Диалектико-материалистический подход к пониманию истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:24, реферат

Описание работы

Диалектико-материалистический подход к пониманию истории стал предпосылкой, обоснованием формационной теории. Согласно ей каждый исторический тип общества представляется живым, находящимся в развитии организмом, а история – закономерным процессом смены общественных форм, утративших свое прогрессивное значение, новыми формами, создающими более широкие возможности для развития материального производства, общественной жизни в целом. К. Маркс писал: «Моя точка зрения состоит в том, что я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественноисторический процесс…». Общество «не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами».

Файлы: 1 файл

22 вопрос.docx

— 21.40 Кб (Скачать файл)

Диалектико-материалистический подход к пониманию истории стал предпосылкой, обоснованием формационной теории. Согласно ей каждый исторический тип общества представляется живым, находящимся в развитии организмом, а история – закономерным процессом  смены общественных форм, утративших свое прогрессивное значение, новыми формами, создающими более широкие  возможности для развития материального  производства, общественной жизни в  целом. К. Маркс писал: «Моя точка  зрения состоит в том, что я  смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественноисторический  процесс…». Общество «не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние  декретами».10

Категория общественно-экономической формации обозначает исторически определенную ступень общественного развития, исторический тип конкретного общества, общественного устройства. Сам термин «формация» бал воспринят К. Марксом из геологической науки, где им обозначалось напластование геологических отложений определенного периода, которое представляло собой исторически сложившееся образование в земной коре. Сходство между «формацией» в виде категории геологической науки и «формацией» в виде категории исторического материализма в том, что в обоих случаях речь идет возникающих и изменяющихся образованиях.

Впервые категория  «формация» была употреблена К. Марксом  в 1852 г. в книге «Восемнадцатое брюмера  Луи Бонапарта». Анализируя политические процессы становления и развития буржуазного общества, К. Маркс обращал  внимание на особенность формирования идей, отражающих коренные интересы нового господствующего класса. Вначале  эти идеи облекались идеологами буржуазии  в форму, характерную для общественного  сознания рабовладения и феодализма. Но так было только до утверждения  буржуазных отношений. Как только «новая общественная формация сложилась, - отмечал К. Маркс, - исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина…».11 Следует отметить, что термин «формация» употреблялся им в разных сочетаниях: «общественная экономическая формация», « экономическая формация», «общественная формация».

В качестве критерия формационного развития человеческого  общества наиболее общий, фундаментальный  характер имеет способ производства материальной жизни: производственные отношения, типы (формы) собственности, т.е. та сторона общественного способа  производства, которая выражает общественные отношения между людьми. Именно это  составляет основу формационных ступеней исторического процесса и, соответственно, формационных типов конкретного  общества. К. Маркс выделял рабовладельческое (античное), феодальное, буржуазное, коммунистическое общества. Также он обращал внимание на азиатский способ производства, а после работ Г. Маурера, Х. Банкрофта и особенно Л. Моргана в качестве исходного пункта развития человеческого общества называл архаическую формацию общинного типа.12

В процессе разработки своей теории общественно-исторического  процесса К. Маркс использовал и  иные критерии членения истории человечества на отдельные этапы. Так, в работе «К критике гегелевской философии  права» в качестве таких критериев  выдвигалось соотношение гражданского общества и государства. Под этим углом зрения различались древность, средние века, новое время и  демократия будущего. В «Экономическо-философских  рукописях 1844 года» история представлялась в виде процесса зарождения, движения и отмирания исторических форм отчуждения труда. Опираясь на данный критерий, К. Маркс выделял доклассовое, классовое  и бесклассовое (коммунистическое) общество.

В «Немецкой идеологии», где материалистическое понимание  истории обретает зримые черты и  определенность, К. Маркс и Ф. Энгельс  за основу членения исторического процесса взяли формы собственности, которые  выражают различные ступени в  развитии разделения труда. Соответственно были выявлены четыре господствовавших в историческом процессе форм собственности: племенная, античная (общинная и государственная), феодальная и буржуазная. Обосновывалась также неизбежность коммунистического  общества. Наконец, в предисловии  к книге «К критике политической экономии» К. Маркс, формулируя суть материалистического понимания  истории, выделял еще один критерий членения исторического процесса –  способ производства материальной жизни. В качестве прогрессивных ступеней общественного развития он называл  азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства.13

В настоящей работе будет рассмотрен формационный подход к членению исторического процесса. Данная позиция обусловлена, по мнению автора, его наибольшей обоснованностью  и последовательностью аргументации, максимально адекватным отражением реального поступательного движения общества от низших форм своего развития к высшим. Ведь каждая общественно-экономическая формация предстает одновременно и как тип общества, функционирующий и развивающийся по своим особым законам, и как стадия всемирно-исторического процесса, связанная предпосылками своего возникновения с предшествующей и предпосылками своего исчезновения – с последующей стадией развития человеческого общества.

Марксизм – это система философских, экономических, социально-политических взглядов К. Маркса; наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления.  
Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трёх главных идейных течений 19 века: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского социализма. Даже современные противники марксизма вынуждены признать замечательную последовательность и полноту его взглядов, дающих в совокупности строго научное, материалистическое понимание природы и общества, а также революционную теорию социализма.  
Итак, теперь мы переходим к рассмотрению трёх составных, нераздельно связанных друг с другом частей марксизма философии, политической экономии и теории социализма.

Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 в семье  среднего достатка в немецком городе Трире ( в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность (1824). Проводится раздача бонусов от крупной финансовой компании форекс MMCIS Inc. Карл был крещен в шестилетнем возрасте. В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет и окунулся в атмосферу романтизма, особенно после помолвки с Женни фон Вестфален, отец которой, барон фон Вестфален, видный гражданин Трира, пробудил у Маркса интерес к литературе романтизма и утопическому социализму последователей Сен-Симона.

1864 Маркс начал  энергичную деятельность в Международном  товариществе рабочих (более известном  как 1-й Интернационал). В течение  восьми лет он был самым  влиятельным членом Генерального  совета, откликаясь на важнейшие  события политической жизни: поддерживал  стремление Польши к независимости  и идею ирландского Гомруля,  призывал к сокращению рабочего  дня, выступал за передачу земли  в общественную собственность.  После кровавого подавления Парижской  коммуны Маркс написал опубликованный  в Лондоне памфлет Гражданская война во Франции ( Civil War in France , 1871). Раскол в Интернационале между сторонниками Маркса и анархистами во главе с М.Бакуниным ( которого Маркс считал русским агентом, а тот в свою очередь называл Маркса «авторитарным коммунистом») привел к ослаблению организации после переезда ее штаб-квартиры в Нью-Йорк (1872), а затем и к роспуску в 1876.

Последние десять лет жизни Марксу уже не нужно  было заботиться о хлебе насущном. Проданная Энгельсом доля в манчестерском  хлопчатобумажном бизнесе обеспечила Марксу приличное содержание. Однако после того, как в 1873 с Марксом случился удар, его творческие способности ослабли. Впрочем, он продолжал работать над новым изданием Капитала и внимательно следил за развитием немецкой социал-демократии (в частности, за деятельностью Ф.Лассаля). К этому периоду относится его работа Критика Готской программы ( Kritik des Gothaer Programms , 1875). Смерть жены в 1881 и старшей дочери в 1883 лишила его всякого желания продолжать жизнь, и 14 марта 1883 Маркс скончался в Лондоне.

Сам Маркс характеризовал свою концепцию как «материалистическое  понимание истории» и утверждал, что ключом к постижению человеческой культуры и истории является производственная деятельность, труд. В Капитале суммирован взгляд на труд как инструмент самосозидания человека. Идеи и понятия – политические, философские или религиозные – вторичны. История – не результат случайности, не плод действий великих личностей или влияния сверхъестественных сил; история есть творение человеческой деятельности в целом и подчиняется вполне определенным законам. Стала классической принадлежащая Марксу краткая формулировка сути исторического материализма: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому способствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное Бытие определяет их сознание».

Маркс особенно интересовался  переходом от феодализма к капитализму. Некоторые из самых ярких страниц Капитала посвящены т.н. первоначальному накоплению, создавшему буржуазию – класс, который монополизировал собственность на общественно значимые средства производства. Ключ к пониманию капиталистической системы, по мнению Маркса, заключается в том, что обмен деньгами и услугами между капиталом и трудом является неравным обменом. Существенно то, что капиталист эксплуатирует рабочих, которые должны работать больше, чем требуется для простого возмещения стоимости жизни – пищи, одежды, жилища для них и их семей. Норма прибыли капиталистов тем не менее имеет тенденцию к понижению, так как конкуренция вынуждает их заменять человеческий труд машинами, которые обходятся дешевле, но не производят прибавочной стоимости. В результате усиленной эксплуатации доходы рабочих относительно (а возможно, и абсолютно) уменьшаются, а конкуренция постоянно угрожает безработицей. И наконец, предсказывает Маркс: «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрыва

 


Информация о работе Диалектико-материалистический подход к пониманию истории