Динамика потребительского спроса в России в посткризисный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:44, статья

Описание работы

В предкризисный 2007 год на долю потребительских расходов населения (оборот розничной торговли и платные услуги населению) приходится более 70 процентов всех денежных расходов среднестатистического россиянина.

Файлы: 1 файл

Динамика потребительского спроса в России в посткризисный период..doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Динамика  потребительского спроса в России в посткризисный период

А.Д.Воронцов, студент гр. 10-ЭБ-ЭК1

В.П.Зыза, профессор

 

Потребительский спрос в докризисный 2007 год

В предкризисный 2007 год  на долю потребительских расходов населения (оборот розничной торговли и платные услуги населению) приходится более 70 процентов всех денежных расходов среднестатистического россиянина.

В структуре потребительских расходов домашних хозяйств наблюдается тенденция  дальнейшего снижения доли расходов на покупку продуктов питания при увеличении доли расходов на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг. При этом доля расходов домашних хозяйств на продукты питания в России существенно выше, чем в развитых странах мира. Так, если в России  в структуре конечного потребления  доля продуктов питания составляет порядка 23%, то в Великобритании 9%, Германии 11,4%, Франции 13,7% США 6,4%, Японии 12,2 процента. [1]

В структуре расходов домашних хозяйств на непродовольственные товары основную долю составляют расходы на покупку одежды, обуви, белья, тканей (28%), покупку телерадиоаппаратуры, предметов для отдыха (12%), мебели и бытовой техники (16%), транспортных средств (16 процентов).

В 2007 году в покупках низкодоходных  и среднедоходных групп населения  преобладали китайская, вьетнамская, турецкая обувь, одежда, трикотажные и чулочно-носочные изделия, посуда, подарки, а также товары совместного, отечественного и белорусского производства.

Сохраняется стойкий интерес российских граждан к выезду на отдых как  в страны дальнего, так и ближнего зарубежья. Только за 2007г. количество россиян, выехавших из страны, увеличилось по сравнению с 2006г. на 21,9 процента. При этом потребляют эти услуги высокодоходные группы населения и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров.

Потребительский спрос в 2008 и 2009 годах

Учитывая масштабы разразившегося мирового финансового кризиса и  его последствия для прочих отраслей российской экономики, 2008 год можно  охарактеризовать как достаточно благоприятный для российского рынка розницы. Оборот розничной торговли по итогам года составил около 14 трлн руб., что на 13,5% больше аналогичного показателя 2007 года. Однако это самые низкие темпы роста данного сегмента российского рынка за последние несколько лет (в 2007 году они превысили 16% по сравнению с 2006 годом).

Негативные факторы упадка экономики России в 2008-2009 годах: уменьшение реальных располагаемых доходов населения; снижение потребительского спроса и смещение его в сторону наиболее дешевых товаров; труднодоступность; удорожание кредитных ресурсов. [2]

Прежде всего в 2009 году произошло изменение в структуре  розничной торговли. На протяжении последних нескольких лет темпы  роста оборота непродовольственных  товаров стабильно обгоняли увеличение объема продаж продовольственных товаров. Однако в 2009 году доля оборота продовольственных товаров в общей структуре розничной торговли начала увеличиваться. Так, по данным Росстата, в сентябре 2009 года удельный вес продовольственных товаров в общей структуре продаж составил 48,2%, непродовольственных товаров — 51,8% (в сентябре 2008-го — 45,9 и 54,1% соответственно). Это прежде всего связано со снижением доходов населения и, как следствие, сокращением расходов, в первую очередь на непродовольственные товары. В результате доля импорта в товарных ресурсах по 2009 года снизилась с 45% на конец 2008 года до 40%.

Большинство потребителей в России рассматривают отдых  и досуг в качестве первых жертв  в процессе оптимизации семейного  бюджета. Намерение снизить затраты  на путешествия подтвердили 38% участников опроса. Около 33% заявили о том, что вынуждены будут меньше тратить на кино, театры, концерты и рестораны, а четверть респондентов готовы воздержаться от покупки электронной бытовой техники. Другой естественной реакцией на кризис стала смена предпочтений покупателей, отказавших себе в товарах класса люкс в пользу товаров средней ценовой группы, в том числе дисконта. Несколько лучше прогнозы по рынку продуктов питания - 65% потребителей планируют сохранить расходы на нынешнем уровне, а 26% - даже увеличить их.

"В "тучные" годы, когда мировые  цены на нефть ставили рекорды,  российская экономика росла в  том числе за счет торговли. Потребительский спрос рос на  уровне 15-16% в год. Потребительский  спрос ушел в отрицательную  зону: в августе 2009-го - минус 9,9% к августу 2008 года, в октябре соответственно - минус 8,5%.

На рынке труда в 2009 г. численность безработных возросла на 1,5 млн. человек и составила  в среднем 8,4% экономически активного  населения. Наибольший уровень безработицы отмечался в феврале и марте (9,4% и 9,2% соответственно). К середине года по мере восстановления экономики и активизации мер по поддержке занятости ситуация на рынке труда начала улучшаться.  [3]

Восстановление  потребительского спроса в 2010 году

Экономику РФ в 2010 году поддержали китайский спрос на сырьевые товары, бюджетные инвестиции в инфраструктурные проекты, программа утилизации автомобилей  и эффект низкой базы. Но реализовать  эти бонусы  в полном объеме  помешал климатический фактор. Жара выпарила почти процент от прогнозируемого роста, что очень немало, особенно если индексировать его в рублях.

Практически во всех секторах экономики (за исключением сельского  хозяйства и строительства) итоговые показатели были выше аналогичных показателей 2009 года. Особенно важны рост инвестиций и потребительского спроса, но они пока далеки от докризисного уровня.

На потребительском  рынке тоже наблюдался рост, но он пока не впечатляет. Увеличение объемов  розничной торговли составило по сравнению с 2009 годом немногим более 4%. Население предпочитает накапливать, а не тратить. К тому же во второй половине года из-за засухи разогналась инфляция, что внесло еще большую нервозность в поведение потребителей. По этой причине доля непродовольственных товаров в расходах населения сохраняется на низком уровне.

Уровень общей  безработицы за год сократился с 9.2%  в январе до 7.2%  в конце  декабря.  Вместе с тем,  докризисный  уровень еще не достигнут. При этом наблюдаемое в 2010 году снижение безработицы происходило не только за счет естественного улучшения экономического состояния страны,  но и за счет искусственной накачки миллиардными правительственными субсидиями.

На фоне начавшегося экономического роста и, как следствие, роста доходов населения в 2010 году розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2009 году. По итогам года прирост оборота розничной торговли составил 4,4% к уровню 2009 года. С января по июль отмечался постепенный рост (при спаде в феврале) помесячной динамики оборота розничной торговли (с исключением сезонности). После падения в августе-сентябре 2010 г. рост потребления восстановился. Потребительский спрос поддерживался также восстановлением кредитования физических лиц. С начала 2010 года, по данным Банка России, кредиты, предоставленные физическим лицам, увеличились на 11,9 процента. [4]

Потребительский спрос с 2011 года и по настоящее  время

Основным фактором посткризисного восстановления экономики  остается потребительский спрос.  Потребительский спрос почти  полностью был основан на снижении чистых сбережений населения и высокой доступности потребительского кредита.

Ситуация на рынке труда в 2011 году продолжила улучшаться. Численность безработных  граждан снизилась   на  0,5 млн. человек (в сопоставимой методологии) и составила в среднем за год 6,6%  экономически активного населения,  что на 0,9 процентного пункта ниже уровня 2010года. При этом в декабре с исключением сезонного фактора уровень безработицы снизился до 6,0%, что является минимальным значением с июля 2008 года.

До рекордно низкой отметки опустился уровень инфляции. С января по ноябрь инфляция не превышала 5,7%, в то время как в прошлом году этот показатель держался на уровне в 9%. Согласно данным Росстата, реальные доходы граждан за первые 10 месяцев 2011 года выросли на 7,5%.

Заметно вырос  оборот розничной торговли (с 6,8% до 7,7%) за счет роста в непродовольственном  сегменте и увеличения доходов потребителей. Рост реальных доходов ускорился  до 3,1% в феврале (против 2,3% в январе) за счет рекордно низкой инфляции (3,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в феврале). Рост зарплат в реальном выражении составил в феврале 13,3% (рекордный показатель за четыре года.) Рост реальной заработной платы сопровождался снижением задолженности по заработной плате,  которая по состоянию на 1  января 2012  г.  по сравнению с 1  января 2011  г. снизилась на 19,3%. Предвыборные бюджетные расходы продолжили оказывать поддержку потребительскому спросу в течение двух месяцев этого года, а зарплаты в реальном выражении выросли за счет повышения зарплат военных и пенсий. После прекращения действия этих факторов рост может несколько замедлиться, однако в целом статистические данные за февраль подтверждают, что потребительский спрос продолжает расти высокими темпами. [5]

Согласно исследованию ВБ, самым значимым для уровня потребления в РФ является уровень безработицы, при росте которого на 1% потребление сокращается на 2%, тогда как 1% роста ВВП добавляет 0,8% к росту потребления, а 1% роста цен на нефть — всего 0,07%. Краткосрочные колебания в уровне доходов не приводят к значительным изменениям потребления, адаптация к отрицательным шокам происходит за счет сокращения зарплат, а не занятости. [6]

 

Список используемых источников:

 

  1. www.modern-econ.ru
  2. www.spinform.ru/
  3. www.rg.ru
  4. www.novopol.ru
  5. www.estimation.ru
  6. www.quote.rbc.ru

Информация о работе Динамика потребительского спроса в России в посткризисный период