Допуская в известных пределах
обращение иностранной валюты и валютных
ценностей, государство обеспечивает
приоритет собственной, национальной
валюты. Так, денежные обязательства, возникающие
при совершении сделок с золотом и серебром,
должны быть выражены и оплачены в валюте
РФ. В соответствии с решением Совета Безопасности
РФ «Об итогах работы Государственной
комиссии по рассмотрению причин резкой
дестабилизации финансового рынка» от
2 ноября 1994 года в расчетах между конечными
потребителями запрещено применять валюту
иностранных государств. В связи с этим
на предприятиях розничной торговли и
других предприятиях, обслуживающих население,
запрещается объявлять цены на товары
и услуги в иностранной валюте. Оценка
вкладов в уставный фонд предприятия с
иностранными инвестициями может осуществляться
как в национальной, так и в иностранной
валюте - по соглашению между участниками
предприятия.
Государственная внешнеторговая
политика осуществляется посредством
применения экономического и административного
методов регулирования внешнеторговой
деятельности в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Тот или иной метод регулирования предполагает
использование конкретных инструментов
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, которые условно могут быть
объединены в следующие группы:
1. таможенно-тарифные инструменты
(импортный и экспортный тарифы)
2. паратарифные инструменты.
Использование которых формально не связано
с регулированием внешнеторговой деятельности,
но на деле оказывает на нее существенное
влияние (таможенные сборы и иные таможенные
платежи не налогового характера, внутренние
налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми
органами).
3. валютно-финансовое регулирование
(порядок совершения валютных операций
и т.д.).
4. антидемпинговые и компенсационные
полшины, с помощью которых осуществляется
защита интересов национальных производителей,
борьба с занижение цен экспортируемых
товаров и использованием экспортных
субсидий.
5. государственная монополия
на внешнюю торговлю отдельными товарами.
6. установление технических
барьеров, позволяющих контролировать
импортные поставки на предмет соответствия
национальным стандартам безопасности
и качества.
7. контингентирование (квотирование)
внешнеторговых операций, означающее
ограничение экспортных и (или) импортных
поставок определенным количеством товаров
или их суммарной стоимостью на установленный
период времени.
8. лицензирование, предполагающее
выдачу уполномоченными на то органами
исполнительной власти разрешений (лицензий)
на совершение экспортных и (или) импортных
операций.
Таким образом, мы можем определить
валютное регулирование как, деятельность
государственных органов, направленная
на регламентирование порядка совершения
валютных операций.
3.2.7. Установление ориентиров роста денежной
массы
Установление ориентиров роста денежной
массы (таргетирование) является относительно
новым инструментом денежно-кредитного
регулирования. До 1970-х гг. под воздействием
кейнсианской экономической теории, согласно
которой основная роль в инвестиционном
процессе отводится проценту, центральные
банки зарубежных государств в качестве
ориентиров при определении направлений
своей денежно-кредитной политики использовали,
как правило, показатели, характеризующие
уровень и динамику ставок процента. В
принципиальном плане определение оптимальных
ориентиров денежной массы исходит из
предпосылки, что она растет из года в
год по мере увеличения валового внутреннего
продукта, в этом случае ориентиры роста
денежной массы устанавливаются в соответствии
с прогнозируемым ростом объема производства
с учетом предполагаемого увеличения
цен.
3.2.8. Прямые количественные ограничения
Прямые количественные ограничения
могут применяться ЦБ РФ в исключительных
случаях. К ним относятся такие административные
методы, как:
установление лимитов на предоставление
кредитов и привлечение средств;
определение видов обеспечения
активных операций;
введение предельных размеров
ставок процента по предоставляемым банками
кредитам;
прямое ограничение кредитной
маржи.
В настоящее время прямые количественные
ограничения ЦБ РФ не применяются.
- Проблемы денежного
обращения в России. (Проблемы по улучшению положения
денег в России)
- Правовые проблемы.
Деньги и собственность являются
основой предпринимательства. Деньги
- рабочий инструмент предпринимательства,
а собственность (т.е. накопление материальных
и нематериальных благ) является необходимым
условием целесообразности. В России недостаточно
развита законодательная база для защиты
собственности и прав предпринимателей.
Предприниматели зачастую рискуют потерять
часть своей собственности, поэтому сами
же вынуждены её охранять, развивая преступные
структуры (если они связаны с государственными
органами, то последние автоматически
коррумпируются). Кроме того, предприниматели
находятся в зависимости от государственных
чиновников, особенно в условиях дефицита
информации, что приводит к установлению
неформальных отношений между предпринимателями
и чиновниками. Сами предприниматели ищут
различные пути избежать внезапного изъятия
у них собственности.
- Проблемы банковской системы
Весь денежный оборот в современном
государстве обеспечивается и контролируется
банковской системой. Её главной функцией
является обеспечение денежных потоков
предприятий и частных лиц и реализация
государственных программ (стабилизация
экономической ситуации внутренними государственными
займами, эмиссия, внешние займы для регулирования
курса валюты, различные инструментальные
средства и др.). В Российской банковской
системе длительное время наблюдался
парадокс: банки являются почти самой
успешной отраслью экономики при стремлении
граждан не хранить деньги в банках. Действительно,
в начале 1990-х годов инфляция уничтожила
все сбережения, а далее работа в банках
стала очень престижной и высокооплачиваемой.
Естественно, что для нормального развития
экономики необходимы кредиты предприятиям
по низким процентным ставкам. В случае
удорожания кредита превышение импорта
над экспортом неизбежно приводит к обесцениванию
национальной валюты. Следовательно, необходимо
искать способы изъятия лишних денег у
населения, но для этого необходимо их
вложение в гарантированно успешное производство.
Вероятно, в нынешней Российской ситуации
не банки должны финансировать развитие
производства, а непосредственно сотрудники.
Думаю, что последний банковский кризис
может привести к следующему кризису,
в котором многие банки обанкротят ещё
много предприятий и вкладчиков. Есть,
конечно, два пути государственного вмешательства:
запрет хождения валюты и новые займы
в МВФ. В первом случае банковская система
сохранится и станет возможным развитие
производства по традиционной схеме кредитования
банками, во втором – кризиса можно будет
избежать вкладыванием денег населения
в предприятия, а сами предприятия станут
вкладчиками банков и сохранят банковскую
систему (но уже не за счёт кредитов, а
за счёт операционистской деятельности).
В любом случае, столь успешное развитие
банковской системы в России парадоксально,
что повышает вероятность революционных
событий из-за недовольства граждан существующей
властью.
- Политика Центрального
Банка в обеспеченности рубля.
С целью стабилизации курса
рубля рассмотрим два режима динамики
обменного курса: плавный рост и «ступенчатый».
В первом случае Центральный
Банк должен действовать на валютном рынке
достаточно осторожно, покупая валюту
для наращивания резервов и сглаживая
лишь значительные отклонения от установившейся
тенденции.
Во втором случае, при реализации
«ступенчатого» варианта, ЦБ будет проводить
более активные интервенции для удержания
обменного курса на заданном уровне. При
этом он будет вынужден активнее расходовать
валюту, что обостряет проблему обслуживания
внешнего долга. Кроме того, «ступенчатый»
вариант отягощен недостатками, связанными
с переходом курса на более высокий уровень.
К моменту перехода у экономических агентов
могут формироваться ложные ожидания
стабильного обменного курса, и переход
на новую ступень может вызвать панику
на рынке, оказывая соответствующее негативное
влияние на всю экономику. В целом, вариант
главного роста более предпочтителен,
поскольку делает динамику обменного
курса более прогнозируемой, не создает
иллюзий у экономических агентов и обеспечивает
большую устойчивость развитию экономики.
Наряду с политикой Центрального
Банка актуален вопрос обеспеченности
национальной валюты - рубля реальными
ресурсами, федеральной собственностью,
полезными ископаемыми, российскими технологиями.
Нужно будет запретить экспорт наших природных
ресурсов за иностранную валюту. Если
иностранцы хотят покупать российские
нефть, газ, лес, пусть приобретают рубли
и расплачиваются ими. Рубль, обеспеченный
всеми ресурсами страны, - это более чем
устойчивая валюта, никакой доллар или
евро с ним не сравнится, потому что Россия
является одной из богатейших стран мира.
Заключение
Итак, с учетом вышеизложенного
можно дать следующее определение денег
-это особый товар или иной общепризнанный
материальный носитель, являющийся единственным
всеобщим эквивалентом в процессе обмена
товаров на рынке. Денежные средства появились
как результат более высокого развития
производительных сил и товарных отношений,
в связи с общественным разделением труда.
Основные исторические этапы
развития денег:
1.Появление денег
с выполнением их функций случайными товарами,
2.Закрепление
за золотом роли всеобщего эквивалента,
3.Переход к бумажным
или кредитным деньгам,
4.Постепенное
вытеснение наличных денег из оборота,
появление иных платежей (электронных).
Большинство экономистов выводят
сущность денег, из выполняемых ими функций:
(мера стоимости, средство платежа, средство
обращения, средство накопления (сбережения),
мировые деньги.)
По видам деньги делится на: наличные и
безналичные. Наличные делятся на металлические
и бумажные. Кредитные деньги – разновидность
бумажных. Основные кредитные деньги это:
вексель, банкнота, чек и электронные деньги, кредитные карточки.
Сегодня на практике товары идеально приравниваются
не к золоту, а к кредитно-бумажным деньгам,
связь которых с золотом разорвана, поскольку
прекращен их свободный размен на драгоценный
металл. В то же время
использование знаков стоимости в качестве
денег придает им некоторые товарные черты:
они покупаются и продаются, обмениваются
на товар, но деньги лишены главного свойства
товара - собственной стоимости. Уничтожение
золотого стандарта - признание того факта,
что деньги всегда есть какая-то особая
вещь. Соответственно степени развития
общества носителем отношений между людьми
на рынке товаров может быть золото или
бумажный документ, код на кредитной карточке.
Движение денег при выполнении
ими своих функций в наличной и безналичной
формах представляет собой денежное обращение. Различают две
группы безналичного обращения: по товарным
операциям и финансовым обязательствам.
Наличное и безналичное обращение образует
общий денежный оборот страны, в котором
действуют единые деньги одного наименования.
Товарно-денежные отношения требуют определенного
количества денег для обращения. Закон
денежного обращения, открытый Карлом
Марксом, устанавливает количество денег,
нужное для выполнения ими функций средства
обращения и средства платежа. И. Фишер
сформулировал уравнение обмена: MV=PQ.
Денежная масса - совокупность
покупательных, платежных и накопленных
средств, обслуживающая экономические
связи и принадлежащая физическим и юридическим
лицам, а также государству. В России для
расчета совокупной денежной массы применяют
агрегаты М0, М1, М2 М3. За 2011 год денежная
масса в России возросла на 22,3%. Соотношение
наличных и безналичных денег в общем
объеме денежной массы существенно не
изменилось. В 2011 году денежная масса развивалась
довольно благоприятно для экономики
страны.
Бесспорно, что стабилизация
национальной валюты (рубля) во многом
зависит от процветания экономики и развития
производства. Валютно-курсовая политика
должна способствовать решению следующих
задач:
1. Защита от иностранной
конкуренции национального производства
(протекционизм).
2. Стимулирование экспорта
и тем самым способствовать
улучшению платежного баланса и накоплению
валютных резервов (экспортная экспансия).
3. Иностранные инвестиции:
стимулировать приток иностранного
капитала.
Рассмотрев в данной работе
вопрос о деньгах, хочется задать вопрос:
как много значат деньги для экономического
процветания и благополучия? Экономическое
значение денег трудно переоценить. Без
понимания сущности денег и их функций
невозможно понимание действия механизмов
рыночной экономики, а главное – воздействие
на них. Если попытаться понять, что есть
«экономика» и как процессы, протекающие
в ней, влияют на жизнь нашего общества,
надо заняться изучением денег, их сущности
и функций. Знание этого вопроса позволяет
по-новому взглянуть на многие экономические
проблемы, с которыми сталкивается наше
общество и даёт шанс попытаться изменить
что-то к лучшему, используя свой индивидуальный
подход и накопленный учёными опыт.
Деньги, кроме того, один из
наиболее важных разделов в экономической
науке. Они представляют собой нечто гораздо
большее, чем пассивный компонент экономической
системы, чем простой инструмент, содействующий
работе экономики. Правильно действующая
денежная система вливает жизненную силу
в кругооборот доходов и расходов, который
олицетворяет всю экономику. Хорошо работающая
денежная система способствует как полному
использованию мощности, так и полной
занятости. И наоборот, плохо функционирующая
денежная система может стать главной
причиной резких колебаний уровня производства,
занятости и цен в экономике, исказить
распределение ресурсов. Таким образом,
без денег, денежного обращения трудно
представить нормально развивающуюся
экономику любого государства.
Список литературы.
- Гукасьян Г.М. «Экономическая теория: ключевые
вопросы» Учебное пособие под ред. А.И. Добрынина,- 4-е изд. доп.
Москва, «Инфра-М», 2006
- Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. «Экономическая теория: учебник
для вузов». СПб, «Питер», 2007
- Карл
Маркс «Капитал», том I, глава III.
- Мартынов, Автономов, Осадчая «Переходная экономика: аспекты,
российские проблемы, мировой опыт». Москва, «Экономика» 2005
- Райзберг
Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. «Деньги» Современный
экономический словарь. 5-е изд., перераб.
и доп. М.: ИНФРА-М, 2007 г. с.25
- Федеральный закон от 10.07.2002
N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)
- Шевчук
Д.А., Шевчук В.А. «Деньги.
Кредит. Банки». Курс лекций в конспективном изложении: Учеб-метод. пособ. Москва. «Финансы
и статистика», 2006.