Дифференциация доходов населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение доходов населения и проблема их дифференциации на территории России.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы понятия доходов населения, раскрыть их сущность и особенности;
- проанализировать динамику дифференциации доходов населения РФ;
- выявить основные причины неравенства доходов в обществе и предложить пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретико-методологические аспекты исследования распределения доходов и их неравенства в рыночной экономике 6
Доходы населения: понятие, сущность, состав, классификация 6
Понятие и факторы дифференциации доходов населения 10
Методы и способы измерения дифференциации доходов населения 12
Перераспределение доходов и социальная политика государства 16
2 Анализ дифференциации доходов населения в Российской Федерации 20
2.1 Анализ межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации заработной платы 20
2.2 Построение кривой Лоренца 28
2.3 Расчет коэффициента Джини 30
3 Проблемы неравенства доходов в обществе 33
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.82 Кб (Скачать файл)

В этих условиях государство  вынуждено (даже вопреки объективной  логике сокращения государственного вмешательства  в экономику) активно участвовать  в перераспределении доходов. Главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.[7]

Социальная политика государства  включает гармонизацию отношений между  участниками рыночной экономики  в форме  социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х  гг. стали проводиться «согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители  объединений предпринимателей и  лидеры профсоюзов принимают решения  по вопросам экономической политики страны.

Социальное партнерство  активно используется в промышленно  развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки  и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние  комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые  ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых  социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата  и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники  безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и другое).[1]

 

2 Анализ дифференциации  доходов населения в Российской  Федерации

2.1 Анализ межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации заработной платы

Важнейшим фактором    дифференциации населения по доходам является межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация заработной платы работников. В таблице 1 представлены данные Росстата о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по укрупнённым видам экономической деятельности в динамике за период с 2000 по 2007 годы.

Таблица 1 Динамика среднемесячной начисленной заработной платы работников по видам экономической деятельности (рублей в месяц) в 2000-2007 годы

 

2000 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Всего в экономике

2223

3240

4360

5499

6740

8555

10728 

12908

Финансовая деятельность

5232

8885

13246

15561 

17384

22464 

27795

33223

Добыча полезных ископаемых

5940 

9099

11081

13912 

16842

19727

23234

27005

Транспорт и связь 

3220 

4304

5852

7471

9320 

11351 

13311 

16006

Государственное управление

2712 

3755

5200

6914

7899

10959

13238

15381

Производство и распределение  природ. ресурсов

3157 

 

4435

5869 

7235

8642

10637 

 

 

 

12863

15118

Продолжение таблицы 1

Операции с недвижимым имуществом

2457 

3546

4677

6196

7795 

10237 

12837 

15801

Рыболовство, рыбоводство

2846

3839

5031

5445

7085

10234

12206

14303

Строительство

2640

3859

4807

6177

7305

9043

11253 

13558

Обрабатывающие производства 

2365

3447

4439

5603 

6849 

8421

10251 

12505

Оптовая и розничная торговля 

1585

2295 

3069 

3974

4906

6552 

8309

10197

Здравоохранение

1333

1960

3141

3663

4612

5906

8092 

9640

Предоставление коммунальных услуг 

1548 

2312

3183 

3920

4823 

6291 

7940 

9938

Гостиницы и рестораны 

1640

2404 

3039

3967

4737 

6033 

7267

9029

Образование 

1240

1833

2927

3387

4203

5430

6984

8374

Сельское хозяйство 

985

1435

1876 

2340

3015

3646 

4578 

5854


 

В таблице 2 представлены результаты ранжирования заработной платы по годам  и отраслям.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 Результаты ранжирования по среднемесячной начисленной заработной плате работников по видам экономической деятельности

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Финансовая деятельность

2

2

1

1

1

1

1

1

Добыча полезных ископаемых

1

1

2

2

2

2

2

2

Транспорт и связь

3

4

4

3

3

3

3

3

Государственное управление

6

7

5

5

5

4

4

5

Производство и распределение  природ. ресурсов

4

3

3

4

4

5

5

6

Операции с недвижимым имуществом

8

8

8

6

6

6

6

4

Рыболовство, рыбоводство

5

6

6

9

8

7

7

7

Строительство

7

6

7

7

7

8

8

8

Обрабатывающие производства 

9

9

9

8

9

9

9

9

Оптовая и розничная торговля 

11

12

12

10

10

10

10

10

Здравоохранение

13

13

11

13

13

13

11

12

Предоставление коммунальных услуг 

12

11

10

12

11

11

12

11

Продолжение таблицы 2

Гостиницы и рестораны 

10

10

13

11

12

12

13

13

Образование 

14

14

14

14

14

14

14

14

Сельское хозяйство 

15

15

15

15

15

15

15

15


Наибольшее увеличение средней  заработной платы присуще двум видам  деятельности: «Финансовая деятельность» (33 233 руб.), «Добыча полезных ископаемых» (27 005 руб.).  Три следующие позиции  по уровню заработной платы занимают такие виды экономической деятельности: «Транспорт и связь», «Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное страхование», «Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды». Таким  образом, два приоритета, непоколебимые  в динамике по годам, совершенно очевидны: это отрасли, связанные с добычей  и распределением природных ресурсов и виды экономической деятельности, в которых, в основном,  не создаётся  новой стоимости: финансовая деятельность, государственное управление.

Для выявления тенденции  в динамике средней заработной платы вначале нужно рассмотреть рейтинговые колебания. Вышеупомянутые приоритетные виды экономической деятельности, занимающие в рейтинг первые пять позиций, за исследуемый период колебались мало и соревновались по уровню доходов только между собой. Весьма непростые экономические условия, отразившиеся на уровне заработной платы, складывались в этот период для таких видов деятельности, как «Рыболовство и рыбоводство», «Операции с недвижимым имуществом», «Строительство», «Оптовая и розничная торговля». В результате средняя заработная плата в этих отраслях колебалась в пределах двух–трёх рейтинговых позиций. Очень хорошо просматриваются в колебаниях рейтинговых позиций реформы в сфере здравоохранения. Заработная плата здесь повышалась (в сравнении с другими отраслями экономики) в 2002 и 2006 годах.

Две самые последние строчки  в рейтинге средней заработной платы  занимают неизменно «Образование»  и «Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство». Несмотря на попытки  правительства страны по реализации национальных проектов в этих сферах, профессиональные доходы работников остаются крайне низкими.

В жизни это означает следующую  знакомую всем ситуацию. Работники  одинаковых профессий, допустим, уборщица или бухгалтер в школе зарабатывают в 3–5 раз меньше, чем уборщица и  бухгалтер в банке. Значит ли это, что для работы в банке требуется  более высокая квалификация, образование, опыт, стаж и т.д.? Или столь высокая  «отраслевая рента» – результат  её «сложности и напряжённости»? И  ещё один вопрос, ответ на который  всем известен: в каком направлении  перетекает наиболее активная, образованная и способная часть рабочей  силы?

Рассмотрим внутриотраслевые различия в профессиональных доходах работников экономики народного хозяйства. Наиболее дифференцированной является оплата труда финансовых работников. Так, по данным выборочного обследования (2004) заработная плата 10 процентов самых высокооплачиваемых работников превышала в 30 раз заработки 10 процентов самых низкооплачиваемых работников этой сферы. В сельском хозяйстве фондовый коэффициент составляет 21 раз, в электроэнергетике – 10 раз. Интересно, что высокая внутриотраслевая дифференциация оплаты труда характерна для низкодоходных сфер экономической деятельности – сельского хозяйства и культуры (коэффициент фондов 21 раз). В то же время для электроэнергетики, отрасли с высокими профессиональными доходами, характерны низкие различия в оплате труда: коэффициент фондов – 10 раз.

Внутриотраслевая дифференциация заработной платы значительно выше в организациях негосударственной  формы собственности, где коэффициент  фондов составляет 39 раз. Для организаций  государственной и муниципальной  форм собственности различия в профессиональных доходах значительно ниже – 18 раз. На транспорте для организаций одинаковой сферы деятельности эти соотношения составляют 10 и 24 раза, в здравоохранении, физкультуре, социальном обеспечении – 12 и 25 раз, в культуре и искусстве – 19 и 44 раза.

Все это приводит к тому, что оплата труда работников одного предприятия, организации существенно  различается. Разница между заработной платой у самой высокооплачиваемой части работников (это, как правило, руководитель и его заместители) и низкооплачиваемых работников составляет, как было показано выше, 10–30 раз, а у работников среднего звена 5–8 раз. Заработная плата «верхушки» зачастую держится в секрете. Столь  высокие различия в профессиональных доходах одного предприятия вряд ли могут объясняться объективными причинами и зависеть только от трудового  вклада работника. Широко практикуется прием молодых работников с «испытательным сроком» и наполовину меньшей  зарплатой. Очевидная несправедливость в оплате труда провоцирует конфликты, которые зачастую заканчиваются  увольнением. Пополняется армия безработных, которая сейчас очень молодая. 28 процентов безработных – молодые люди в возрасте до 24 лет, еще 24 процента – в возрасте от 25 до 34 лет.[11]

Между тем в Японии заработная плата рядового работника и топ-менеджера  различается не более чем в 5 раз. В развитых европейских странах  наименьшая отраслевая дифференциация заработной платы наблюдается в  Швеции, Великобритании, Франции, Италии. Для этих стран характерна высокая  оплата медицинских работников и  работников сфера образования.

Межотраслевые и внутриотраслевые различия в оплате труда дополняются  и межрегиональными различиями, вносящими  свой вклад в дифференциацию населения  по трудовым доходам. Рассмотрим тенденции в межотраслевой дифференциации заработной платы (таблица 3).

 

 

Таблица 3 Темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы работников по  видам экономической деятельности в 2006-2007 гг.

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Средн. темп

роста

за период

Всего в экономике

1,46

1,35

1,26

1,23

1,27

1,25

1,20

1,29

Финансовая деятельность

1,70

1,49

1,17

1,12

1,29

1,24

1,20

1,30

Добыча полезных ископаемых

1,53

1,22

1,26

1,21

1,17

1,18

1,16

1,24

Транспорт и связь 

1,34

1,36

1,28

1,25

1,22

1,17

1,20

1,26

Государственное управление

1,38

1,38

1,33

1,14

1,39

1,21

1,16

1,28

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1,40

 

 

1,32

1,23

1,19

1,23

1,21

1,18

1,25

Операции с недвижимым имуществом

1,44

 

1,32

1,32

1,26

1,31

1,25

1,23

1,30

Рыболовство, рыбоводство

1,35

1,31

1,08

1,30

1,44

1,19

1,17

1,26

Строительство

1,46

1,25

1,28

1,18

1,24

1,24

1,20

1,26

Обрабатывающие производства 

1,46

1,29

1,26

1,22

1,23

1,22

1,22

1,27

Продолжение таблицы 3

Оптовая и розничная торговля 

1,45

 

1,34

1,29

1,23

1,34

1,27

1,23

1,30

Здравоохранение

1,47

1,60

1,17

1,26

1,28

1,37

1,19

1,33

Предоставление коммунальных услуг 

1,49

 

1,38

1,23

1,23

1,30

1,26

1,25

1,30

Гостиницы и рестораны 

1,47

1,26

1,31

1,19

1,27

1,20

1,24

1,28

Образование 

1,48

1,60

1,16

1,24

1,29

1,29

1,20

1,31

Сельское хозяйство 

1,46

1,31

1,25

1,29

1,21

1,26

1,28

1,29

Информация о работе Дифференциация доходов населения РФ