Детерминизм в современной
науке определяется как учение о всеобщей,
закономерной связи явлений и процессов
окружающего мира. Наличие таких связей
является доказательством материального
единства мира и существования в мире
общих закономерностей. Очень часто детерминизм
отождествляется с причинностью, но такой
взгляд нельзя считать правильным хотя
бы потому, что причинность выступает
как одна из форм проявления детерминизма.
В современной
концепции детерминизма органически
сочетаются необходимость и случайность.
Признание самостоятельности статистических,
или вероятностных, законов, отображающих
существование случайных событий в мире,
дополняет прежнюю картину строго детерминистического
мира. В результате в новой современной
картине мира необходимость и случайность
выступают как взаимосвязанные и дополняющие
друг друга аспекты объяснения окружающего
мира.
Детерминизм
(лат. determino
– определяю) – философское
учение о закономерной универсальной
взаимосвязи и взаимообусловленности
явлений объективной действительности,
результат обобщения конкретно-исторических
и конкретно-научных концепций Д. Понятие
Д. возникло в средневековье как вид логического
определения понятия, противостоящий
генерализации (обобщению). В 16-17 в.в. понятие
Д. начинает приобретать новый смысл –
смысл обусловленности – и употребляется
в этике для выражения позиции, противостоящей
“свободе воли”. В 17 в. в период выработки
элементарных понятий механики происходит
сближение понятия Д. и причинности, устанавливается
тесная связь категории закономерности
и причинности, закладываются основы механистического
Д. Успехи механики закрепляют представления
об исключительно динамическом характере
закономерностей, об универсальности
причинной обусловленности. Причинность
становится формой выражения законов
науки, содержанием детерминистской формы
объяснения явлений. Полное и гармоническое
слияние механической причинности и Д.
происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной
становится идея о том, что всякое состояние
Вселенной есть следствие предыдущих
и причина последующих ее состояний. Сформированное
им понятие причинно-следственных цепей,
последующее отождествление этого понятия
с понятием связи состояний и теоретико-механическим
представлением о движении окончательно
утверждают универсальный объяснительный
статус ла-пласовского Д. Одновременно
с этим процессом в концепции лапласовского
Д. наметился выход за рамки механистической
методологии в силу немеханистического,
но статистического, вероятностного характера
закономерностей, которые исследовались
Лапласом. Он обосновывал эвристическую
ценность новых математических вероятностных
методов, но в рамках господствующих в
то время механистических идеалов и норм
научного исследования. Переход науки
к исследованию в нач. – сер. 19 в. системных
природных и социальных объектов обусловил
изменение идеалов аналитического, поэлементного
характера познания; расхождение принципа
причинности и принципа Д.; обнаружилась
сложная по структуре абстрактно-теоретическая
форма принципа Д. в научном исследовании.
Современное философское и методологическое
осмысление Д. раскрывает взаимосвязь
философского и естественнонаучного статусов
(аспектов) этого принципа. Философский
Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей
и взаимоотношений явлений объективной
реальности: генетические (причинно-следственные)
и статистические, пространственные и
временные, связи состояний и коррелятивные
связи, функциональные и целевые зависимости
и т.д. Все они выражаются через систему
таких философских детерминистических
категорий, как необходимость и случайность,
возможность, действительность, закономерность,
причинность и пр. Методологическая природа
принципа Д. проявляется в том, что он выступает
не только как философское учение, но и
конкретно-научный норматив описания
и объяснения универсальной закономерной
связи и обусловленности развития и функционирования
определенным образом системно-организованных
объектов в процессе их взаимодействия.
Принципиальная историчность этого учения
обусловлена необходимостью формирования
новых естественнонаучных форм Д. при
переходе науки к изучению объектов с
новыми системно-структурными характеристиками.
Детерминизм
научный принцип,
согласно которому «одни и те же причины
производят одни и те же действия». Идея
детерминизма – это идея незыблемого
и постоянного порядка в отношениях между
феноменами. Если я бросаю камень, он падает
на землю; я постулирую детерминизм, когда
перехожу от частных случаев к универсальному
и вечному закону падения тел. Различают
две разновидности, детерминизма: 1) это
постоянство заложено в самой природе,
детерминизм онтологичен (в реальности);
2) это постоянство – постулат нашего ума,
методический принцип. И в том и в другом
случае детерминизм будет доказанным,
если человеческий ум сможет правильно
предвидеть.
Большинство
философов придерживались позиций
умеренного детерминизма, позволявшего
соединять свободу самоопределения
личности с признанием различных
форм обусловленности наших волевых импульсов.
Крайние позиции занимали, с одной стороны,
представители радикального детерминизма,
утверждавшие абсолютную предопределенность
человеческих поступков (фатализм), а с
другой – индетерминизма, допускающие,
что поступки могут быть ничем не обусловлены,
абсолютно произвольны (волюнтаризм).
Фатализм лишает человека всякой самостоятельности,
обрекая его на пассивное следование предопределенности
судьбы и снимая с него личную ответственкость
за результаты его деяний. Волюнтаризм,
в свою очередь, утверждает абсолютное
своеволие человека, одновременно внушая
ему ложные надежды на легкость и моментальность
нравственного очищения без какой бы то
ни было постоянной и упорной работы над
собой.