Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 00:14, курсовая работа
Уровень жизни занимает первостепенное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит устремленность и темпы дальнейших преобразований в стране ,а следовательно политическая и экономическая стабильность в обществе. Для этого необходимо ясно представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на показатели уровня и качества жизни.
введение
Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения
1.1 Понятие уровня и качества жизни населения…………............................4
1.2 Индикаторы измерения уровня и качества жизни……………………….9
1.3Принципы распределения доходов в обществе………………………17
Глава 2. Основные показатели уровня и качества жизни населения
2.1 Показатели уровня и качества жизни населения России……………..22
2.2 Основные направления повышения уровня жизни населения России
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы
Функциональное распределение и соответствующая структура доходов определяется способом, которым денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Здесь совокупный доход распределяется в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Заработная плата выплачивается за работу; рента и процент – за ресурсы, находящиеся в чьей-либо собственности; прибыль поступает к владельцам корпораций и иных предприятий. Функциональное распределение дохода формирует первичные доходы населения и их структуру. Крупнейшим источником доходов домохозяйств является заработная плата, выплачиваемая рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями, в которых они работают. В смешанной экономике, как показывает практика промышленно развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату, а не на «капитал» (ренту, процент, предпринимательскую и торговую прибыль).
В нашей стране ощутимую долю в доходах населения занимают доходы собственников и предпринимателей. Их удельный вес в структуре доходов значительно превышает аналогичный показатель в США. Таким образом, на начальном этапе рыночных реформ произошло резкое перераспределение доходов – от заработной платы к доходам от капитала. Доля заработной платы в России значительно меньше аналогичного показателя в развитых странах с рыночной экономикой. Обесценение труда на фоне неэффективного использования значительных доходов от капитала является одной из основных причин системного кризиса российского общества.
Показатель является численной характеристикой отдельных сторон деятельности. Социально-экономические показатели уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты уровня жизни населения. Социально-экономические показатели выражаются через средние величины, темпы изменения, коэффициенты частоты, концентрации, дифференциации и покупательной способности.
Об уровне жизни населения можно судить, оценив его материальное положение, социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый период. Для оценки материального положения необходима характеристика структуры денежных доходов населения и их использования.
Денежные доходы населения являются одним из основных показателей уровня жизни. Денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам и другие доходы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность населения. Как видно из данных приложения 1 среднедушевые доходы населения ежегодно возрастали и в 2010 г. составили 7457 рублей, что на 24,6% больше, чем в 2009 году. Реальные располагаемые денежные доходы в период с 2009 г. по 2010 г. возросли на 1,1%, с 2010 г. по 2011 г. - увеличились до 14939,2руб.
По данным Госкомстата денежные доходы населения в 2010 году сложились в сумме 25561,2 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2008 годом на 19%.
В 2010г. в России рост потребительских цен, опережавший динамику денежных доходов населения, привел к падению покупательной способности доходов и увеличению численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Такое изменение социальной и экономической ситуации сопровождается резким усилением дифференциации населения по основным социально-экономическим характеристикам: оплате труда, жилищной обеспеченности, располагаемому имуществу, денежным сбережениям.
Статистика представляет два вида распределения доходов среди населения: распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов и распределение общего объема денежных доходов населения, что в совокупности дает относительно полное представление о распределении доходов.
Данные таблицы "Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов" приложения 2 позволяют судить о численности различных доходных групп населения и дают возможность произвести разбивку на более крупные группы, лучше всего по их соотношению с прожиточным минимумом.
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человеческого обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается правительством РФ - в целом по России, органами исполнительной власти субъектов РФ - в субъектах РФ.
Начиная с квартала 2010 г. расчеты величины прожиточного минимума производятся на основе данных Госкомстата России на уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ.
В приложении 3 приведены данные величины прожиточного минимума за 1-4 кварталы 2003-2011 годов, установленные Правительством РФ.
В 2010 г. средний прожиточный минимум составлял 5902 рубля. Численность населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по РФ, в квартале 2010г. составила 15,7 млн. человек (13,3% от общей численности населения). В 2011году Правительство установило официальный прожиточный минимум в стране, рассчитанный по итогам четвертого квартала 2011 года он оказался весьма небольшим - 6473 рубля. на душу населения в месяц. По категориям населения прожиточный минимум дифференцируется так: для трудоспособного населения - 6986 руб., для пенсионеров - 5122руб., для детей - 6265 руб. По сравнению с третьим кварталом 2010 года прожиточный минимум вырос на 814 руб. - примерно на 10%, хотя потребительские цены за четвертый квартал 2011 года, по официальным данным, выросли на 11,1%.
Рассмотрим на основании таблицы приложения 3 расчетные сопоставления по уровню жизни между работающими, пенсионерами и детьми по данным за 2010-2011г., используя показатель соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума по каждой из названных категорий граждан. Учитывая приведенный выше анализ, что в 2007 г. Среднедушевой денежный доход по всему населению составил 20383 рублей и прожиточный минимум - 5902 рубля, то усредненный уровень жизни может быть оценен в процентах как отношение 20383: 5902 или приблизительно 352%. В 2011 г. 18126,4: 6473, что приблизительно равно 352%.
Детский прожиточный минимум был равен в 2011 году 6265 рублей, а значит уровень жизни ребенка равен 181,5%. В 2010 году - 253,5%. Наконец, уровень жизни пенсионера в 2010 году равнялся среднему размеру пенсии, деленному на его прожиточный минимум, или 76,3%. В 2011 году этот показатель составлял 117%.
В приложения 4 приводятся данные о распределении общего объема денежных доходов населения по 20% -м группам, где наблюдается усиление неравномерности. Так, наиболее обеспеченная группа населения сконцентрирована в 2010 г. 47,3% против 47,9% в 2011г., а доля наименее обеспеченной группы в общем доходе уменьшалась на протяжении с 2008 по 2011 года, и составила 7,1%.
В структуре использования денежных доходов в 2011 г. по сравнению с 2008 г. отмечался некоторый прирост финансовых активов. В период с 2008 по 2011 г. - рост финансовых активов. Изменения в структуре использования денежных доходов с 2008 г. по 2011 г. прослеживаются в таблице приложения 5.
Объем денежных доходов населения в январе-июне 2011 г., по предварительной оценке, составил 15919 млрд. рублей с ростом к соответствующему периоду прошлого года на 8,3 процента. Денежные расходы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 9,8% и составили 15971,3 млрд. рублей. За I полугодие текущего года денежные расходы населения превысили его доходы на 52,3 млрд. рублей, в то время как в прошлом году доходы превысили расходы на 155 млрд. рублей. При этом, помимо превышения расходов над доходами в январе, которое объясняется сезонным фактором, в марте и в мае текущего года население также потратило денежных средств больше, чем получило доходов за эти периоды. По всей видимости это связано с тем, что в условиях сокращающихся реальных располагаемых доходов (на 1,4% в I полугодии 2011 г. относительно соответствующего периода 2010 г.), население еще не успело скорректировать свое потребление, которое было также поддержано растущим потребительским кредитованием.В результате, за январь-июнь 2011 г. население использовало на потребление 76,2% своих денежных доходов. При этом, за аналогичный период прошлого года на эти цели населением было потрачено 70,6% денежных доходов. Кроме того, в июне текущего года значительно выросли расходы на покупку недвижимости: относительно аналогичного периода прошлого года темпы прироста составили 43,8%, что свидетельствует о восстановлении рынка жилья, как вторичного, так и новостроек. По итогам I полугодия 2011 г. расходы на приобретение иностранной валюты выросли на 33,1% и составили 3,9% всех денежных доходов населения (3,2% – за I полугодие 2010 года). Существенно сократилась доля денежных доходов, направленных на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах: с 7,8% за январь–июнь 2010 г. до 4,4% за аналогичный период 2011 года. Такая ситуация частично является следствием того, что значительно увеличились объемы расходов населения с использованием банковских карт за рубежом. В целом склонность к сбережению с исключением сезонной компоненты в июне выросла на 1,2% по сравнению с маем текущего года. Среднемесячная начисленная заработная плата в июне 2011 г., по предварительным данным, составила 24601 рубль и по сравнению с июнем 2010 г. выросла на 14 процентов. В целом за I полугодие текущего года, по оценке Росстата, номинальная начисленная заработная плата составила 22353 рубля (прирост относительно прошлого года – 12,2 процента). Несмотря на то, что номинальный рост заработной платы в I полугодии текущего года несколько выше, чем в I полугодии прошлого года, под влиянием инфляционного фактора реальные темпы роста заработной платы в текущем году ниже, чем в прошлом году. За июнь текущего года относительно июня 2010 года реальная заработная плата составила 4,2 процента, за I полугодие – 2,4 процента.В I полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост заработной платы практически во всех наблюдаемых видах экономической деятельности. В отличие от апреля, когда наибольший рост заработной платы демонстрировали виды деятельности, связанные с производством и продажей автотранспортных средств, наиболее высокие темпы роста заработной платы в мае текущего года отмечались в подвидах промышленной деятельности. Так, заработная плата в производстве, передаче и распределении электроэнергии в мае 2011 года относительно аналогичного периода прошлого года выросла на 21,5%, в добыче металлических руд – на 19,1 процента. В видах деятельности со значительным уровнем государственного участия темпы роста заработной платы продолжают оставаться на уровне ниже среднероссийских. Так, в государственном управлении номинальная заработная плата в мае 2011 года относительно соответствующего периода прошлого года выросла на 9,1%, в здравоохранении – на 6,9%, образовании – на 6,8 процента. Как результат, продолжает увеличиваться разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. По последним данным, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг за январь-май 2011 г. составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 79%, работников образования – 70% (за январь-май 2010 г. – соответственно 85% и 76 процентов)
Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности в текущем году не претерпела значительных структурных изменений и остается высокой. Лидерами по уровню заработной платы продолжают оставаться финансовая деятельность и отрасли топливно-энергетического комплекса. Среднемесячная заработная плата в этих видах деятельности превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2-2,5 раза. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве – 50% и 47% от среднемесячной заработной платы в целом по экономике соответственно. Несмотря на то, что в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по экономике отмечался рост численности работников на 0,2%, в отдельных видах деятельности продолжается сокращение численности работников. Так, в сельском хозяйстве численность работников за указанный период сократилась на 4,4%. Также сократилась на 3% численность в государственном управлении. За 2011-2013 годы численность федеральных государственных служащих должна сократиться на 20 процентов. В то же время, в оптовой и розничной торговле численность работников в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6,4%, в финансовой деятельности – на 4,1 процента. По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 июля 2011 г. составила 2,43 млрд. рублей и снизилась по сравнению с 1 июня текущего года на 7,7 процента. Отдельно следует отметить, что за июнь текущего года задолженность по заработной плате в обрабатывающих производствах снизилась на 112,6 млн. рублей. Основная часть задолженности, по-прежнему, приходится на задолженность из-за отсутствия собственных средств, которая на 1 июля 2011 г. составила 2,42 млрд. рублей (99,6% от общей суммы задолженности) и снизилась за май 2011 г. на 7,1 процента. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 48% приходится на обрабатывающие производства, 21% – на строительство, 9% – на сельское хозяйство, 8% – на транспорт, 5% – на производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 июля 2011 г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров с 1 февраля 2011 года трудовые пенсии увеличены на 8,8%, социальная пенсия с 1 апреля 2011 года проиндексирована на 10,27 процента. В результате реализации данной меры средний размер назначенных пенсий в июне 2011 года, по данным Росстата, составил 8252 рубля и увеличился по сравнению с тем же периодом 2010 года на 8,8 процента. В целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации с 2010 года устанавливаются федеральные и региональные социальные доплаты к пенсии. В результате в 67 субъектах Российской Федерации 2749,8 тыс. человек установлена и выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии, в 17 субъектах Российской Федерации 2428,1 тыс. человек – региональная социальная доплата к пенсии. Величина прожиточного минимума на душу населения во II квартале 2011 г. оценивается на уровне 6505 рублей с ростом ко II кварталу 2010 г. на 15,6 процента. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения во II квартале 2011 г. оценивается на уровне 7023 рубля, пенсионеров – 5141 рубль и детей – 6294 рубля. Стоимость продуктов питания в потребительской корзине по сравнению со II кварталом 2010 г. увеличилась на 20%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 9,4% и 13,4% соответственно. В I полугодии 2011 г. коэффициент фондов (соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) несколько снизился и составил 14,8 раз против 15,4 в I полугодии 2010 года. Это связано с проводимыми в текущем году мероприятиями по повышению пенсий, пособий, социальной поддержке отдельных групп населения. Доходно-имущественное расслоение граждан также несколько снизилось. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в I полугодии 2011 г. приходилось 29,8 общего объема денежных доходов населения (30,2% – в I полугодии 2010 г.), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,0% (2,0% в I полугодии 2010 года).
Бедность - это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей. Основу официально публикуемых данных об уровне бедности составляет индекс численности бедного населения, определяемый в российских условиях как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. На рисунке 1 приложения 8 приведена динамика этого показателя за годы реформ, из которого следует, что в течение прошедших 12 лет наблюдались заметные колебания индекса. До 1995 года показатели бедности устойчиво снижались. В 1994 году произошло особенно сильное снижение. Главный фактор радикального уменьшения численности бедных в тот период - изменение методики построения ряда распределения по доходам.
В 1995 году наблюдался некоторый рост масштабов бедности, что связывают с банковским кризисом, после чего отмечалась тенденция снижения бедности, вплоть до августовского кризиса 1998 года. После этого нового кризиса, последствия которого наиболее ярко проявились в 1999 году, наблюдается устойчивое сокращение бедности, которое объективно произошло еще в 2000 году. Однако, именно в 2010 году, Россия перешла к более дорогому прожиточному минимуму, поэтому рост реальных доходов населения не нашел своего отражения в динамике численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Начиная с 2005 года, наблюдается устойчивая тенденция снижения численности бедного населения, что свидетельствует о позитивном влиянии экономического роста на уровень доходной обеспеченности населения.
Теперь обратимся к показателю дефицита доходов, измеряемому в процентах от величины прожиточного минимума и указывающему на то, сколько нужно доплатить бедным для того, чтобы подтянуть их доход к величине прожиточного минимума, то есть, чтобы они перестали быть бедными. В среднем по всем бедным дефицит дохода составил 28,7%. Данный результат дает основания утверждать, что российская бедность неглубокая. Представленные на рисунке 2 приложения 8 данные иллюстрируют тот факт, что для большинства бедных семей дефицит дохода не превышает 20% от величины прожиточного минимума, и только у 8,5% он выше 60% прожиточного минимума.
Такие оценки позволяют сделать вывод о том, что значительная часть российских бедных домохозяйств сконцентрирована у черты бедности и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств существования. Для политики это позволяет определить два принципиально разных направления целевой деятельности. Во-первых, за счет программ, направленных на поддержку тех, кто расположен у черты бедности, можно существенно сократить численность бедного населения при минимальных издержках. Во-вторых, порядка 10% бедных семей будут продолжать оставаться таковыми даже в том случае, если к ним перераспределить существенную часть доходов, поэтому для них необходимы специальные программы, направленные на сокращение глубины бедности. Тот факт, что бедность неглубокая, следует рассматривать как позитивный результат с точки зрения динамики уровня жизни, а концентрация бедных преимущественно около черты бедности еще указывает на возможную высокую временную бедность.
Информация о работе Доходы населения. Уровень и качество жизни