Динамика цен - соотношение цен на товары в разные сезоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Уровень цен это абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме. Структура цен показывает соотношение элементов цены в процентах или долях. Динамика цен показывает изменение уровня цен за определенный период времени. Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам (периодам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг (овощи, фрукты, услуги фотографии, химчистки и др.).

Файлы: 1 файл

Динамика цен - соотношение цен на товары в разные сезоны.docx

— 16.11 Кб (Скачать файл)

Уровень цен это абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме. Структура цен показывает соотношение элементов цены в процентах или долях. Динамика цен показывает изменение уровня цен за определенный период времени. Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам (периодам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг (овощи, фрукты, услуги фотографии, химчистки и др.).

Ценообразование – это одна из важнейших составляющих маркетинговой деятельности любого предприятия.

От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а, следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты.

Суть ценообразования состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары (услуги), чтобы завладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного товара по ценовым показателям и определить объем прибыли.

Ценообразование при максимальном спросе (сезонное ценообразование) является формой временной ценовой дискриминации. Очень часто производители сталкиваются с ситуацией, когда спрос достигает максимума в определенное время (в течение рабочего дня (часы пик), по выходным, в некоторые месяцы и т.д.). Если они будут устанавливать цены в период максимального спроса (пиковый сезон) выше, чем в период пониженного спроса (мертвый сезон), то могут существенно повысить свою прибыль по сравнению со случаем установления единой (недискриминационной) цены для обоих периодов.

Сезонное ценообразование служит примером ценовой дискриминации. Важным преимуществом сезонного ценообразования служит автоматическое исключение арбитража; турист летит в Италию либо в ноябре, либо в июле, из Флоренции звонит домой либо в пять утра, либо в двенадцать дня, домохозяйка стирает и включает электрообогреватели (то есть использует электроэнергию) либо днем, либо ночью и т. д. Все схемы ценообразования туристических фирм, авиакомпаний, телефонных компаний, энергетических компаний, предусматривающие разные цены в зависимости от периода (времени года, дня и ночи, дня недели), объединяют в общее понятие сезонного ценообразования.

Для разработки оптимальной схемы сезонных цен фирме необходимо:

определить спрос на товар в «пиковый» и «мертвый» сезоны;

определить мощность, необходимую для удовлетворения спроса пикового сезона;

определить оптимальную схему ценообразования, учитывая расходы на приобретение (аренду) и обслуживание мощности, необходимой для удовлетворения спроса в пиковый сезон.

Ограничением ценовой дискриминации в форме сезонного ценообразования служит заменяемость услуг в «пиковый» и «мертвый» сезоны. Особенно ярко это проявляется в деятельности телефонных компаний. Кроме того, понятия пикового и мертвого сезонов не являются извне заданными: предоставляя достаточные скидки, туристические фирмы или рестораны могут превратить «мертвый» сезон в «пиковый».

На практике существует множество ситуаций, когда осуществляется подобная ценовая дискриминация:

- повышение  стоимости аренды жилья и цен  на предметы потребления в  курортных городках во время  туристического сезона;

- более  низкие тарифы на телефонные  переговоры после окончания рабочего  дня, по выходным, по праздникам;

- билеты  в кинотеатры на утренние и  вечерние сеансы могут сильно (иногда в несколько раз) отличаться  по цене.

Наряду с сезонными факторами неравновесная динамика цен может быть обусловлена или циклами или случайностью. Циклическая динамика цен представляет собой периодически повторяющееся движение цен с длиной цикла более одного года. Она может быть вызвана следующими причинами:

-          необходимостью единовременных крупных инвестиций. Это наблюдается при приобретении машин, строительстве зданий, использование многолетних насаждений. Переориентация на новое производство или изменение специализации приводит к возникновению недостаточного предложения конкретного продукта на рынке и изменению цены на него;

-          колебания предложения, вызванного изменением цен. Это достигается при нарушении равновесия, вызванного внешним воздействием, а также изменением цен товаропроизводителей. Кроме того, предпосылками колебаний предложения может быть различная реакция поставки товаров на изменение цен в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Случайные колебания цен возникают вследствие изменения предложения продукции под влиянием природных условий. Колебания урожайности сельскохозяйственных культур приводит к изменению цены предложения основных видов продукции.

Ценовые различия при реализации отдельных видов продукции характеризуются определенным спросом и предложением в отдельные периоды времени. Следовательно, имеет место сезонное движение цен. Так спрос на капусту белокочанную может удовлетворяться как за счет текущего производства (июль – октябрь месяцы), так и из фондов ее хранения (октябрь – май месяцы).

Данная ситуация типична не только для периодически поступающей продукции, но и для продукции, имеющей различные производственные затраты в течение года. Например, цены на продукцию молочного скотоводства по периодам производства меняются в различной степени: наиболее высокие они в зимний период и сравнительно низкие в летний.

Изучение сезонных колебаний проводится с целью выявления закономерно повторяющихся различий в уровне рядов динамики в зависимости от времени года. Так, например, реализация сахара населению в летний период значительно возрастает в связи с консервированием фруктов и ягод. Потребность в рабочей силе в сельскохозяйственном производстве различна в зависимости от времени года.

В условиях рынка при заключении договоров на поставку различной продукции (сырья, материалов, электроэнергии, товаров) необходимо располагать информацией о сезонных потребностях в средствах производства, о спросе населения на отдельные виды товаров. Результаты исследования сезонных колебаний важны для эффективного управления экономическими процессами.

 

 

 

 


Информация о работе Динамика цен - соотношение цен на товары в разные сезоны