Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение доходов населения и проблема их дифференциации на территории России.
Задачами данной работы являются изучение и анализ:
1. Понятия доходов населения и их классификации.
2. Доходов населения в России в условиях "Мирового финансового кризиса".
3.Политики государства в области доходов.
4. Неравенства доходов населения.
ВВЕДЕНИЕ
I. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ НЕРАВЕНСТВО
1.1 ПОНЯТИЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.2 НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
1.3 ПРИЧИНЫ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
2.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
2.2 ОЦЕНКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА И КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ
2.3 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ "МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА"
III. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перспективными направлениями в содействии занятости безработных граждан является их вовлечение в сферу предпринимательства (малый бизнес), самозанятость.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с "дырявым ведром", т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы "утечки" из "ведра Окуня" определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В
России с 1991г. действует периодически
пересматриваемый минимальный размер
оплаты труда (МРОТ). В России с 1 января
2009 года МРОТ равен 4330 рублей. Иногда МРОТ
бывает ниже прожиточного минимума, т.е.
заработной палаты попросту не хватит
на обеспечение нормального существования
человека, прожиточный минимум по Кировской
области определяется и утверждается
ежеквартально Правительством Кировской
области (см.таблицу № 3).
Таблица №3.
Величина прожиточного минимума по Кировской области за III квартал 2009 года (рублей).
Наименование | На душу
населения |
в том числе по социально-демографическим группам населения | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Величина прожиточного минимума | 4828 | 5195 | 3868 | 4767 |
в том числе: | ||||
стоимость потребительской корзины | 4513 | 4676 | 3868 | 4767 |
в том числе: | ||||
продукты питания | 1904 | 1954 | 1674 | 2019 |
непродовольственные товары | 828 | 794 | 755 | 1046 |
услуги | 1781 | 1928 | 1439 | 1702 |
расходы по обязательным платежам и сборам | 315 | 519 | - |
Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Также важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.
Государственная политика в области доходов носит очень важный характер, с её помощью осуществляются важнейшие процессы в обществе, тем более что на данный момент Россия находится в условиях финансово - экономического кризиса, что не мешает Правительству осуществлять все меры в её поддержку.
Изменения происходящие в последние годы показывают, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.
Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.
Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.
Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.
Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.
Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.
Рассмотренная мною тема носит актуальный характер, так как по моему мнению вопрос неравенства будет существовать всегда, он будет иметь постоянное отражение в одной из сторон нашей жизни независимо от того времени когда мы живем.
"Приложение
А"
Таблица 1. - "Средняя заработная плата регионов РФ"
Средняя зарплата | Регионы | Федеральные округа |
6 594 | Республика Дагестан | Южный |
8 742 | Республика Калмыкия | Южный |
8 920 | Республика Северная Осетия - Алания | Южный |
9 017 | Республика Ингушетия | Южный |
9 036 | Карачаево-Черкесская Республика | Южный |
9 270 | Кабардино-Балкарская Республика | Южный |
9 680 | Алтайский край | Сибирский |
10 041 | Ивановская область | Центральный |
10 443 | Брянская область | Центральный |
10 710 | Республика Марий Эл | Приволжский |
10 766 | Тамбовская область | Центральный |
10 834 | Ульяновская область | Приволжский |
10 839 | Республика Алтай | Сибирский |
10 870 | Республика Адыгея | Южный |
10 912 | Республика Мордовия | Приволжский |
10 954 | Кировская область | Приволжский |
11 429 | Ставропольский край | Южный |
11 430 | Псковская область | Северо-Западный |
11 437 | Курганская область | Уральский |
11 515 | Костромская область | Центральный |
11 570 | Чеченская Республика | Южный |
11 696 | Орловская область | Центральный |
11 792 | Владимирская область | Центральный |
11 843 | Курская область | Центральный |
11 855 | Чувашская Республика | Приволжский |
11 933 | Саратовская область | Приволжский |
11 964 | Республика Тыва | Сибирский |
12 005 | Смоленская область | Центральный |
12 152 | Пензенская область | Приволжский |
12 381 | Воронежская область | Центральный |
Информация о работе Доходы населения России и их дифференциацияя