Доходы населения: виды и источники формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода. Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.

Содержание работы

Глава 1. Доходы населения, их виды и источники формирования………..........................................................................….…...4
1.1. Сущность доходов населения и их виды……………………..…......…4
1.2.Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину…………………………………………………………..………......7
Глава 2.Государственная политика и неравенства в распределении доходов…………………………………………………………………….....11
2.1.Проблема неравенства и распределения доходов…………… ..….…..11
2.2. Государственная политика перераспределения доходов………....….15
Список литературы.............................…………………………….....…..….

Файлы: 1 файл

makroekonomika.docx

— 55.42 Кб (Скачать файл)

         Область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы . :[8, с. 207]

          В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей. Но если же на долю 40 % населения приходится менее 12-13 % общей суммы доходов страны, то такой перекос вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями. Основными инструментами, с помощью которых государство регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат. : [1, с.220]

          При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства. Основными инструментами, с помощью которых государство регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат. :[2, с. 134]

          Коэффициент Джинни изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения. При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства. Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям. :[6, с.157]

          Рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике. Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.  Высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики. :[2, с. 120]

          В перспективе предусмотрен ряд мер, которые позволят пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов, а также налог на недвижимость; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др. Важным направлением социальной политики государства в нашей стране является обеспечение перехода на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат, а также повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты при утрате заработка в случае безработицы, других рисков. : [4, с. 20]

          Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.

          Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходные и низко - доходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией). Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение "кривой Лоренца", которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. Также кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами. :[8, с.89]

 

 

 

2.2.Государственная политика перераспределения доходов

          Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. Эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов предполагает  установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат, регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции, защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

          Политика перераспределения доходов включает аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и финансирование системы социальной защиты, включающей:

- систему социального страхования;

- систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

          Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

          Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата. Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. :[2, с.158]

            Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования. :[8, с.112]

          Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач:

-  оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения.

-  нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

          Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих граждан. Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. :[7, с. 120]

          Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития , основной целью социальной политики на перспективу является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения. : [2, с.12]

           Для решения проблем,  существующий на данный момент, государство предпринимает попытки обеспечить рациональную занятость населения, восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников. Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода. Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. Более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается. : [8, с.38]

         Доходы бывают номинальными, располагаемыми  и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. : [4, с 34]

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2007.С. 447

2. Богданович А.В., Александрович  Я.М. Основные положения национальной  стратегии устойчивого социально-экономического  развития Республики Беларусь  до 2020 года // Белорусский экономический журнал. 2006. №3. С.4-19

3. Доходы населения и  оплата труда, социальная защита  населения // Экономический бюллетень. 2010. №9.С.23 – 27

4. Макроэкономика: Учеб. пособие Под ред.М.И. Плотницкого. М.: Новое знание, 2009.С.462

5. Бондарь, А.В. Макроэкономика: Учеб. пособие / В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. –С.415

6 . Клюня. В.Л.  Основы экономической теории: учебник [и др. Мн.: Выш. шк., 2009. –С.408

7. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен, пер с англ. Москва: Дело, 1999. –С.447

8. Суриков А.Е. Статистика доходов населения. М.: Финстатинформ, 2011. –С.239


Информация о работе Доходы населения: виды и источники формирования