Деятельность коммерческого банка на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение причин инфляционных процессов в России и рассмотрение антиинфляционной политики.

Задачами курсовой работы являются:

1. Рассмотрение теоретических аспектов инфляции, ее возникновения, сущности, причин, типов, видов .

2. Изучение инфляции в России, прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов;

3. Изучение причин инфляции в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ
ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ……………………………………………………………….…..5
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ВИДЫ………………………..…..7
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ……………….12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
2.1 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В 2009 – 2012 гг………………………...16
2.2 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ…………………….19
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
РОССИИ………………………………………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_1_1.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

 


. Таблица 1.

(данные взяты с официального  сайта Государственного банка)

 

2.2 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ В РОССИИ 
 
Странами всего мира разрабатываются планы снижения процента инфляции, они успешно применяются и позволяют контролировать этот процесс, но лишь в малой степени, так как понятие инфляция зависит от множества факторов. Другой вопрос в том, что инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию, приводятся следующие: 
 
- структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы. Микро- и макроэкономические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые потребуются десятилетия; 
 
- высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены; 
 
В российской экономике, отечественным монополистическим объединениям никто не противостоит, да и в ближайшее время никто не сможет составить действительной конкуренции. Причина этого кроется в том втором аспекте монополизма, связанном с монополистическим характером собственности на средства производства со стороны государства. В настоящее время уже достаточно явно осуществляется процесс разгосударствления государственного имущества. Но если мы хотим более основательно и точно вскрыть объективные причины инфляции, мы не должны оставить без внимания этот фактор.

Порожденный попыткой социалистического переустройства общества высокий уровень обобществления средств производства сформировал определенную структуру собственности. Деформации в этой структуре дали, в свою очередь, непосредственный толчок к появлению диспропорций, породивших нынешнюю инфляцию, поскольку на основе данной структуры была построена соответствующая экономическая система организации производства. Такая система оказалась не в состоянии быстро среагировать на появление диспропорций всякого рода в народном хозяйстве.

Рассмотренные формы диспропорциональностей - структуры общественного производства и структуры собственности - очень важны и для уяснения объективных причин возникновения и существования инфляции. Находясь в глубине макроэкономических процессов, они являют собой подоплеку всему происходящему в экономической системе не только Российского, но и всякого другого государства. В конечном счете, на них полностью ложится ответственность за возникновение в экономике кризисных ситуаций. Примером таких кризисов являются экономический кризис 70-х годов в западных странах, который породил высокую инфляцию. Разрешением этих кризисов стало изменение структуры общественного производства, изобретение и введение в производство новых ресурсосберегающих технологий и техники. Примером, но достаточно более крупного масштаба, может служить экономический кризис, протекающий в странах, реформирующих экономическую систему. Прежде чем этот системный кризис разрешится, экономике придется пройти через значительные потрясения и, в частности, пережить период глубокой инфляции. Поскольку мы определили инфляцию как одну из внешних форм выражения диспропорциональности, ее величина, ее сила всецело зависят от степени существующих в экономике диспропорций.

Нынешний кризис в России - прежде всего системный. Следовательно, инфляция будет существовать до тех пор, пока системные преобразования не закончатся. Таким образом, анализ причин, определяющих инертность общественного производства, позволил преодолеть рамки тех теорий, которые видят в инфляции чисто денежный характер, и тем самым восполнить общую картину причин, приводящих к возникновению и развертыванию инфляционного процесса.

Кроме глубоких макроэкономических причин инфляции существует целый ряд внешних или непосредственных факторов, которые заставляют раскручиваться процесс роста цен. Их существование и действие, несмотря на то, что они носят внешний характер, не в меньшей степени влияет на накапливание и реализацию инфляционного потенциала, чем масштабные структурные диспропорции в экономике. Важнейшей особенностью таких факторов является более субъективный характер их возникновения, поскольку он (характер) напрямую связан с проводящейся в стране экономической политикой. Субъективизм этих факторов объясняется также и тем, что они влияют прежде всего на рост денежного предложения, то есть влияют на увеличение денежной эмиссии. Среди них выделю следующие:

- рост заработной платы  и выплат по социальному обеспечению;

- рост кредитов частному  и государственному сектору;

- рост доли дефицита  государственного боджета, покрываемой  эмиссией денег;

- увеличение государственных инвестиций;

- выплаты процентов  по внешним и внутренним займам  и другие;

- военные расходы.

Абсолютное большинство перечисленных факторов инфляции - те, влияние которых на эмиссию или рост денежного предложения зависит от силы воздействия социальных групп, желающих извлечь для себя дополнительные доходы. Объединяясь по корпоративным интересам, они заставляют государство увеличивать печатанье денег. Примером таких корпоративных групп могут быть профсоюзы рабочих или служащие, работающие на государственных предприятиях и в учреждениях, парламентское лобби руководителей промышленных предприятий, военное руководство и др. Все их действия, в той или иной степени, заставляют правительство идти на увеличение расходной части государственного бюджета, то есть увеличивать его дефицит.

Среди многих других внешних причин, воздействующих на внешнее предложение, следует выделить рост доходов населения и, в частности, заработной платы. Когда государство сворачивает свою инвестиционную деятельность, военные расходы и так далее, этот фактор становится одним из важнейших, который влияет на рост цен.

Среди других причин, вызывающих рост цен, следует также выделить влияние адаптивных инфляционных ожиданий.

Таким образом, мы можем придти к некоторым выводам:

Инфляция вызывается воздействием на нее нескольких причин, имеющих различную природу; согласно тому, какие из этих групп превалируют, различают формы инфляционных механизмов.

Важнейшей особенностью российской инфляции является то, что генетически она связана с сформировавшимися в экономике структурными диспропорциональностями : собственности, структур общественного производства и т,д.

 

3.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Антиинфляционная политика России в 2010 году проводилась неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство нашей страны вело финансирование несколько высоко затратных проектов. 
 
По мнению ведущих российских специалистов, российскую экономику в ближайшее время ожидает период стагнации, если цены на нефть сохранятся на нынешнем уровне, то в ближайшие несколько лет экономика России будет расти очень медленными темпами, что вызовет недовольство большинства россиян. 
 
Кроме того в 2010 году наблюдался  рост цен на продовольственные товары, который был вызван, в том числе, и засухой на территории нашей страны. 
 
Государство старалось обуздать цены на рост целого ряда продовольственных товаров, но сделать это не всегда удается. Кроме того, в результате экономического кризиса в конце 2008 - начале 2009 года российский рубль пережил довольно серьезную девальвацию, но в данный момент национальная валюта укрепилась, что также может привести к негативным последствиям. 
 
Одной из антиинфляционных мер, которая была предпринята правительством России в 2010 году, стала некоторая девальвация рубля, которая позволила сделать российские товары конкурентоспособными, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. 
 
Основными приемами антиинфляционной политики России в 2010 году были снижение ставки рефинансирования, снижение государственных расходов, льготные банковские кредиты предпринимателям, ограничение импорта некоторых продовольственных товаров, а также государственное регулирование цен на лекарства, продукты и услуги ЖКХ. 
 
Сохранение высокой инфляции в 2010 году эксперты объясняют ростом бюджетных расходов, вливанием ликвидности, монополизмом, а также удорожанием импорта из-за плавного ослабления рубля. 
 
По официальному прогнозу в 2010 году, который был одобрен правительством в августе того года, инфляция в стране должна была снизиться до 5,5-7% в 2011 году, а в 2012 году - до 5,5-6,8%, что и произошло.  
Антиинфляционная политика государства в 2011 году использовала следующие инструменты: 

    • таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах); 
    • продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года); 
    • ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки; 
    • - повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%; 
    • ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты); 
    • регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин; 
    • снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно); 
    • заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ); 
    • расширение валютного коридора (гибкость курсообразования); 
    • прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составила 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.; 
    • повышение ставки рефинансирования; 
    • сокращение государственных расходов на оборону и МВД; 
    • сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юрлицам и ипотечным программам);

В 2011 году подавление роста потребительских достигалось в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц. 
 
В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой. 

В связи со вступлением России в ВТО, подписанием документов в 2011 году, Снижение инфляции в 2012 году планировалось за счет более дешевых импортных товаров; привлечения новых технологий, применение которых позволило бы снизить издержки производства. Для достижения этой цели предлагалось принять следующие меры:

  • Рост тарифов естественных монополий предполагается ограничением уровнем инфляции, за исключением цен на газ;
  • Введение "тарифных каникул": повышение тарифов естественных монополий предусматривается в двух вариантах: а) поэтапно в течение года: с 1 января 2012 года на 5%, с 1 июля 2012 года на 9.5%. При этом среднегодовой рост тарифов в 2012 г. составит 10,2%. б) тарифы планируется индексировать с 1 июля 2012 года на 15%;
  • Снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%;
  • Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);
  • Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек).
  • Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  • Планируется ввод экспортных пошлин на зерно с 1 апреля 2012 года. За январь 2012 года экспорт зерна составил 20 млн.т. при общем потенциале 33 млн.т. (Минэкономразвития может ввести пошлины, если объем экспорта превысит 24-25 млн.т.).
  • Цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются со скидкой 30% от оптовой цены, сложившейся на 31 декабря 2011 г. в том субъекте РФ, где работают сельскохозяйственные товаропроизводители. При этом цена не должна быть ниже себестоимости ГСМ. Льгота будет действовать до 30 июня 2012 года.

 
 Здесь предложены некоторые  пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ: 

    • . снижение ставок таможенных пошлин; 
    • . изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ); 
    • . регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность; 
    • . ужесточение контроля над ценами; 
    • . дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей; 
    • . создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).; 
    • . в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары); 
    • . ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);

Информация о работе Деятельность коммерческого банка на рынке ценных бумаг