Директивное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:55, доклад

Описание работы

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.
Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования
является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 15.50 Кб (Скачать файл)

Директивное планирование

       Директивное планирование - представляет собой процесс  разработки планов,

имеющих силу юридического закона, и  комплекс мер по обеспечению их выполнения.

Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а

должностные лица несут ответственность  за невыполнение плановых заданий.

       Сущность директивного  планирования заключается в том,  что до хозяйствующих

субъектов из единого планового  центра доводятся планы работы, утверждаются цены,

прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко

контролируется. Объективной основой  директивного общегосударственного планирования

является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника –

государства. Важным условием применения директивного планирования является

использование методов принуждения  и поощрения выполнения планов.

       В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем

СССР для прямого воздействия  центральной власти на все звенья народного хозяйства,

для достижения целей, заданных общих  направлений развития. План, подготавливаемый

Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические

показатели складывались из натуральных  показателей, которые в свою очередь  вытекали

из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием.

Соответственно из плана производства строился план распределения продукции,

служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик

привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему  своей

продукции и наоборот, потребитель  знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты,

комплектующие изделия.

       Планы носили  адресный характер и отличались  чрезмерной детализацией.

Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах  страны

и постепенно себя исчерпали.

       Можно выделить  три «порока» последствий такого  планирования в

государственном масштабе:

       Малая эффективность  государственного сектора в экономике  и поощрение так

называемых планово-убыточных предприятий  не способствовало экономическому росту.

(Если верить оценкам американских  специалистов, государственное воздействие  на

экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. См. Lipsey R.,

Steiner P., Purvis D. Economics. N.Y., 1987, p. 422).

       Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.

       Чрезмерное государственное  вмешательство вело к подрыву  самого рынка, его

естественных (присущих человеческой природе) законов.

       Несмотря на  отмеченные недостатки, элементы  директивного планирования могут

и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном,

уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и

сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.


Информация о работе Директивное планирование