Денежно-кредитное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить денежно-кредитное регулирование экономики.
Задачи работы:
– изучить теорию денежно-кредитной политики государства;
– провести анализ состояния денежно-кредитной политики России;
– рассмотреть перспективы денежно-кредитной политики России.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. Центральный банк России и его денежно-кредитная политика 4
1.2. Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования 6
2. РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 10
2.1 Основные направления денежно-кредитной политики 10
2.2 Динамика денежно-кредитных показателей 13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

денежно-кредитное регулирование экономики.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

В рамках третьего варианта предполагается рост цены на нефть сорта Urals до 121 доллара за баррель, что приведет к увеличению ВВП на 4%.

В 2014-2015 годах прирост объема ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить от 2 до 5%.

В первом варианте программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству в 2013 году на 0,5 триллиона рублей при снижении объема чистых международных резервов до 487 миллиардов долларов. Второй вариант, который является базовым, предполагает снижение чистого кредита правительству на 0,6 триллиона рублей, обусловленное планируемым накоплением средств на счетах суверенных фондов. Этому сценарию соответствует рост международных резервов до 531 миллиарда долларов. Третий вариант предусматривает снижение чистого кредита расширенному правительству на 1,6 триллиона рублей при росте международных резервов до 606 миллиардов долларов.

При формулировании принципов денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, Банк России ставит задачу снизить показатель инфляции до 5-6% в 2013 году и до 4-5% в 2014 и 2015 годах.

Профильные комитеты Госдумы (по бюджету и налогам, по финансовому рынку) при рассмотрении основных направлений ДКП отметили, что в целом документ соответствует требованиям законодательства РФ.

Вместе с тем, по мнению депутатов, в документе не в полной мере раскрывается анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, а также оценка перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки.

Банку России предлагается предоставлять в ДКП информацию о соотношении в развитых странах уровня инфляции, ставки рефинансирования и средней ставки по кредитам на срок свыше года, а также оценку влияния изменения ставки рефинансирования Банка России на темпы роста ВВП.

Депутаты отметили, что структурный дефицит ликвидности в банковской системе в сочетании с ужесточением монетарной политики Банка России привел к росту стоимости заимствований для предприятий реального сектора в 2014 году.

В условиях структурного дефицита ликвидности в банковской системе и в связи с присоединением России к ВТО, Банку России в 2013-2015 годах необходимо усилить мероприятия по увеличению объемов и сроков рефинансирования отечественного банковского сектора.

Между тем председатель Банка России Сергей Игнатьев, выступая в Госдуме заявил, что считает нынешнюю ситуацию с ликвидностью на финансовом рынке РФ нормальной и указал на то, что в этом году кредиты ЦБ выполняют главную роль в поставке ресурсов на банковский рынок.

В целях получения дополнительной информации о деятельности системно значимых кредитных организаций и учитывая позитивный результат работы уполномоченных представителей в банках, получивших средства государственной поддержки, предлагается использовать данный подход для осуществления функций «стандартного» надзора, что потребует внесения изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Совершенствование риск-ориентированного надзора, включая его составляющую, связанную с консолидированным надзором, предполагает развитие правовых условий осуществления банковского надзора. Предстоит внести следующие изменения с целью:

- определения полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях;

- обеспечения, с учетом законодательных  возможностей, развития надзора на консолидированной основе, направленного на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, а также банковских групп и банковских холдингов. При этом консолидированный надзор не заменяет, а существенно дополняет индивидуальный надзор за банками;

- усиления регулятивных требований  по оценке рисков по банковским  операциям, особенно по операциям (сделкам), наиболее уязвимым с точки зрения их подверженности риску.

В рамках надзора за деятельностью кредитных организаций предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование отчетности кредитных организаций, в том числе на консолидированной основе, в целях получения всей полноты информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, операционного, рыночного, ликвидности, странового и др.).

Кроме того, изменение законодательных условий банковского регулирования и банковского надзора предусматривает:

- создание механизма оценки  деловой репутации руководителей  и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;

- упрощение эмиссии ценных бумаг, приведение в соответствие с  международными подходами требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в части мер контроля за приобретателями акций (долей) кредитных организаций;

- установление единой системы требований к финансовой устойчивости банков (в целях текущего надзора и в целях признания финансовой устойчивости, достаточной для участия в системе страхования вкладов) и мер надзорного реагирования в связи с их несоблюдением.

Будет продолжена работа по реализации положений, предусмотренных документами Базельского комитета по банковскому надзору (далее - БКБН). В частности:

- в рамках реализации положений  Первого компонента Базеля II в  области применения усовершенствованных  подходов к оценке кредитного риска, основанного на внутрибанковских оценках (I№ter№al Rati№gs-Based Approach, IRB-подход), в 2015 - 2016 годах будет проводиться работа по формированию нормативной базы, регламентирующей методологию расчета достаточности собственных средств (капитала) с использованием IRB-подхода, а также требований к внутрибанковским рейтинговым системам;

- в рамках реализации положений  Второго компонента «Надзорный процесс» Базеля II предстоит разработать нормативные акты Банка России, определяющие минимальные требования по организации внутренних процедур кредитных организаций по оценке достаточности собственных средств (капитала) с учетом всех существующих рисков. Необходимые правовые условия для решения данной задачи потребуют внесения изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

С учетом разработки международных подходов, содержащихся в том числе в документах БКБН «Повышение устойчивости банковского сектора» и «Международные подходы по измерению, стандартам и мониторингу риска ликвидности», подготовленных в связи с инициативами «Группы 20» и Совета финансовой стабильности (далее - СФС), будет проводиться работа по реализации соответствующих подходов с учетом международных договоренностей и национальной специфики.

В связи с международными рекомендациями по соблюдению принципов и стандартов СФС в сфере вознаграждений (материального стимулирования сотрудников) будет проводиться работа по реализации указанных рекомендаций с учетом специфики российского законодательства.

Заключение

Подводя итог проведенной работе необходимо еще раз отметить, что денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит  стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

По результатам проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:

  1. Цели, задачи и функции Центрального банка России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.
  2. Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной политики, в денежно-кредитном регулировании экономики заключается в том, что Банк России в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и др.

Денежно-кредитная политика, первоначально предназначенная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы.

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года №395-1.
  3. Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития.// Деньги и кредит. – 2013. - № 3.
  4. Милюков А.И. Кредитная поддержка производства – центральная проблема.// Деньги и кредит. – 2013. - № 4.
  5. Почтарев Н. Трансформация денежно-кредитной политики Банка России: перспективные направления совершенствования в контексте зарубежного опыта // Международная экономика – 2013. – № 6.
  6. Пушкина И.Г. Методология моделирования кредитных и депозитных продуктов: практические приложения // Банковское кредитование. – 2013. – № № 3, 4.
  7. Семенов С.К. Экономический кризис и нормативное регулирование банков // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2011. – № 6.
  8. Свирина Е.. Валютный курс и таргетирование инфляции 
    // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2013. – № 2.
  9. Семенов С. Структура денежной массы и банки // Бухгалтерия и банки. – 2013. – № 1.
  10. Филин С.В. Условия и факторы, определяющие нестабильность развития экономики // Финансы: планирование, управление, контроль. – 2012. – № 5
  11. Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты.// Деньги и кредит. – 2013. - № 5.
  12. Флюгер А.Н. Прямая банковская угроза.// Коммерсантъ. – 2013. - № 16.

 

 


Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики