Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.
Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.

Файлы: 1 файл

Сам курсак.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

С поправкой  на изменение потребительских цен  рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения:

 

Аналогично  рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения – как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег:

Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых доходов:

 

Отсюда  следует, что скорость изменения  реальных доходов зависит от трех факторов:

    • темпов роста номинальных доходов;
    • изменения ставок налоговых платежей;
    • изменения покупательной способности денег.

Анализ доходов семьи (домохозяйства) начинается с вычисления общих их уровней, что уже представляет собой  сложную экономическую задачу, включающую наряду с вычислительными операциями логическую увязку их результатов. Затем  анализируются роль различных источников в формировании доходов, а также факторы, от которых зависят их уровень и структура. Сопоставляются доходы разных социальных групп населения, групп, различающихся по статусу в занятости, составу семей и т.д.

                

                       2. Формирование доходов на макроуровне.

           2.1. Заработная плата как основной источник дохода.

В 1990–е годы уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60 – 70–х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни.

Исследователи отмечали, что уровень  и структура заработной платы  не обеспечивали для абсолютного большинства работающих полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. По данным Госкомстата, к концу 1995 года средний уровень реальной заработной платы упал примерно до 34% от уровня, существовавшего до начала реформ (январь 1992г.). Академик Д. Львов приводил данные, согласно которым среднемесячная заработная плата в сопоставимых ценах в 1991 году составляла 598 рублей в месяц, а в 1998 году – только 198 рублей, то есть произошло её снижение в 3 раза. Наибольшее падение реальной заработной платы произошло в 1995 и 1998гг.

Согласно данным Госкомстата, на конец июля 1997 года объём задолженности по выплате заработной платы, за который ответственно государство, составлял 11,4 трлн. руб. В эту цифру не были включены данные по задолженности военным и некоторым другим категориям работников, и их включение повышало размер задолженности примерно до 20 трлн руб. Общая задолженность по зарплате на начало 1997 года (согласно данным Госкомстата) составила примерно 50 трлн руб.

В 2000–х годах произошло значительное увеличение реальных доходов населения, а также снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2009).

В ноябре 2011 года среднемесячная начисленная  заработная плата составляла 24310 руб., медианная (апрель 2011) – 16043 руб.

По данным на март 2010 года, средняя  начисленная заработная плата в  России составляла 20383 руб/мес, в том числе в:

    • обрабатывающих производствах – 18297 руб/мес;
    • производстве машин и оборудования – 19057 руб/мес;
    • производстве нефтепродуктов – 45228 руб/мес;
    • производстве пищевых продуктов и табака – 16982 руб/мес;
    • текстильном и швейном производстве – 10074 руб/мес;
    • производстве кожи, изделий из кожи – 10616 руб/мес;
    • химическом производстве – 21956 руб/мес;
    • металлургическом производстве – 23258 руб/мес;
    • добыче полезных ископаемых 39742 руб/мес;
    • добыче топливно – энергетических  ископаемых – 47559 руб/мес;
    • добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) – 25361 руб/мес;
    • добыче металлических руд – 28532 руб/мес.

Средняя зарплата в российской системе  образования в 2009 году составляла 13,3 тыс. рублей в месяц, в том числе в:

    • дошкольном образовании – 9,7 тыс. руб/мес;
    • ачальном общем образовании – 10,0 тыс. руб/мес;
    • дополнительное образование детей – 12,2 тыс. руб/мес;
    • основном общем образовании – 11,0 тыс. руб/мес;
    • среднем (полном) общем образование – 13,0 тыс. руб/мес;
    • начальном профессиональном образовании – 12,1 тыс. руб/мес;
    • среднем профессиональном образовании – 15,7 тыс. руб/мес;
    • высшем профессиональном образовании – 20,2 тыс. руб/мес;

Средняя зарплата в российской системе  образования в марте 2010 года составляла 13,5 тыс. рублей в месяц.

        Согласно договору о найме  человек обязан  в  течение  оговоренного  времени  работать на предприятии (учреждении), а предприниматель в обмен на его труд выплачивает  ему определенную сумму денег. В результате совершается сделка по купле – продаже определенного товара – труда. Таким образом, заработная плата воспринимается как цена труда – товара.

В производстве человек создает новую  стоимость, равную  стоимости его рабочей  силы, за необходимое рабочее время. Поэтому его рабочий день делится на оплаченное (необходимое) и неоплаченное (прибавочное) время. Если бы бизнесмен стал оплачивать весь труд работников, он потерял бы источник своего обогащения.

Частично оплаченный  труд  воспринимается всеми как полностью оплаченный, а заработная плата на поверхности экономической жизни  выглядит как цена труда, не существующего в действительности товара.

Таким образом, заработную плату нельзя  сводить  к вещественной связи  типа «товар (труд) – деньги (заработная плата)».

Сущность дохода  работника  выражается  законом  заработной  платы. Этот закон отражает объективную экономическую зависимость – заработная плата определяется стоимостью, или ценой рабочей силы. Ее размер зависит от величины  стоимости, или  цены, фонда жизненных средств, созданных работником за необходимое рабочее время. Если стоимость рабочей силы  повышается, должна расти и заработная плата, и наоборот.

Количество  зарабатываемых человеком  денег  зависит  от  величины стоимости его рабочей силы. Такая стоимость имеет верхний и низший уровни. Низшим пределом часто принято считать так называемый «прожиточный минимум», который определяет  границу бедности и идет на поддержание жизнедеятельности работников с низкой квалификацией. Верхняя граница стоимости рабочей силы учитывает дополнительные затраты на удовлетворение социально – культурных потребностей.

В силу  этих  обстоятельств закон заработной платы является эластичным экономическим законом, так как уровень дохода  работника может изменяться. Размеры заработка  работников зависят также от уровня их квалификации. Размер дохода работника во многом зависит от степени развитости экономических  и социальных условий, имеющихся в той или иной стране. Национальные различия в величине заработной платы работников  зависят от научно-технического уровня производительных сил и эффективности общественного труда, степени развитости рабочей  силы, достигнутого  общественно-нормального качества  жизни и иных факторов.

Действительная  величина заработной платы как  цены  рабочей  силы зависит и от конъюнктуры на рынке труда, то есть от отношения между спросом и предложением рабочей силы, остроты конкурентной борьбы между ее  продавцами и покупателями, а также в среде самих продавцов и между покупателями.

В период спада  производства и  массовой  безработицы  предложение рабочей силы  всех категорий работников превышает спрос на нее, что ведет к понижению заработной платы.

Конкуренция на  рынке труда ведет к приближению  уровня заработной платы к равновесной цене. Это означает, что конкуренция выступает  уравнительницей заработной платы. В национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работникам определенной  профессии  с равным уровнем образования и квалификации. То есть рынок труда со свойственной ему конкуренцией утверждает принцип - равная оплата за равный труд.

Однако  многие экономисты ставят под сомнение эластичность закона заработной платы к понижению ставки самой заработной платы. Это явление известно под названием эффекта «храповика». Он наблюдается в случаях с нестабильной экономической ситуацией и частым изменением уровня реального дохода или реальной заработной платы. Причём не только в сторону понижения, но и повышения. Например, после планового повышения уровня минимальной заработной платы в пределах одного предприятия связанного с увеличением инфляции наступает стабилизация экономики, временное или постоянное контролирование уровня инфляции и повышение покупательной способности национальной валюты, что в свою очередь вызовет необходимость снижения как номинальной, так и реальной заработной платы. Однако понижение заработной платы не устроит работников данного предприятия, что в свою очередь вызовет изменение в предложении рабочей силы. Следовательно, заработная плата не подвержена только лишь изменениям в спросе и предложении рабочей силы, но и подвержена влиянию макроэкономических процессов.

 

 

          2.2. Государственное регулирование заработной платы.

Нельзя  не учитывать необходимость государственного вмешательства и государственного  регулирования заработной платы. Действия государства по организации оплаты труда соответственно существующим рыночным условиям можно условно разбить на три направления:

Первое  направление можно было бы обозначить как активное блокирующее вмешательство государства в процесс дальнейшего снижения покупательной способности заработной платы. Это вполне достижимо при консолидации усилий органов исполнительной и законодательной власти в центре и на местах на разработке, принятии и строгом обеспечении исполнения пакета правовых актов, включающего первоочередную задачу индексации средней заработной платы. Содержательная сторона данного пакета документов представляется следующей. Во–первых, правительство за месяц до начала очередного квартала определяет ожидаемый размер инфляции. Исходя из фактических данных о средней заработной плате за три последних месяца, работодатель устанавливает размер компенсационных сумм на фактическую численность персонала, и выплачивает их работникам в форме, учитывающей как необходимость компенсации, так и задачи совершенствования организации заработной платы. Если фактические темпы инфляции оказались выше или ниже определенных правительственными инстанциями, соответствующая сумма компенсации в следующем квартале уменьшается (увеличивается) на переплаченную (недоплаченную) величину.

Во–вторых, принятие нормативных актов об обязательной выплате начисленной работникам заработной платы деньгами или натурой на основе мобилизации всех активов предприятия, включая обязанность работодателя получить на эти цели кредит банка. Действие этого акта, предусматривающего обязательную выплату работникам очередной заработной платы (при постепенной выплате накопившейся ранее задолженности), надлежит распространить на работодателей как бюджетной, так и внебюджетной сфер экономики.

В–третьих, принятие правительственного постановления о покрытии задолженности по заработной плате продукцией предприятия или полученной в порядке взаимозачетов (бартера) продукцией по пониженным ценам. Размер их понижения определяется в коллективном договоре или отдельном соглашении с уполномоченными представителями работников на уровне не менее 5% (как известно, в настоящее время, работодатели навязывают работникам выплату заработной платы натурой по ценам, завышенным в сравнении с рыночными). В документе можно было бы также предусмотреть увеличение размеров снижения цен в зависимости от того, какая часть заработной платы выплачивается в натуральной форме.

Одна из важнейших линий блокирования снижения покупательной способности заработной платы, имеющая и самостоятельное значение для регулирования её организации, коренное изменение уровня минимальной зарплаты,

Важно подчеркнуть, что в условиях монополии государственной формы собственности, когда все занятые в народном хозяйстве рассматривались как работники по найму у государства, когда господствовала единая по принципам построения и взаимоувязанная по отраслям тарифная система, практического смысла в установлении минимальной заработной платы не было. Предприятия не имели права менять государственные тарифные ставки ни в большую, ни в меньшую сторону. Этот смысл появился при передаче государственной собственности в полное хозяйственное ведение предприятий, а далее – в связи с приватизацией и возникновением многоукладной экономики – потребовалось защитить работников в случае недостаточно эффективной работы предприятия в условиях рынка. Решение данной задачи возлагалось на государство как организатора и проводника экономических реформ, которое, однако, стоит еще раз подчеркнуть, с ней не справилось. Хуже того, превратив минимальную зарплату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной платы, за превышение которого взимался дополнительный налог, правительство сделало все. чтобы затормозить рост минимума и получать по этой линии больше отчислений в бюджет. Одновременно решалась задача сдерживания роста заработной платы вообще и в бюджетом секторе экономики в особенности. Таким образом, минимальная зарплата из инструмента организации оплаты труда превратилась в инструмент регулирования бюджетных поступлений и снижения госрасходов на оплату труда работников предприятий бюджетного сектора экономики.

В условиях же развитой рыночной экономики (или  хотя бы попыток её строительства) минимальная  заработная плата, прежде всего, несёт  на себе задачу воспроизводства рабочей силы. А в настоящее время об этом не идёт даже речь. Минимальная ставка имеет скорее формальный, чем реальный характер.

Информация о работе Доходы населения