Депозитные операции банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Важнейшей составляющей всей банковской деятельности является политика формирования ресурсной базы, которая осуществляется в процессе проведения банком пассивных операций. При этом основная часть банковских ресурсов образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования кредитной организации.
Следует отметить, что вопросам формирования депозитной политики в нашей стране не уделялось должного внимания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕПОЗИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ: ИХ РОЛЬ И МЕСТО В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Понятие, экономическая сущность и классификация депозитов в формировании ресурсной базы коммерческих банков 4
2. Роль депозитных операций в банковской деятельности 5
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕПОЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1. Анализ депозитных операций БТА банка 8
2. Депозитная политика банка и пути ее совершенствования 9
3. Новые условия гарантирования депозитов 14
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕПОЗИТНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Зарубежный опыт проведения депозитных операций 18
3.2. Динамика и перспективы развития депозитного рынка Республики Казахстан 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25

Файлы: 1 файл

деп опер БТА КАЗ.docx

— 46.21 Кб (Скачать файл)

            • взаимодействие структурных  подразделений банка;

            • структура ресурсов банка;

            •  сроки привлечения денежных  средств и порядок установления  условий договоров;

            • перечень документов, необходимых  для заключения договора и  открытия депозита или счета  в банке;

            • перечень документов и порядок  оформления операций по привлечению  средств в депозитные и сберегательные сертификаты;

            • порядок привлечения средств  и оформления операций по привлечению  средств кредитных организаций;

            • порядок начисления и уплаты  процентов по пассивным операциям;

            •  порядок отчисления в  фонд обязательного резервирования  Национального банка Республики  Казахстан, контроль над соблюдением  экономических нормативов;

            • порядок хранения документов.

       Кроме  того, в зависимости от состава  клиентуры и направления деятельности  банка его депозитная политика  может включать и другие разделы.

      Таким образом,  депозитная политика банка определяется: во-первых, приоритетами в выборе  клиентов и депозитных инструментов (сегментирование рынка), во-вторых, нормами и правилами (в том  числе законодательными, инструктивными, внутрибанковскими и т.д.), регламентирующими  практическую деятельность банковского  персонала, реализующего эти приоритеты  на практике. Качество депозитной  политики и эффективность пассивных  операций, зависят также и от  компетентности руководства банка  и уровня квалификации персонала  и выработкой условий депозитных  договоров.

      При разработке  депозитной политики любому банку  необходимо руководствоваться определенными  критериями ее оптимизации. Оптимизация  депозитной политики банка –  это сложная многофакторная задача, в основу решения которой следует  положить учет интересов экономики  страны в целом, коммерческого  банка, как субъекта экономики,  клиента и персонала банка.

      Очевидно, что  их интересы далеко не всегда  совпадают. Поэтому оптимальная  депозитная политика предполагает  прежде согласование их интересов. [17]

      Итак, критерии  оптимизации следующие:

      а) взаимосвязь  депозитных, кредитных и прочих  операций банка для поддержания  стабильности банка, его надежности, финансовой устойчивости;

      б) диверсификация  ресурсов банка с целью минимизации  риска;

      в) сегментирование  депозитного портфеля (по клиентам, продуктам,

      рынкам);

      г) дифференцированный  подход к различным группам  клиентов;

      д) конкурентоспособность  банковских продуктов и услуг;

      е) необходимость  эффективной комбинации ресурсов, обеспечение оптимального сочетания  стабильных и «летучих» ресурсов  при увеличении доли стабильных  ресурсов в депозитном портфеле  банка в условиях повышенных  рисков (в т.ч. по депозитным операциям);

      ж) учет  концепции жизненного цикла в  процессе формирования гаммы

      вкладов  и депозитного портфеля в целом.[18]

      В целях  совершенствования депозитной политики  коммерческого банка необходимо  следующее:

      – каждый  коммерческий банк должен иметь  собственную депозитную политику, выработанную с учетом специфики  его деятельности и критериев  оптимизации этого процесса;

      – необходимо  расширение круга депозитных  счетов юридических и физических  лиц сроком «до востребования», что позволит даже в условиях  незначительных финансовых накоплений  полнее удовлетворять потребности  клиентов банка и повысить  заинтересованность инвесторов  в размещении своих средств  на счетах в банке;

      – в качестве  одного из направлений совершенствования  организации депозитных операций  возможно использование различных  видов счетов для всех категорий  вкладчиков и повышение качества  их обслуживания;

      – индивидуальный  подход (стремление банка предоставить  клиенту особые льготы);

      – создание  системы гарантирования банковских  вкладов и защиты интересов  вкладчиков, что позволит реально  повысить надежность банков и  их способность выполнять возложенную  на банки задачу по преобразованию  сбережений граждан в инвестиции, в которых столь остро нуждается  российская экономика.

      Таковы некоторые  возможные пути совершенствования  депозитной политики коммерческого  банка и повышения ее роли  в обеспечении его устойчивости.

      Взаимосвязь  сберегательной и депозитной  политики коммерческого банка  следующая: с одной стороны,  основные направления депозитной  политики являются элементами  формирования сберегательной деятельности  банка (например, политика в области  банковского товара, то есть ассортимент  депозитов, процентная политика, продвижение продукта на рынке,  организация работы соответствующих  подразделений кредитной организации). С другой стороны, назвать депозитную  политику составным элементом  сберегательной деятельности банка  нельзя. Напротив, депозитная политика  банка – это более широкое  понятие, включающее кроме стратегии  и тактики привлечения ресурсов  на возвратной основе, также организацию  и управление депозитным процессом.

      Кроме того, сбережения населения – это  лишь один из источников формирования  пассивов. В настоящее время динамично  развиваются другие источники  привлечения – средства юридических  лиц, в том числе банков, а  также ресурсы, привлекаемые на  международных финансовых рынках.

      В целом  же, как депозитную, так и сберегательную  политику каждый банк разрабатывает  сам. Также руководством кредитной  организации самостоятельно определяется  степень важности названных направлений,  первостепенность того или иного  вида политики банка. В первую  очередь это будет зависеть  от области функционирования  конкретного банка, его специализации  или универсализации.

 

 

 

 

 

 

2.3. Новые условия гарантирования  депозитов

 

 

 

      1 января 2007 года вступил в действие Закон  Республики Казахстан “Об обязательном  гарантировании депозитов, размещенных  в банках второго уровня Республики  Казахстан”, принятый 7 июля 2006 года.

      Данный закон  направлен на защиту прав вкладчиков  казахстанских банков, определяет  правовые основы функционирования  системы обязательного гарантирования  депозитов, а так же порядок  деятельности Казахстанского фонда  гарантирования депозитов и участия  коммерческих банков в системе  обязательного гарантирования депозитов.

      Необходимость  принятия данного Закона обусловлена  стремлением приблизить казахстанскую  систему гарантирования депозитов  к лучшей международной практике, обеспечить прозрачность функционирования  Системы, а также снизить присущие  ей риски. Закон разработан  на основе изучения и анализа  мирового опыта и рекомендаций  международных организаций в  сфере страхования депозитов,  их адаптации к отечественным  условиям.

      С момента  создания Системы и до принятия  данного закона регулирование  осуществлялось в соответствии  с Правилами, утвержденными Правлением  Национального Банка Республики  Казахстан:

      1) Правилами  обязательного коллективного гарантирования  вкладов физических лиц в банках  второго уровня Республики Казахстан;

      2) Правила  функционирования системы обязательного  коллективного гарантирования вкладов  физических лиц и участия в  ней банков второго уровня  Республики Казахстан.

      Как результат  поступательного развития Системы  в указанные правила вносились  изменения и дополнения. Они касались  расширения объектов гарантирования, увеличения размеров гарантийного  возмещения, упрощения схемы выплаты  возмещения, изменения размеров  ставок обязательных календарных  взносов для банков-участников  Системы, расширения полномочий  Фонда и др.

      Принятый  закон в свою очередь вносит  изменения в механизм гарантирования.

      1.Касательно  деятельности Фонда АО “Казахстанский  фонд гарантирования депозитов”  является организацией, осуществляющей  обязательное гарантирование депозитов,  размещенных в банках второго  уровня Республики Казахстан.  Учредителем и единственным акционером  Фонда выступает Национальный  Банк Республики Казахстан.

      Общее руководство  деятельностью Фонда осуществляет  Совет Директоров, в состав которого  входят заместитель Председателя  Национального Банка Республики  Казахстан по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций, вицеминистр финансов Республики Казахстан, представитель Ассоциаций финансистов Казахстана, а также Генеральный директор Фонда, назначаемый Национальным Банком Республики Казахстан.

      В качестве  основных задач Фонда государством  определены участие в обеспечение  стабильности финансовой системы,  а также защита прав и законных  интересов вкладчиков в случае  принудительной ликвидации банка-участника  Системы.

      Для эффективной  реализации возложенных задач  Фонд выполняет следующие функции:

    • определяет  размер и порядок уплаты взносов  банками-участниками;

    • на накопительной  основе формирует резерв возмещения;

    • инвестирует  собственные активы;

    • выплачивает  гарантийное возмещение по депозитам  вкладчикам принудительно ликвидируемого  банка;

    • выбирает  банк-агент для выплаты гарантийного  возмещения вкладчикам.

      С принятием  закона помимо указанных функций  Фонд участвует в составе временной  администрации, назначаемой в  период консервации или отзыва  лицензии на проведение всех  банковских операций у банка-участника,  а также в составе ликвидационной  комиссии и комитета кредиторов  принудительно ликвидируемого банка-участника.

      2.Касательно  размеров гарантийного возмещения  и объектов гарантирования.

      В 1999 году  максимальный размер гарантийного  возмещения на одного вкладчика  составлял 200 тысяч тенге. Учитывая  факторы экономического развития  страны и рост уровня доходов  населения, в 2003 году данный  показатель был увеличен до 400тысяч  тенге, а с 1 января 2007 года максимальный  размер гарантийного возмещения  на одного вкладчика в одном  банке составляет 700 тысяч тенге.

      При рассмотрении  перечня гарантируемых депозитов  за годы функционирования Системы  модно выделить следующие основные  этапы:

      1)В 1999-2003гг. объектом гарантирования являлись  лишь срочные вклады и вклады  до востребования, ставки вознаграждения  по которым не превышали предельные  величины ставок, установленных  Советом директоров Фонда.

      2)В 2003-2006гг. гарантировались вклады до востребования,  вклады-гарантии, остатки денег на  текущих счетах и на карт-счетах, а также срочные и условные вклады, размером до 50000 долларов США (или их эквивалента). В 2004 году в рамках осуществления политики дедолларизации экономики Казахстана максимальный размер гарантируемых вкладов был изменен с 50 тысяч долларов США на

      7 миллионов  тенге.

      Также на  первых двух этапах не являлись  объектом гарантирования вклады  руководящих работников банка-участника,  их близких родственников и  супругов, а также его акционеров, владеющих пятью и более процентами  акций с правом голоса, их близких  родственников и супругов.

      3)С 1 января 2007 года объектом гарантирования  являются все депозиты физических  лиц в тенге и иностранной  валюте без ограничения по  сумме.

      Это означает, что в случае принудительной  ликвидации банка-участника все  вкладчики - физические лица получат  от Казахстанского фонда гарантирования  депозитов гарантийное возмещение  в размере вклада (без начисленного  вознаграждения), но не более 700 тысяч тенге.

      Если до 2007 года гарантийное возмещение  выплачивалось в той же валюте, в какой был внесен вклад,  то теперь в соответствии с  законом гарантийное возмещение  будет выплачиваться в тенге.  Для расчета гарантийного возмещения  по депозитам в иностранной  валюте будет использоваться  рыночный курс обмена валют,  установленный на дату вступления  в законную силу решения суда  о принудительной ликвидации  банка.

      Для удобства  вкладчиков срок обращения за  получением гарантийного возмещения  через банк-агент продлен с  3 месяцев до 6 с даты публикации объявления о начале выплаты.

      В целях  проведения депозитной политики  банков в соответствие с инвестиционными  возможностями рынка Фонд устанавливал  для банков-участников максимальные  ставки вознаграждения по привлекаемым  депозитам физических лиц. Данные  размеры согласовывались на заседаниях  Консультативного совета Фонда,  состоящего из представителей  банков-участников, и утверждались  решением Совета директоров Фонда.  С 2007 года данное регулирование  отменено, т.е. теперь банки самостоятельно  определяют и устанавливают ставки  вознаграждения по привлекаемым  депозитам.

Информация о работе Депозитные операции банка