Денежно-кредитная система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Денежные и кредитные отношение приобрели особую роль в экономических процессах в начале двадцать первого века, когда стало вполне очевидным, что достижение оптимального уровня таких основных макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, рост цен, состояние платежного баланса, валютного курса и других, будет зависеть от равновесия денежного рынка и денежно-кредитной системы страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Денежно-кредитная система государства 5
1.1. Понятие и типы денежно-кредитной системы 5
1.2. Структура современной кредитно-денежной системы 9
1.3. Денежно-кредитная система Российской Федерации 13
2. Денежно-кредитные системы зарубежных стран 21
2.1. Денежно-кредитная система стран с переходной экономикой 21
2.2. Денежно-кредитные системы новых индустриальных стран 23
2.3. Денежно-кредитные системы развивающихся стран 26
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике 1.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Роль обязательного кредита двоякая: во-первых, тормозит эмиссии коммерческими банками; во-вторых, является инструментами текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов неодинаковы в разных странах, они зависят от «качества» привлекаемых ресурсов, устойчивости банковской системы и состояния дел в экономике и на денежном рынке.

Самыми неустойчивыми ресурсами банков являются вклады до востребования (бессрочные вклады), следовательно, по ним и нормы резервирования выше. По срочным вкладом нормы резервирования зависят от срока вклада. Так, в США высшая норма резервирования по текущим счетам составляет 12%, по срочным и сберегательным счетам 3%, в Японии-2,5; 1,75 и 0. В России размер обязательных резервов, порядок их депонирования устанавливаются ЦБ РФ.

Главным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если ЦБ продает имеющиеся у них ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы и возможности последних предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок, применяются операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями.

По мнению Ященко А.И., в последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в следующих тенденциях:

- расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки;

- неразработанности методики  оценки спроса на деньги и  концептуальных подходов к формированию  денежного предложения;

- неэффективном управлении  золотовалютными резервами.

В мировой практике к целям денежно-кредитная политика традиционно относится обеспечение основных показателей макроэкономической устойчивости - экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой конъюнктуры финансового рынка. В этой связи надо отличать цели денежно-кредитная политика от целевых показателей ее реализации. Последние включают: денежные агрегаты; размеры колебаний процентной ставки; темпы инфляции; уровень поддержки валютного курса.

На ближайшие годы Банком России продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент денежно-кредитной политики. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.

Немаловажное значение приобретает эффективное управление международными резервами, которое должно обеспечивать как их сохранность, так и высокую доходность. При этом в первую очередь необходимо минимизировать инвестиционные риски.

В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что принятие эффективных мер по недопущению в будущем глобальных финансовых кризисов потребует активного международного сотрудничества, такого же масштабного, как проведение Бреттон-Вудской и Ямайской международных конференций. Это позволит решить ряд проблем, которым до последнего времени не уделялось должного внимания. Например, следует обеспечить контроль за формированием международной ликвидности в результате мультиплицирования резервных валют. Это, скорее всего, обусловит необходимость ликвидировать банковские оффшорные зоны (с такими предложениями уже выступил ряд развитых стран, в частности Германия и Франция). Их деятельность не только ослабляет контроль за международной ликвидностью, но и является, по сути, недобросовестной конкуренцией в сфере налогообложения. Нужно также унифицировать требования к качеству банковского залога и предотвращать использование ценных бумаг, эмитированных при секьюритизации выданных кредитов, для обеспечения новых ссудных обязательств.

 

 

2. Денежно-кредитные  системы зарубежных стран

 

2.1. Денежно-кредитная система стран с переходной экономикой

 

Процесс трансформации в переходных экономиках предусматривает создание денежно-кредитной системы, которая отвечает требованиям развития рыночной экономики, обеспечивает эффективность производства и включение национальной экономики в международное разделение труда.

Важным направлением формирования национальной рыночной экономики в странах СНГ стало создание самостоятельных денежных систем. Национальные валюты введены в России – 1992 г., в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Туркменистане – 1993 г.; в Азербайджане, Узбекистане – 1994 г., в Грузии, Таджикистане – 1995 г., в Украине – 1996 г.

Неотъемлемой частью кредитной системы в странах СНГ являются коммерческие банки. В условиях снижения объемов прямого государственного финансирования они признаны решать вопросы кредитования экономики. Финансовый кризис очень ограничивает их возможности.

Чтобы обеспечить эффективность распределения ресурсов в рыночной экономике, нужны механизмы определения реальной стоимости капитала и перераспределения капиталов между сферами экономики. Формирование таких механизмов предусматривает развитие финансовых рынков. Во многих странах важным результатом мобилизации финансовых ресурсов являются фондовые биржи. Масштаб их деятельности определяется процессами приватизации в странах.

Перед денежно-кредитной системой стран Центральной и Восточной Европы в условиях перехода к рынку встала задача рыночных реформ – это создание эффективной системы кредитно-денежного регулирования, которая дает возможность ускорить решение проблем финансовой стабильности, стимулирования инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности отечественных производителей, стабилизации уровня жизни населения.

В рыночной экономике финансовый сектор находится в центре мобилизации и распределения ресурсов, ценообразования и оценки риска.

Современная денежно-кредитная система Китая сформировалась в период развития экономики на основании административно-командной модели с характерной централизацией финансовых ресурсов государства и их директивным распределением соответственно плану. Финансовая система страны была с неразвитым финансовым механизмом и зависела от государственных финансов.

В Южной части Китая начался процесс реформирования кредитной системы. Задачи реформирования:

  • образование системы центрального банка;
  • образование системы кредитных институтов;
  • создание системы единого открытого кредитного рынка, который допускает конкуренцию;
  • введение единого валютного курса, который отражает рыночный спрос и предложение, преобразование Китайской юани на свободно конвертируемую валюту.

Центральный банк страны стал вводить методы регулирования денежной массы, в частности – операций на открытом рынке. Выпустил банковские активы на сумму 20 млрд. юани, они предназначались для небанковских кредитных учреждений, для помощи районам выравнивания денежного дисбаланса.

С 1986 г. создаются денежные рынки среднесрочных и краткосрочных займов (коротких денег). Постепенно вводится плавающий курс процентных ставок.

В 1985 г. НБК создает первый в стране центр валютного обмена и регулирования (Меньгжене). Его деятельность строго регламентировалась – обменные курсы не могли превышать установленных госграниц – продавцы и покупатели не могли контактировать между собой. В 90-х годах сложилось 40 таких центров и 60 пунктов по распределению валюты. Сейчас они открыты по всей стране.

В 1993 г. внедряется система первичной продажи госзаймов, что позволило Минфину прекратить заимствование у народного банка Китая и этим покрывать дефицит бюджета.

Политика открытости китайской экономики позволила привлечь иностранный капитал, в 1995 г. было зарегистрировано свыше 100 банков с иностранным участием.

В 1993 г. расширились масштабы операций на рынке акций. Сначала только резидентам КНР разрешалось эмитировать и торговать акциями предприятий (акции типа А), а затем выпущены специальные акции (типа В) для продажи иностранным инвесторам. Акции были выпущены в юани, но продавались только за валюту и имели оборот лишь в Китае. Такой предупредительный механизм должен был сделать невозможным манипулирование иностранными инвесторами китайским фондовым рынком [3, с.80].

За последние годы фондовый рынок Китая приобрел определенный вес в экономических процессах.

Темпы преобразования финансовой сферы Китая не так масштабны, но результаты устойчивы. Вышеуказанный механизм позволил во время финансового кризиса не препятствовать его неуязвимости к спекулятивным комбинациям на валютном и фондовом рынках азиатских стран.

 

2.2. Денежно-кредитные системы новых индустриальных стран

 

К новым индустриальным станам можно отнести: страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика), Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Таиланд).

Развитие денежно-кредитных систем латиноамериканских стран можно поделить на несколько этапов:

1 – 50-70-е гг. – можно  охарактеризовать, как вмешательство  государства в экономические процессы и значительное давление транснациональных компаний, которые старались сохранить свое влияние на ключевые отрасли экономики. Государство осуществляло прямое влияние на процессы экономического развития. Кредитно-денежная система формировалась как инструмент этого влияния. Национальные банки после получения независимости были национализированы, это давало правительству возможность контролировать процесс эмиссии.

2 – 80-е годы – для  которых характерны инфляционные  процессы. Для их сдерживания  использовался механизм индексации, который позволял автоматически выравнивать соотношение цен, зарплаты, налоговых платежей, финансовых и кредитных нормативов. Индексация позволяла установить контроль за денежно-кредитными и финансовыми сферами, предотвращала долларизацию хозяйства, но прекратить инфляционные процессы не могла. В этот период страны пользовались фиксированным валютным курсом, что содействовало привлечению нелегального валютного рынка. (Бразилия, Сингапур, Перу, Аргентина).

3 –в 96-97 гг., после притока  значительного объема иностранных капиталов, жесткой привязкой национальной валюты к доллару США (Аргентина) или к корзине твердых валют (Бразилия) удается стабилизировать денежное обращение.

Кредитные системы латиноамериканских стран формировались за счет государственных компаний в кредитной сфере и поэтому в 80-х годах принимаются меры по ограничению прямого влияния государства на их деятельность.

Особенностью кредитных систем ЛАС является сильная позиция иностранного капитала. Так, в Аргентине в результате предоставления финансовых прав местных и иностранных кредитных учреждений, на них приходилось 3/5 кредитных операций.

Мексике для поддержания своего «нового песо» предоставлена международная помощь на сумму свыше 50 млрд. долларов (США и МВФ), а мексиканское правительство утвердило программу, направленную на стабилизацию деловой активности.

Страны Юго-Восточной Азии развивались с помощью государственного развития экономики и вмешательства в экономическое развитие общества.

Так, южнокорейская модель – это всесторонняя роль государства в экономическом развитии, в т.ч. кредитно-финансовой монополии в финансовой сфере. Это означает национализацию коммерческих банков, жесткий контроль над %-ми ставками, кредитованием и инвестициями. В 60-е годы в этой стране банки были национализированы. Функционировало три крупных банка: «Бенк оф Сеул енд траст», «Кориа фестбенк», «Камергиел бенк».

Госбанк:

– обеспечивал контроль за деятельностью финансовых промышленных групп;

  • создал внутренний кредитный рынок;
  • преимущество отдавалось целевым кредитам на продолжительный срок, на льготных условиях и под контролем.

На первом этапе это стабилизировало состояние экономики, но впоследствии привело к утяжелению банковского портфеля «плохими» кредитами и к банковскому кризису. В конце 80-х были начаты экономические реформы:

Информация о работе Денежно-кредитная система государства