Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 08:09, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем депозитных операций и разработка предложений по совершенствованию депозитной политики коммерческого банка в системе укрепления его экономической
устойчивости.
Исходя из данной целевой установки, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы депозитных операций ком-мерческого банка;
осветить особенности формирования депозитной политики ком-мерческих банков в системе управления банковскими ресурсами и Сберегательного банка РФ.
ВВЕДЕНИE 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕПОЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
Структура и общая характеристика пассивных операций банков 6
Общая характеристика депозитных операций коммерческого банка 9
Депозитные операции и их классификация 4
Система страхования вкладов 3
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕПОЗИТНОЙ ПОЛИТИКИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
БАНКОВСКИМИ РЕСУРСАМИ 18
Сущность депозитной политики коммерческого банка 18
Особенности депозитной политики Сберегательного банка РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Для оформления операций по вкладам применяются: лицевой счет, сберегательная книжка, контрольный лист, расчетная и чековая книжки, алфавитная карточка, операционный дневник, квитанции, приходно-кассовые ордера, поручение вкладчика на списание суммы, извещение последующему контролю, заявление о переводе вклада, реестр для записи заявлений, книга регистрации утраченных сберкнижек.
Взнос вклада может производиться наличными только от физических лиц. От юридических лиц взносы на депозитные счета принимаются только безналичным путем.
При закрытии вклада клиент должен представить в банк договор о вкладе и вкладную книжку, которая должна быть погашена. Банк предлагает клиенту оформить расходный кассовый ордер на сумму вклада и процентов по нему.
Основными задачами по управлению депозитными операциями банка являются:
Современная экономическая ситуация заставляет банки изменять политику в области пассивных операций посредством диверсификации депозитных операций.
Обострение конкуренции
между банками и другими
Особенностью создания системы страхования вкладов в Российской Федерации стало формирование фонда обязательного страхования вкладов, в составе которого есть средства, имеющие как государственное, так и частное происхождение. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о страховании вкладов фонд обязательного страхования вкладов – это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с указанным Законом [4].
К государственным источникам средств фонда обязательного страхования вкладов можно отнести: первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в размере 2 млрд.; средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом о страховании вкладов. К частным относятся страховые взносы банков – участников системы страхования вкладов. Источники формирования фонда страхования вкладов определены ст. 34 Закона о страховании вкладов и, кроме названых, выделяются следующие источники: пени за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов; денежные средства и иное имущество, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам; доходы от размещения или инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.
Основным правовым принципом функционирования фонда обязательного страхования вкладов является принцип его независимости как от государства, так и от банков и иных лиц. Независимость фонда обязательного страхования вкладов – необходимое условие обеспечения доверия вкладчиков, создание у них уверенности, что средства фонда не будут израсходованы на цели, не связанные с целями выплаты возмещения по вкладам. Этот принцип обеспечивается с помощью ряда правовых средств. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о страховании вкладов функции обязательного страхования вкладов принадлежит Агентству по страхованию вкладов на праве собственности. Таким образом, ни государство, ни банки, ни вкладчики, никакие иные лица не могут посягать на средства фонда обязательного страхования вкладов, распоряжаться ими или использовать для удовлетворения своих потребностей.
Вместе с тем Агентство по страхованию вкладов также ограничено в правах по распоряжению средствами фонда обязательного страхования вкладов. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о страховании вкладов фонд обособляется от иного имущества Агентства по страхованию вкладов. Временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть использованы для получения фондом дополнительных средств, однако могут инвестировать только в определенные ч. 3 ст. 38 Закона о страховании вкладов финансовые инструменты и с учетом особого порядка принятия решения об инвестировании, определенного ч. 2 ст. 38 Закона о страховании вкладов.
Денежные средства фонда страхования вкладов могут быть использованы только на финансирование выплат возмещения по вкладам, а также расходов, связанных с осуществлением функции по обязательному страхованию вкладов, и иные цели в соответствии с Законом о страховании вкладов (ст. 39). Расходы Агентства как юридического лица финансируются за счет средств самого Агентства (ст. 40).
Таким образом, на средства
фонда обязательного
Создание системы
Защита финансовых
интересов граждан является одной
из важных социальных задач в десятках стран мира.
Система страхования вкладов обязательна
во всех государствах-членах Европейского
Сообщества, она действует в США, Японии,
Бразилии, на Украине, в Казахстане и
Армении.
Система страхования вкладов работает следующим образом. Если в отношении банка наступает страховой случай (у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций или вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка), его вкладчику в короткие сроки выплачивается денежная компенсация: возмещение по вкладам в установленном размере. В случае ликвидации банка его расчеты с вкладчиком в части, превышающей указанную выплату, проводятся позднее – в ходе ликвидационных процедур в банке. Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования: оно осуществляется в силу закона. Специально созданная государством организация – Агентство по страхованию вкладов, возвращая за банк вкладчику сумму его накоплений, занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем сама выясняет отношения с банком по возврату задолженности.
В соответствии с законом о страховании вкладов
возмещение по вкладам выплачивается
вкладчику в размере 100 процентов суммы
вкладов в банке, не превышающей 100 тысяч
рублей, плюс 90 процентов суммы вкладов
в банке, превышающей 100 тысяч рублей, но
в совокупности не более 400 тысяч рублей.
При расчете суммы возмещения валютные
вклады пересчитываются по курсу ЦБ РФ
на дату наступления страхового случая,
а суммы денежных требований банка к вкладчику
вычитаются из суммы вкладов. Сумма компенсации
в одном банке не может превышать 400 тысяч
рублей, даже если вкладчик хранит деньги
на нескольких счетах. Однако если он имеет
вклады в разных банках, в каждом из них
максимальная сумма возмещения будет
составлять 400 тысяч рублей.
Для получения возмещения
по вкладам вкладчик должен представить в Агентство по страхованию вкладов
(его уполномоченному банку-агенту) заявление
и документы, удостоверяющие его личность.
Сделать это можно в любое время со дня
наступления страхового случая до завершения
ликвидации банка, которая длится, как
правило, до 2 лет. Страховое возмещение
для «опоздавших» будет выплачиваться
в исключительных случаях, например, при
тяжелой болезни, длительной заграничной
командировке.
Выплата возмещения по вкладам производится Агентством (как правило, через уполномоченный банк-агент) в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай. Выплата производится в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство (банк-агент) документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов). Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком. Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами. Вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов [23].
Финансовой основой системы является фонд обязательного страхования вкладов. Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально. Ставка страховых взносов банков устанавливается Советом директоров Агентства, она не может превышать 0,15 процента средней величины вкладов за квартал. В случае дефицита фонда ставка страховых взносов может быть увеличена до 0,3 процента, но не более чем на два расчетных периода в течение 18месяцев.
В настоящее время ставка страховых взносов составляет 0,1 процента средней величины вкладов за квартал. Средства фонда страхования вкладов могут быть инвестированы:
С целью обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов Правительству России предоставлено право выделять Агентству средства федерального бюджета в случаи дефицита средств фонда страхования вкладов [23].
Депозитная политика – комплекс мероприятий, направленных на формирование такого депозитного портфеля, который, с одной стороны, обеспечивал бы нужды коммерческого банка в финансовых ресурсах и позволял проводить планируемые объемы активных операций, а с другой стороны – позволял бы держать на необходимом уровне процентную маржу, т.е. положительную разницу между процентными доходами и процентными расходами банка [17, с. 75].
В целях привлечения ресурсов для своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна, прежде всего, отвечать следующим требованиям:
Под экономической
целесообразностью здесь понимается рентабельность
использования привлеченных ресурсов
населения. Этот вопрос, разумеется, должен
рассматриваться в общем контексте активно-пассивного
управления. При расчете относительной
эффективности привлечения депозитных
ресурсов частных лиц необходимо принимать
во внимание как связанные с ними издержки,
в том числе – резервные отчисления, а
также неопределенную степень их ликвидности,
так и явные
выгоды.
Система ставок по вкладам должна быть ориентирована на рыночную конъюнктуру при непременном учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.
Можно рассматривать внутреннюю непротиворечивость депозитной политики в нескольких аспектах. Это и временная структура депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц) [20].