Детерминанты предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

1 вопрос

 Детерминанты  предложения

   При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

К основным неценовым  детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Повторим, перемещение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево.

Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант.

1. Цены  на ресурсы.

Существует самая  тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения  фирмы основывается на издержках  производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.

2. Технология.

Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более  эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.

3. Налоги  и дотации.

Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются "налогом наоборот". Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены  на другие товары.

Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания.

Ожидания изменений  цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

 
 

 
 

Предложение – это блага и услуги, которые по заданной цене находятся  на рынке. 
Различают индивидуальное и рыночное предложение. 
Закон предложения: между уровнем цены P и величиной предложения Qs существует прямая зависимость при прочих равных условиях.  
Детерминанты предложения. 
Самая главная детерминанта предложения – цена. 
На кривую предложения влияют не ценовые факторы. 
Не ценовые факторы: 
1.) Цены на ресурсы (определяют себестоимость). Кривая предложения фирм основывается на издержках производства, так как производство дополнительных единиц продукции требует больших издержек. Сниже¬ние цен на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, перемещая кривую предложения вправо. 
2.) Научно технический прогресс 
3.) Налоговая политика государства. Налоги рассматриваются производителями как издержки производства, способствующие сокращений предложения. Государственное дотирование производства является, по существу, снижением издержек и. следовательно, ведет к увеличению предложения. 
4.) Цены на товары-субституты и на комплементарные товары. Оказывают влияние на предложение товаров и услуг, но это сказывается на предложении лишь на достаточно длительном отрезке времени и при соответствующих условиях производства. 
5.) Число продавцов на рынке. Чем больше продавцов на рынке данного товара, тем больше его рыночное предложение, Но по мере выхода фирм из данной отрасли кривая предложе¬ния будет смещаться влево, что будет свидетельствовать об уменьшении предложения. 
6.) Ожидания производителей, касающиеся возможных коле¬баний цен на данный товар, цен на ресурсы, изменений налоговой политики правительства, влияют на предложение в сторону либо его увеличения, либо уменьшения. 
7 .) Природные катаклизмы, войны

 
 

Закон предложения

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения  товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность  ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Вопрос 2 

  К инструментам  денежно-кредитной  политики  относятся  в  первую  очередь

изменение ставки рефинансирования,  изменение  норм  обязательных  резервов,

операции на открытом рынке с  ценными  бумагами  и  иностранной  валютой,  а

также внедрение  кредитных ограничений.

 Центральный банк, регулируя денежные потоки коммерческих банков, проводит денежно-кредитную политику с помощью определенных методов и приемов, которые представляют собой инструменты денежно-кредитной политики.

В странах с развитой рыночной экономикой основными инструментами  денежно-кредитной политики являются:

- учетная политика –  проводится центральным банком  при помощи оперирования официальной  учетной ставкой при выдачи  кредита:

а) дисконтная политика –  выдача кредитов при условии переучета  векселей;

б) ломбардная политика –  выдача кредитов под залог, ценных бумаг;

- операции на открытом  рынке – купля – продажа  центральным банком государственных  ценных бумаг;

- политика минимальных  резервов – проводится центральным  банком при помощи оперирования  величиной нормы минимальных  резервов, которые должны держать  на его счетах коммерческие  банки;

- добровольные соглашения  – заключаются между Центральным  банком с одной стороны и  коммерческими банками и другими  заинтересованными организациями с другой стороны по принятию на себя взаимных денежно-кредитных обязательств.

Дисконтная политика –  это политика повышения или понижения  учетных ставок, проводимая центральным  банком в целях воздействия на спрос и предложение ссудных  капиталов, состояние платежного баланса  и валютного курса.

Под денежно-кредитной  политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого  экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы .

Монетарная, или  денежно-кредитная, политика государства  — это совокупность государственных  мероприятий в области денежного  обращения и кредита в целях  регулирования предложения денежно-кредитных  ресурсов для обеспечения неинфляционного  экономического роста.

Кредитно-денежная политика - часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Денежно-кредитная  политика состоит в изменении  денежного предложения с целью  стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и  уровня цен.

Основополагающими целями кредитно-денежная политика государства  являются:

-    устойчивые темпы роста национального производства;

-    стабильные цены;

-    высокий уровень занятости населения;

-    равновесие платежного баланса.

Кредитно-денежная политика осуществляется Центральным  банком страны.

Эффективность кредитно-денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно-денежного регулирования  .

Основными общими инструментами  кредитно-денежной политики являются:

-    установление обязательной нормы резервирования;

-    регулирование официальной учетной ставки;

-    операции на открытом рынке;

-    административные меры.

Политика учетной  ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета  в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников  уплатить определенную сумму в заранее  оговоренный срок в установленном  месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении  своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную  ставку Центрального Банка.

Изменение величины учетной ставки зависит от состояния  экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и  угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы  платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается, а объем кредитования сокращается.

Согласно системе  обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков.

Регулирование денежной массы с помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже  государственных облигаций кредитнобанковскими  учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом  уменьшает кредитные ресурсы  коммерческих банков и других кредитных  институтов. Эти операции ЦБ уменьшают  предложение кредита банками  и, следовательно, способствуют повышению  процентных ставок на рынке. И наоборот, скупая часть таких ценных бумаг, Центральный Банк расширяет кредитные  ресурсы коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Прямое административное воздействие государства на кредитнобанковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение  в прямых предписаниях кредитным  учреждениям в форме различных  директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки.

Центральный Банк контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией.

С кредитным регулированием тесно связано регулирование  наличноденежной массы в обращении, также осуществляемое Центральным  Банком. Его политика в этой области  тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а следовательно, сферы обращения  кредитных (депозитных) денег. Между  кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и  наоборот, покупка таких бумаг  равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики Центрального Банка, и системы  обязательных резервов. Современная  макроэкономическая теория включает в  себя несколько конкурирующих между  собой концепций, пытающихся объяснить  механизм функционирования рыночной системы  и дать рекомендации по управлению народным хозяйством, в том числе  и в сфере денежно-кредитных  отношений.

Представители различных  экономических школ предлагают по-разному  воздействовать на макроэкономические параметры с помощью денежнокредитной политики. Наиболее известными являются кейнсианская и монетаристская концепции  денежно - кредитной политики .

Кейнсианская концепция  возникла в 30-х годах ХХ века. На практике она была применена в США администрацией президента Ф.Рузвельта для выхода из экономического кризиса, который  получил название «Великая депрессия». Такого рода политика после Второй мировой войны также широко использовалось в странах Западной Европы.

Кейнсианская концепция  предусматривает активную роль процентной ставки в деле стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности. Дж.М. Кейнс предлагал в периоды  экономического спада использовать «политику дешевых денег» путем  понижения учетной ставки процента. И, наоборот, в периоды экономического подъема он предлагал использовать «политику дорогих денег», повышая  учетную процентную ставку, чтобы  не допускать перегрева экономики  и высокой инфляции, которая, как  правило, сопровождает экономический  бум.

Таким образом, согласно кейнсианской теории, денежно - кредитная  политика должна осуществляться в связи  с теми или иными фазами экономического цикла и оперативно реагировать  на состояние национальной экономики. Однако следует отметить, что хотя кейнсианцы рассматривают возможность  влияния процентной ставки на размеры  инвестиций и на реальный ВВП, они  одновременно указывают на возможность  возникновения так называемой «ловушки ликвидности». Смысл «ловушки ликвидности» заключается в том, что в условиях увеличения параметров денежного предложения (то есть при больших масштабах  предлагаемых ликвидных средств) и, следовательно, при понижении процентной ставки, у инвесторов все равно  не возникает желание расширять  спрос на деньги. Такая ситуация возникает тогда, когда у инвесторов отсутствует ожидание в прибылях.

В этом случае рвется причинно-следственная связь между  понижением процентной ставки и увеличением денежного предложения, с одной стороны, и расширением инвестиционной деятельности, деловой активности и масштабами ВВП, с другой стороны. Поэтому кейнсианцы считают, что денежно - кредитная политика всё же не столь эффективна, как фискальная политика.

В 70-80-е годы ХХ века практически все страны с рыночной экономикой столкнулись с феноменом  стагфляции, когда экономический  спад и застойные явления в  экономике, сопровождались высокими параметрами  безработицы и инфляции.

В таком случае активная политика дешевых денег, которая  была направлена против спада и безработицы  приводила к тому, что еще более  усиливала инфляцию. В свою очередь, высокая инфляция сдерживала стремление к расширению инвестиционной деятельности, и инвесторы воздерживались от реализации инвестиционных проектов. Следовательно, политика дешевых денег не достигала  своей цели.

При этом политика дорогих денег, направленная против инфляции, могла еще более усилить  спад и безработицу, так как высокая  процентная ставка сдерживала инвестиционный спрос.

В этих условиях в  экономической теории начинают усиливаться  позиции неоклассиков. В том числе  происходит расширение влияния такого направления в неоклассической  экономической теории как монетаризм. Важнейшими представителями монетаристского  направления в экономической  науке являются американские экономисты Ирвинг Фишер и Милтон Фридмен.

Монетаристы считают, что активное вмешательство государства  в экономику нецелесообразно  и его следует ограничить лишь регулированием денежной массы. Обосновывая  свое мнение, монетаристы обращают внимание на существование в экономике так называемых временных лагов. Временные лаги - это периоды времени между принятием тех или иных экономических решений, в том числе со стороны правительства и центрального банка, и изменением реальной ситуации в экономике. Временной лаг может быть продолжительностью 6-9 месяцев. Это тот период, когда экономические субъекты отреагируют на действия правительственных органов. Вполне возможна ситуация, когда принимаемые государством меры окажутся запоздалыми.

Монетаристы доказывают, что денежно - кредитную политику не следует связывать с фазами экономического цикла и необходимо перейти к долгосрочной политике воздействия на параметры денежной массы. По их мнению, между массой денег  в обращении и параметрами  ВВП обнаруживается более тесная связь, чем между инвестициями и  ВВП, а динамика ВВП следует за динамикой изменения денежной массы. Взаимосвязь между параметрами  номинального ВВП и количеством  денег в обращении в экономической  теории описывается с помощью  уравнения обмена, автором которой, как уже отмечалось ранее, является И.Фишер. По мнению монетаристов, изменение  масштабов денежного предложения  может играть активную роль в воздействии  на уровень цен, на инвестиции, на масштабы безработицы и на параметры ВВП.

С целью удержания  экономики страны в режиме экономического роста необходимо ежегодно увеличивать  денежную массу, находящуюся в обращении, независимо от фаз цикла, на величину среднегодового темпа прироста ВВП, рассчитанного за длительный период времени.

М.Фридмен рассчитал, что для США этот среднегодовой  прирост за примерно столетний период был равен трем процентам. Он обосновал  и сформулировал монетарное правило, которое нашло выражение в  уравнении Фридмена.

М = Y+P

M - среднегодовой  темп прироста денег, исчисленный  за длительный период времени.

Y - среднегодовой  темп прироста ВВП, исчисленный  за длительный период времени.

Р - среднегодовой  темп прироста ожидаемой инфляции.

Монетарное правило  предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении в  пределах 3-5% в год. При увеличении денежного предложения сверх  указанных параметров будет происходить  «раскручивание» инфляции. Поэтому  монетаристы и считают, что инфляция является результатом непродуманной  политики государства. Если же темп вливания денег в экономику будет меньше 3% в год, то это приведет к замедлению темпов прироста реального ВВП, или  даже может наблюдаться отрицательный  прирост.

В свою очередь, если государство будет придерживаться постоянного темпа прироста денежной массы в обозначенных параметрах, то предприниматели на денежном рынке  всегда найдут необходимые им денежные средства для инвестиций, для пополнения оборотных средств, для выплаты  заработной платы. Если при этом цена денег (процентная ставка) будет относительно высокой, то это позволит отсечь значительную часть спекулятивных операций. По мнению монетаристов, в целях борьбы с инфляцией необходимо сделать  денежную единицу устойчиво дорогой, чтобы тем самым воспрепятствовать  расширению спекулятивного спроса и  сделать эффективными сбережения. Предприниматели, зная, что процентная ставка будет  стабильна на длительном отрезке  времени, и будучи уверены, что всегда найдут на денежном рынке необходимый  им объем денежных средств, смогут более точно рассчитывать свои доходы от инвестиционных проектов. Поэтому более высокая цена денег не будет их отвлекать от действий в пользу реализации инвестиционных вложений и позволит обеспечить экономический рост.

Современные теоретические  модели монетарной политики представляют собой синтез разных подходов к воздействию  кредитно-денежных инструментов. При  этом в долгосрочной политике преобладает  монетаристский подход. Вместе с тем  в целях быстрого маневрирования государство не отказывается и от воздействия на процентную ставку.

 


Информация о работе Детерминанты предложения