центрального
банка на открытом рынке.
Так, при продаже государственных
ценных бумаг на открытом рынке в целях
уменьшения денежного предложения Центральный
банк устанавливает высокую учетную ставку
(выше доходности ценных бумаг), что ускоряет
процесс продажи коммерческими банками
правительственных ценных бумаг населению,
так как им становится невыгодно выполнять
резервы займами у Центрального банка,
и повышает эффективность операций на
открытом рынке. И наоборот, при покупке
Центральным банком государственных ценных
бумаг на открытом рынке Центральный банк
резко понижает учетную ставку (ниже доходности
ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим
банкам выгодно занимать резервы у Центрального
банка и направлять имеющиеся средства
на покупку более доходных государственных
ценных бумаг у населения, которое заинтересовано
в их продаже. Расширительная политика
Центрального банка становится более
эффективной.