Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:58, курсовая работа
, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики роста доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие доходов населения и их виды.
2. Определить источники формирования доходов населения.
3. Выявить факторы, определяющие величину доходов населения.
4. Рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.
5. Рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов.
6. Провести анализ состояния доходов населения Республики Беларусь за последние годы.
7. Рассмотреть особенности социальной политики государства в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ИХ ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ 4
1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработная плата как основной источник доходов населения 4
1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину 8
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов 12
1.4 Государственная политика перераспределения доходов 15
ГЛАВА 2 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
2.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы 18
2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Таблица 2(продолжение)
Примечание – Источник: [13, с33]
Рисунок 3 – Структура использования денежных доходов населения по областям
Примечание – Источник: [таблица 2].
При рассмотрении общего объема денежных средств к численности населения (в процентах) к общим доходам и численности населения в республике, можно отметить, что единственным регионом, где денежные доходы преобладают над численностью населения в регионе, является город Минск. Этот факт связан прежде всего, что, как и большинство столиц мира, Минск оснащен хорошей инфраструктурой, в нашей стране занимает выгодное географическое положение, является сосредоточением предпринимательской активности, а также является местом расположения штаб-квартир многих зарубежных компаний. Кроме того, в Минске расположено много высших учебных заведений, которые выпускают квалифицированных специалистов, чей труд оплачивается выше неквалифицированного. На втором месте находится Гродненская область, где денежные дохода населения и его численность практически совпадают. В остальных регионах наблюдается превышение численности населения по отношению к доходам. [Рисунок 4].
Рисунок 4 – Распределение общего объема денежных доходов и среднегодовой численности населения по областям и г. Минску в 2010 году (в процентах)
Примечание – Источник: [13, с.34]
Наибольший удельный вес в доходах населения во всем мире имеет заработная плата, и наша страна не является исключением. Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу) продемонстрирована на Рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)
Примечание – Источник: [13, с.13]
Если рассмотреть структуру денежных доходов населения, приведенную на Рисунке 5, то видно, что оплата труда является наибольшим источником дохода населения Республики Беларусь (56,5% в 2010 году, 58,0% в 2005 году), за ним следуют трансферты населению и прочие доходы (19,9% и 21,2% соответственно в 2010 году), наименьший источник дохода (2,4% в 2010 году) - это доходы населения от собственности.
2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь
Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики на перспективу является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения. [12, с.12]
Для решения проблем, существующий на данный момент, государство предпринимает попытки обеспечить рациональную занятость населения, восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.
Предпринимаются также попытки реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала. [12. с.13]
В перспективе предусмотрен ряд мер, которые позволят пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов, а также налог на недвижимость; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.
Важным направлением социальной политики государства в нашей стране является обеспечение перехода на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат, а также повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты при утрате заработка в случае безработицы, других рисков. [6, с. 20]
Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.
Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. [6, с.22]
Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основную заработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается обеспечить за счет:
Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.
Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. [21, с.38]
Совершенствование пенсионного обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан.
Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы - будет формироваться на накопительных принципах. [12, с.18]
Важной задачей является создание
эффективной системы социальной помощи
реально нуждающимся семьям и отдельным
гражданам, обеспечивающей гарантированный
государством уровень социальной защиты.
Предполагается дальнейшее совершенствование
порядка предоставления выплат и льгот
и их дифференциация в зависимости от
вида льгот, категории граждан, среднедушевого
дохода, состава семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.
Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. Более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.
Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.
Основными источниками формирования доходов населения являются заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд; доходы от собственности; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
Таким образом, заработная плата является основным источником доходов населения. Ставка заработной платы - это цена, выплачиваемая за использование труда. Заработная плата выполняет насколько функций, самые главные из них - воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.
Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию
В то же самое время, неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.
Эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Мировой финансово-экономический кризис, безусловно, оказал влияние на доходы населения Республики Беларусь.
Учитывая неразвитость фондовых и финансовых рынков в стране и их слабую интегрированность в мировую финансовую систему, влияние мирового финансового кризиса на белорусскую экономику проявилось с некоторым временным лагом по сравнению с другими странами. В результате кризиса цены на многие продукты значительно выросли и потребительская корзина покупателя резко сократилась. Тем не менее, цены на многие товары продолжают прямо или косвенно контролироваться государством.
В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. [19].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ