Доходы населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - доходы населения.
Предмет исследования - доходы населения Республики Беларусь.
Цель работы: изучить доходы населения Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..4
1_Доходы населения: понятие, виды и источники формирования…………………………..………………………………………....6
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность……………….10
3_Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты……………………………………………………………………………12
4 Доходы населения Республики Беларусь……………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Доходы населения.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

По предварительной оценке, за 2009 год заработная плата в долларовом эквиваленте в реальном секторе экономики возрастет на 5%.

Несмотря на негативные влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.

Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.

С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными).

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое.

Кривые Лоренца - это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.

Индекс Джини показывает, какую долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве».

Чрезмерное неравенство в доходах отрицательно влияет также на качество жизни людей, обусловливает относительно большую долю бедняков в составе населения страны.

Бедность - это обусловленное низким уровнем дохода недопустимое лишение необходимых материальных благ.

Официальный порог бедности и критерий нуждаемости, как правило, не совпадают. Критерий нуждаемости должен быть гибким показателем и регулярно пересматриваться, как с целью не допустить снижения мотивации труда, так и исходя из реальных финансовых возможностей страны.

Причинами бедности являются низкий уровень экономического развития страны, безработица войны и военные конфликты, влекущие за собой разрушение промышленности, дорог и других объектов, а также массовые переселения людей, дискриминация по полу, цвету кожи, национальности, низкий уровень пенсионного обеспечения и др.

Для сокращения бедности и уменьшения степени неравенства доходов государство проводит соответствующую социальную политику. Она включает комплекс мер по поддержанию уровня доходов граждан и созданию условий для удовлетворения их первостепенных нужд. В рамках социальной политики разрабатываются программы социального страхования и программы государственной помощи. Средства социального страхования распределяются в форме денежных выплат (пенсии и пособия), финансирования услуг (оплата лечебно-профилактической помощи, содержание домов-интернатов, покрытие затрат на организацию лечения и отдыха инвалидов и престарелых) и предоставления льгот (получение отдельными группами населения конкретных материальных благ и услуг). Программы государственной помощи обеспечивают пособиями тех, кто не имеет необходимых доходов в силу жизненных неудач, а также тех, кто содержит маленьких детей.

У политики перераспределения доходов и их выравнивания есть как сторонники, так и противники. Основной аргумент в пользу равенства доходов состоит в том, что любое перемещение доходов от относительно богатых граждан к относительно бедным увеличивает общую полезность в обществе, поскольку способствует удовлетворению более насущных потребностей за счет менее насущных. Главный довод оппонентов данной политики заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и в конечном счете оборачивается снижением уровня дохода в будущем.

Главным вектором социально-экономического развития белорусского государства является повышение общественного благосостояния, улучшение уровня и качества жизни населения.

Снижение темпов роста денежных доходов населения, в том числе и заработной платы, является общемировой тенденцией.

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-апреле 2009г. составил 76,7%.

Главная составляющая доходов населения - заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в январе-апреле 2009г. составила 937,3 тыс. рублей, в том числе в апреле - 965,7 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с мартом текущего года на 0,9%, или на 8,5 тыс. рублей.

Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда.

В мае 2009г, средний размер пенсии назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 391 тыс. рублей (116,7% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 409,3 тыс.

В настоящее время в зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов варьируется от 98 тыс. до 156 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования - от 82 тыс. до 131 тыс. руб.

По предварительной оценке, за 2009 год заработная плата в долларовом эквиваленте в реальном секторе экономики возрастет на 5%.

Несмотря на негативные влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Агапова Т. А. Макроэкономика: Учебник МГУ им. М. В. Ломоносова, 4-е изд., перераб. и доп. / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2001.- 446 с.
  2. Базылев Н. И. Экономическая теория (макроэкономика) ч. 3: Учебно-практическое пособие / Н. И. Базылев, С.П. Гурко. - Минск: БГЭУ, 2000. - 144 с.
  3. Беларусь по темпам роста денежных доходов населения в 2008 году опередила Россию и Казахстан [Электронный ресурс] / Белта. - Минск, 2009г. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/news/econom?id=345689. - Дата доступа: 28.08.2009.
  4. В Беларуси рост реальных денежных доходов населения в первом полугодии 2009г. составил 3,5% [Электронный ресурс] / Информационной агенство CbondS. - 2009г. - Режим доступа: http://www.cbonds.info/rus/news/index.phtml/params/id/441495. - Дата доступа: 28.08.2009.
  5. Государственная политика в области формирования и регулирования доходов граждан [Электронный ресурс] / Витебский областной Исполнительный комитет. - Витебск, 2009г. - Режим доступа: http://www.vitebsk-region.gov.by/ru/informday/pol_doh. - Дата доступа: 28.08.2009.
  6. Заработанная плата в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Белстат. - Минск, 2009г. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/wages.php. - Дата доступа: 28.08.2009.
  7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. / С.Н. Ивашковский. - Москва: Дело, 2002. - 472 с.
  8. Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. - Москва: ИНФРА-М, 2004. - 2 т.
  9. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.
  10. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковай и Ю.М. Ясинского. - Минск: Аккад.упа. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 343 с.
  11. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комп-лексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2005. - 844с.
  12. Новикова И.В. Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова. - Минск: БГЭУ, 2006. - с.543
  13. Официальная статистика [Электронный ресурс] / Белстат. - Минск, 2009г. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main.php. - Дата доступа: 28.08.2009.
  14. Плотницкий М.И. Микроэкономика и макроэкономика: Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Плотницкий. - Минск: Мисанта, 2007. - 272 с.
  15. Социально - экономическое положение Республики Беларусь: статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск,  январь-май 2009г. - 272 с.
  16. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник изд. 3-е, перераб. и доп. / Л.С. Тарасевич [и др.]. - СПб.: СПбГУЭФ, 1999. - с.452
  17. Комментарий о порядке индексации доходов населения за июль 2009г. [Электронный ресурс] / Министерство труда. - Минск, 2009г. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/socnorm/new_url_272372539. - Дата доступа: 28.08.2009.

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Доходы населения Республики Беларусь