Диагностика экономического состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:38, реферат

Описание работы

Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Файлы: 1 файл

Диагностика эконом. состояния предпр..doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки степени монополизации  рынка, которая обратно пропорциональна интенсивности конкуренции, используются:

CR4 - Четырехдольный показатель концентрации, который характеризует общую долю четырех фирм с максимальным объемом товаров на анализируемом рынке;

CR10 - Десятидольный показатель концентрации, который характеризует общую долю десяти фирм с максимальным объемом товаров на анализируемом рынке;

IHH - Индекс Херфидала-Хиршмана, оценивающий  равномерность распределения рыночных долей фирм-операторов анализируемого рынка.

 

Таблица 2. Характеристика для анализа конкуренции на рынке товаров и услуг

Показатель

Обозначение

Содержание

Интенсивность конкуренции

Ux

Определяется тремя  агрегированными факторами Ut, Ur, Ud, характеризующими динамику роста рынка, рентабельность рынка и распределение рыночных долей конкурентов

Интенсивность конкуренции по динамике рынка

Ut

Характеризует возможности роста фирмы без столкновения с интересами конкурентов

Интенсивность конкуренции  по рентабельности рынка

Ur

Характеризует соотношение  спроса и предложения на рынке. Чем  выше рентабельность рынка, тем более спрос превышает предложение и влияние конкурентов слабее

Интенсивность конкуренции  по распределению рыночных долей

Ud

Характеризует силу влияния  со стороны конкурентов, располагающих равной рыночной долей и вероятно аналогичной стратегией

Обобщенный показатель интенсивности конкуренции

Uc

характеризует общую  меру привлекательности анализируемого рынка

Рентабельность рынка

Rm

определяется как отношение  совокупной прибыли к ее совокупному потенциалу

Динамика рынка

Tm

Характеризует годовой  темп роста рассматриваемого рынка  в сопоставимых ценах

Объем рынка

Vm

Определяется совокупными  ресурсами всех фирм, имеющихся на анализируемом рынке

Объем ресурсов фирмы

Vb

Определяется как объем  ресурсов фирмы, имеющих место на рассматриваемом рынке

Объем ресурсов конкурентов фирмы

Vc

Определяется как объем ресурсов, размещенный фирмами конкурентами на анализируемом рынке

Количество фирм

N

Число фирм, расположенных  на анализируемом рынке

Рыночная доля фирмы

S

Определяется как отношение  объема ресурсов данной фирмы на анализируемом рынке к объему рынка

Среднеарифметическая  доля

Sm

Характеризует среднеарифметическую долю ресурсов, приходящихся на одну фирму  на рассматриваемом рынке

Показатель динамичности рыночной доли фирмы

D S

Характеризует изменение  рыночной доли фирмы в анализируемом  периоде по сравнению с базовым

Темп прироста рыночной доли фирмы

Ts

Определяется изменением рыночной доли фирмы в анализируемом  периоде по отношению к рыночной доле в базовом периоде. Отрицательные  значения свидетельствуют об уменьшении рыночной доли, положительные - о ее росте

Дисперсия рыночных долей

s 1, s 2, s t

Дисперсия рыночной доли для фирм слабой позиции, сильной  позиции и их темпов прироста

Прибыль фирмы

Pr

Совокупная прибыль  фирм, полученная за анализируемый период на рассматриваемом рынке


 

Конкурентная карта позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке и выявить маркетинговые задачи по положению фирмы в каждой ячейке матрицы, установить текущих и перспективных конкурентов, наметить рекомендации по выбору стратегии конкуренции.

Прогнозирование будущей конкурентной ситуации осуществляется при условии, что конкурентная среда в ближайшем  будущем формируется набором неизменных факторов. Прогнозирование базируется на методе экстраполяции рыночных тенденций и показателей (динамики рынка, динамики рыночных долей, показателей интенсивности конкуренции, показателей монополизации рынка, изменений конкурентных групп, движения конкурентов на конкурентной карте рынка). Точность и надежность прогноза зависит от многофакторности и размера выборки показателей во времени. Прогнозированию должны предшествовать макроэкономический анализ факторов, которые могут оказать влияние на качество прогноза будущей конкурентной ситуации.

 

Таблица 3. Условия формирования и конкурентные преимущества базовых стратегий конкуренции

Характеристики стратегий

Вид базовой стратегии

Условия формирования

Конкурентные преимущества

Снижение 

себестоимости продукции

1. Большая доля фирмы  на рынке и широкий доступ  к дешевым сырьевым ресурсам.

2. Ценовая эластичность  и однородность спроса на продукцию фирмы.

3. Преимущественно ценовая  конкуренция.

4. Потеря потребителями своего дохода при повышении цен.

5. Отраслевая стандартизация и отсутствие эффективной дифференциации

1. Дополнительный рост  объема продаж и получение  сверхприбыли за счет уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой ценой на аналогичные товары.

2. Усиление позиции  на рынке благодаря разрушению  стратегий конкурентов в области  дифференциации продукции и локализации рынка ввиду доступности цен на товары собственной фирмы.

3. Сокращение числа  конкурентов, ввиду ужесточения входного барьера на данный рынок фирмам с аналогичным товаром.

4. Возможность увеличения  резервов при повышении цен  на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты.

5. Гарантии на получение прибыли в случае, если потребители смогут снизить цены у ближайших конкурентов.

6. Возможность вытеснения  товаров-заменителей за счет массовости и низких издержек производства.

7. Хорошие условия  для создания имиджа добросовестного  и надежного партнера, заботящегося о бюджете потребителей.

Дифференциация продукции

1. Наличие широкой  возможности выделения товаров  на рынке, хорошее восприятие и оценка продукции потребителями.

2. Разнообразная структура спроса на выпускаемую продукцию.

3. Неценовая конкуренция

4. Незначительная доля  затрат потребителей на приобретение  продукции в структуре их бюджета.

5. Неразвитость стратегии дифференциации продукции в отрасли.

1. Дополнительный рост  объема продаж и получение  сверхприбыли за счет завоевания  предпочтений различных групп потребителей благодаря превосходства в технологии и качестве, обеспечения более широкого диапазона или привлекательности низких цен.

2. Усиление позиции  на рынке благодаря разрушению  стратегий конкурентов в области  снижения себестоимости стандартной продукции и локализации рынка за счет разнообразия предлагаемой продукции и лояльности потребителя.

3. Сокращение числа  конкурентов путем ужесточения  условий вхождения в отрасль за счет наличия сформировавшихся предпочтений потребителей.

4. Возможность появления  резервов при повышении цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты.

5. Гарантии на получение  прибыли от реализации продукции предприятиям, пользующимся услугами только данной фирмы.

6. Возможность вытеснения товаров-заменителей путем укрепления связей с потребителями.

7. Хорошие условия  для создания имиджа добросовестного  и надежного партнера, заботящегося о потребителях и их специфических запросах.

Сегментирование рынка

1. Различие потребителей по потребностям и целевому использованию товара.

2. Отсутствие специализации конкурентов на конкретных сегментах рынка.

3. Ограниченность резервов  фирмы для обслуживания всего  рынка.

1. Дополнительный рост  объема продаж и получение  сверхприбыли за счет специализации фирмы на конкретном сегменте рынка (покупателей с особыми потребностями, географическом районе).

2. Возможность использования  преимущества стратегий снижения  себестоимости или дифференциации  продукции для ограниченного круга потребителей в целевом сегменте рынка.

3. Дополнительный эффект  благо- даря комплексному обслуживанию конкретного сегмента рынка на основе комбинированного использования стратегий снижения себестоимости и дифференциации продукции.

4. Хорошие условия  для создания имиджа фирмы,  заботящейся о потребностях покупателей.

Внедрение

новшеств

1. Отсутствие аналогов  продукции.

2. Наличие потенциального спроса на предлагаемые новшества.

3. Готовность крупных  предприятий оказать поддержку  внедрению новшеств.

1. Возможность получения  сверхприбыли за счет монопольно устанавливаемых цен.

2. Сокращение числа  фирм желающих попасть в отрасль из-за монопольного владения фирмой исключительными правами на продукцию, технологию и т.д.

3. Гарантия на получение  прибыли в течение действия исключительных прав.

4. Отсутствие товаров-заменителей

5. Создание имиджа  новатора, использующего собственные  достижения в области науки  и техники для полной реализации потенциальных возможностей потребителей.

Ориентация 

на потребность

рынка

1. Неэластичность спроса на продукцию.

2. Отсутствие трудностей для "входа" и "выхода" из отрасли.

3. Количество конкурентов на рынке невелико.

4. Нестабильность рынка.

1. Получение сверхприбыли  за счет высокой цены на  дефицитную продукцию.

2. Высокая заинтересованность  потребителей в приобретении товара.

3. Небольшое количество  товаров-заменителей.

4. Возможность создания  имиджа фирмы, готовой пожертвовать  всем для немедленного удовлетворения изменившихся потребностей покупателей.


 

Становление и развитие предпринимательства  в России обуславливает повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинговой деятельности.

Формирование рынка маркетинговых  информационных услуг, выделение в отдельный его сектор информации, полученной в результате маркетинговых исследований, требует рассмотрения новых направлений развития современного маркетинга. К ним относится и маркетинг-статистика.

  1. Анализ показателей маркетинговой деятельности конкурентов

 

Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен  на основе «характеристики фирмы» или «конкурентного досье» для каждого конкурента, являющегося необходимым элементом банка данных маркетинговой. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые в связи с коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:

  • численность персонала;
  • структура прямых и накладных расходов;
  • сравнительная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий;
  • капиталовложения в основной капитал и запасы;
  • объем продаж.

Степень подробности анализа зависит  от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента.

При оценке угрозы появления новых  конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами:

1. Экономикой масштабов. Обычно  организации, впервые появившиеся  на рынке, начинают деятельность  по сбыту нового продукта в  масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойти на это?

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

2. Привычностью марки товара. Потребители  конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. Зачастую это очень сложная задача.

 

Рис. 1. Концепция конкуренции

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

 

 

Заключение

 

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Конкуренция является необходимым  и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

Примерено до середины 19 века для экономики  развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие  функционирования рыночной экономики. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Украины. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Украины в вопросе построения конкурентной среды.

Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / Г. Л. Багиев, В.М. Тарасевич., Х. Анн; Под общ. ред. Г. Л. Багиева. – М.: ОАО “Издательство Экономика, 1999.
  2. Баранчеев В. Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятий // Маркетинг, №5, 1996, стр. 41-50.
  3. Бодди Д. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 1999.
  4. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  5. Вествуд Дж. Маркетинговый план. – СПб.: Питер, 2001.
  6. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999.
  7. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. – М.: “Азимут-центр”, 1992.
  8. Диксон П. Управление маркетингом: Учебное пособие. – М.: Бином, 1998.
  9. Коммерческое товароведение и экспертиза: Уч. пособие для ВУЗов / Г. А. Васильев, Л. И. Ибрагимов, Н. Г. Нагапетьянц и др.; Под ред. Г. А. Васильева и Н. А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Диагностика экономического состояния предприятия