Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:37, реферат
В современных условиях принимающие страны, как развитые, так и развивающиеся, как правило, одобряют деятельность транснациональных корпораций (ТНК) на своей территории. Более того, в мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе которой транснациональные корпорации получают налоговые скидки и другие льготы. Несмотря на ряд положительных моментов деятельности ТНК в принимающей стране, имеются и существенные недостатки.
Другой украинской компанией, которая имеет признаки ТНК, является производственная группа Интерпайп. Компания занимает 4-ое место в мире по уровню мощности среди компаний, производящих трубы, 3-ее место в производстве и поставке железнодорожных колес. Доля компании на мировых рынках бесшовных труб составляет 4,1%, железнодорожных колес – 10%, марганцевых ферросплавов – более 11%. Продукция группы Интерпайп присутствует более, чем в 70 странах мира, доля экспорта в структуре продаж более 70%. Главный офис находится в Днепропетровской области, представительства и агентские службы в России, Беларусии, Азербайджане, Казахстане, Швейцарии, США, т.д.
Следующим претендентом на роль отечественной ТНК есть Nemiroff Холдинг, один из наибольших мировых производителей алкоголя, продукция которого поставляется в 55 стран мира. Компания имеет торговые представительства в России, Польше, Венгрии. Т.о. Nemiroff делает первые шаги к транснационализации. Аналогичная ситуация наблюдается среди компаний пищевой промышленности, таких как «ВО КОНТИ», «Rochen».
Сравнение основных показателей украинских компаний, имеющих
некоторые черты ТНК
Компания |
Средний годовой объем продаж, млн.долл. |
Количество стран, в которых расположены филиалы |
1. «СКМ» |
8151 |
6 |
2. «Интерпайп» |
10230 |
8 |
3. «Rochen» |
220 |
3 |
4. «КОНТИ» |
114,6 |
2 |
5. «Nemiroff» |
203,8 |
5 |
6. «Укрнафта» |
848,5 |
1 |
Создание ТНК будет способствовать: 1) защите национальных интересов, меньшая зависимость местных товаропроизводителей от иностранных ТНК; 2) развитию украинских хозяйственных структур, интернационализации их производства и капитала, интеграции Украины в мировую экономику, ее участию в глобальных и трансформационных процессах; 3) обеспечение занятости для местного населения, при увеличении заработной платы и улучшении социального обеспечения работающих, повышение квалификации работающих и общего уровня образования населения; 4) внедрение новых технологий и модернизация производства; 5) возможному подключению национальных производителей к системе международного разделения труда, при чем усилится международная кооперация и специализация производства.
В любом случае существует ряд преград для создания ТНК в Украине, а именно: мощная конкуренция со стороны существующих ТНК, которые заняли большинство рынков; нестабильность экономической и политической сферы деятельности в Украине; низкая конкурентоспособность украинской продукции на мировом рынке; низкий уровень развития менеджмента; отсутствие соответствующих научно-технических центров, т. д.
Поэтому необходимо реализовать ряд ключевых направлений, чтоб заложить начальные основы для дальнейшего развития украинских ТНК. В этом случае, именно государство должно стать активным участником процесса. Необходимо содействовать участию украинских компаний в общих проектах с мировыми ТНК, поддерживать наиболее рентабельные отрасли, повышать конкурентоспособность украинской продукции, отдать предпочтение инвестированию в отрасли отечественного происхождения.
Формирование украинских ТНК может стать одним из стратегических приоритетов государственной политики, при условии ликвидации всех сдерживающих этот процесс причин.
Самыми перспективными областями
для создания ТНК в Украине
остаются машиностроение, химическая,
авиационная, ракетно-космическая
Безусловно, Украина имеет огромный потенциал для формирования собственных ТНК, поэтому первоочередным заданием в сложившейся ситуации является ориентация государственных структур на долгосрочную финансовую поддержку существующих финансово-промышленных структур, изменение некоторых аспектов законодательной базы.
Список литературы: